
«Купите вечернюю газету! Германия! Австрия!» — кричали московские газетчики вечером 19 июля 1914 года. Повод был серьёзный — Германия объявила России войну. За 4 дня до этого сербский националист Гаврила Принцип убил наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда. Германия и Австро-Венгрия обвинили в этом Сербское государство и объявили войну. Император Николай II вступился за Сербию и просил немецкого кайзера Вильгельма сохранить мир. Но тот отклонил просьбу русского царя. Россия не могла оставить братский христианский народ в беде, и в стране началась мобилизация, а затем газетные заголовки принесли в каждый дом весть о войне.
В эти дни в Москве, как и по всей стране, ощущался подъём национального духа. Люди выходили на площади и бульвары с пением гимна и криками «Да здравствует Сербия!». Тысячи людей устремились в храм святых Кира и Иоанна на Солянке, где располагалось Сербское подворье. Все они хотели стать добровольцами и помочь братской стране в борьбе с врагом.
Впрочем, силы москвичей были необходимы в войну и родному городу. Почти сразу в Москву хлынули беженцы из прибалтийских и северо-западных губерний. Именно эти области оказались на территории боевых действий. Для помощи переселенцам Городская управа образовала специальную комиссию, которая искала жильё для нуждающихся, обеспечивала их едой и одеждой. В неё входили члены городской управы и общественные деятели, например, знаменитая благотворительница графиня Вера Бобринская. Жители города собирали для беженцев кровати, матрацы, тёплые вещи, одеяла и посуду, а городская управа устраивала специальные приюты. Помочь лишённым крова людям спешили и частные благотворительные организации. Благодаря дамскому комитету в просторных залах известного «Ресторана Скалкина» в Большом Зыковском проезде было устроено общежитие для беженцев.
Многие здания и дворцы города были переделаны под нужды войны, там располагались госпитали. К примеру, раненых лечили в императорском Петровском Путевом дворце. Свой особняк под госпиталь переделал и купец Николай Миронов. Даже в небольших квартирах люди отрывали совсем маленькие госпитали, рассчитанные на 5-10 коек. Раненых с вокзала к месту лечения помогали доставлять члены московского автомобильного общества, а ещё трамваи с двухэтажными койками, переделанные под санитарные вагоны.
Именно в Первую мировую войну впервые стрелочниками и кондукторами в трамваях стали женщины, потому что мужчины ушли на фронт. Те, кто не мог служить в рядах армии, стремились хоть чем-то помочь общему делу: девушки служили сёстрами милосердия, студенты помогали встречать раненых. На Тверской улице располагался комитет, возглавляемый великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, где жёны солдат шили бельё для фронта. Война коснулась практически каждого дома и каждой семьи: не было и дня, в который кому-то не пришла страшная весть о гибели близкого человека.
Даже культурная жизнь города была направленна на помощь бойцам. Часто в Москве устраивали вечера и камерные концерты для сбора средств на нужды фронтовиков, беженцев и раненых.
Так город продолжал помогать фронту до революции 1917 года, когда война отошла на второй план и москвичей захлестнули революционные события. Первая мировая война закончилась лишь в 1918 году. В это время многие дворяне уже навсегда покинули Россию, а люди из сёл пришли в Москву впервые, чтобы остаться на долгие годы. Город менялся и вступал в новую эпоху русской истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Деяния святых апостолов

Деян., 39 зач., XVII, 1-15.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
У любой профессии всегда есть «обратная сторона». Иногда её ещё называют «профессиональной деформацией». Задумывались ли вы, опасность какой именно «профдеформации» есть у... священнослужителей? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем отрывок из 17-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Чтобы понять, как связан прозвучавший выше вопрос о профдеформации священника и отрывок из книги Деяний — надо... посмотреть греческий текст. И здесь, во 2-м стихе, мы встретим очень интересное слово — а именно глагол διαλογίζεσθαι — переведённый на русский как «говорить» — а вот в церковнославянском тексте иначе: апостол «стяжашеся с ними от писаний». Согласитесь, всё же есть разница — «говорить» или «стяжаться», то есть быть в ситуации «тяни — толкай», своего рода «смыслового спаринга» между противостоящими сторонами.
Вот мы и подошли к нашему вопросу о профдеформации. Апостол Павел сегодня предлагает нам прекрасный мастер-класс, как избежать профдеформации для тех, кто постоянно научает других и очень быстро может «забронзоветь» в собственной «истинности». Ещё бы: когда ты вещаешь с амвона, из современных средств коммуникации — без обратной связи! — легко поверить в очень высокий уровень твоей убедительности. А заговори с живым человеком и расскажи ровно то же самое — удивишься, насколько, оказывается, всё вовсе не настолько самоочевидно.
Целых три субботы, находясь в Фессалоникской синагоге, апостол Павел — как новоявленный Сократ — в постоянном диалоге, споре, доказательстве, апеллировании к библейским историям и пророчествам — показывал истинность христианского учения. Он не «пришпиливал» слушателей своим авторитетом, не «давил» их объёмом своих знаний — но приглашал к уважительному диалогу, внимательно слушая высказывания другой стороны. И результат такой проповеди был настолько ярким, что тотчас поднялась волна возмущения со стороны тех, кто сильно испугался наметившегося радикального разворота по отношению к новой вере.
Сегодня, при всей доступности средств коммуникации и тотальном избытке любой информации, ценность — даже хочется сказать, роскошь живого, ничем цифровым не обусловленного, человеческого общения стала очень и очень высокой. Мне кажется, если мы не научим наших детей именно такому, не декларативному, не «заявительному», а вдумчивому, содержательному, уважительному разговору — мы можем лишить их самой возможности однажды распознать красоту истины. Так что, дорогие друзья, давайте подумаем, как можно было бы сегодня помочь молодому поколению не окончательно потонуть в виртуальных мирах — а полюбить настоящее, живое общение друг с другом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук, руководитель научного центра истории казачества при Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского Александр Малов.
Разговор шел об иноземцах в русской армии в допетровскую эпоху, как они попадали на службу к русским государям и какое влияние оказывали на развитие военного дела в России.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов
- «Николай Гумилев и Первая Мировая война». Анастасия Чернова
- «Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Паломничества в современной России». Юрий Минулин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был руководитель направления религиозного туризма в Российском Союзе туриндустрии, руководитель паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, об интересных людях, повлиявших на этот путь, а также о том, как еще в советские годы он начинал организовывать экскурсии, связанные с религиозными темами, как создавались различные паломнические маршруты и как они развиваются и меняются сегодня.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья