
Фото: Stefan Petrov / Pexels
Монета — это история, которую можно подержать в руке. Первые монеты для торговли появились ещё до Рождества Христова в древнем государстве Лидия. Менялись эпохи, уходили в прошлое целые империи, возникали новые государства, и у всех были свои монеты — разного размера, с различными изображениями и номиналом. Профессиональному историку стоит лишь взглянуть на обозначения и датировку той или иной монеты, чтобы понять, в какой стране она появилась и свидетельницей каких событий стала.
Одной из самых известных монет средневековья был матапан или, как его еще называли, — гроссо. Он появился в конце XII века в Венецианской республике, когда её возглавлял Энрико Дандоло. В тот период набиравшая торговую мощь Венецианская республика конкурировала за право экономического первенства с Византийской империей. Новые монеты были предназначены не только для внутренней, но и для внешней торговли. Они на 98 процентов состояли из чистого серебра и весили чуть больше 2-х граммов. Внешне они напоминали знакомые европейским и восточным купцам византийские монеты. На одной из её сторон была изображена фигура сидящего на троне Христа, а на обратной — отчеканен покровитель Венеции — апостол Марк, вручающий знамя дожу — главе республики. По самому краю матапан обрамлял объемный узор, который выполнял не только декоративную функцию. Он был нужен в целях безопасности: если бы кто-то срезал с монеты немного серебра, это сразу стало бы заметно. Этимология слова «матапан» доподлинно неизвестна. Согласно одному из предположений, название было связано с изображением на монете, и в переводе с арабского обозначало — «сидящий Христос». По другой версии, свое название монета получила от мыса Матапан на острове Морея, который в результате Четвертого крестового похода некоторое время принадлежал Венеции.
Ряд исследователей предполагает, что монета была введена в обращение именно в период Четвёртого крестового похода в 1204 году, когда европейские рыцари разорили столицу Византийской империи — Константинополь. Активное участие в организации и деятельности похода принимали и венецианцы, которым ослабление Византийской империи было только на руку. После разграбления Константинополя большая часть сокровищ была перевезена в Венецию. Эти события укрепили экономическое и политическое положение Венецианской республики, а матапан получил широкое распространение в международной торговле.
Позднее монеты, подобные венецианской, начали выпускать и за пределами республики. Например, по образцу матапана был отчеканен первый сербский динар короля Стэфана Уроша II, который правил Сербией в конце XIII — начале XIV века. Этот сюжет даже запечатлел в своей поэме «Божественная комедия» итальянский поэт Данте Алигьери в строках: «И не украсят царственного сана норвежец, португалец или серб, завистник веницейского чекана». Исследователи считают, что под сербом, «завистником веницейского чекана», Данте имел в виду именно Стэфана Уроша II, выпустившего свою монету по венецианскому образцу.
Благодаря произведению Данте мы можем увидеть, как небольшая серебряная монета оказалась не только важной валютой в международной торговле, но и культурно-историческим наследием, показывающим тесную связь между государствами в те далёкие времена. А еще рассказать о том, что каждая деталь в истории имеет значение.
Все выпуски программы Открываем историю
9 декабря. О наставлениях Иннокентия Иркутского

Сегодня 9 декабря. В День памяти Святителя Иннокентия Иркутского, жившего в восемнадцатом веке.
О его наставлениях о терпении — священник Захарий Савельев.
Святитель Иннокентий Иркутский говорил: «Ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми и что будет время, когда Господь навсегда отрёт слезы наших очей».
В этих словах святителя Иннокентия, наверное, видится весь смысл христианской жизни. Когда человек прибегает к Богу и спрашивает у Него помощи, и Господь, по слову святителя Иннокентия Иркутского и мысли святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, не оставляет ни одну нашу печаль без Своего внимания.
И более того, когда с нами случается несправедливость и горе, хоть они и попускаются Господом, но виновниками являемся мы сами. И Господь, на самом деле, в этой ситуации стремится человека утешить и спасти.
Но Его промысел, он бывает не замечаем на кратком промежутке времени, но когда перед человеком открывается весь потенциал его жизни, весь смысл и значение его существования, то и действия промысла Божия особенно заметны в этом долгом жизненном пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О народе и первосвященниках

В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его».
Об отношении ко Христу книжников и фарисеев — протоиерей Михаил Самохин.
Отношение к простым людям таких же людей, но чуть более образованных, знающих, всегда было хорошим маркером не состояния ума таких людей, а состояния их души. «Уверовал ли в Него кто из начальников или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят Он», — так вопрошают о Христе и одновременно отзываются о простых людях члены иудейского синедриона.
Такой образ мыслей, такое настроение сердца делает людей порождениями ехидны, детьми дьявола и дьяволами. Неспособны они к покаянию, не способны усвоиться Богу, не способны наследовать спасение и блаженство, которое всемилосердный Бог даёт даром людям, сознающим свою греховность и врачующим её истинным покаянием. «Удел несчастных гордецов, преисполненных самомнения и плотского мудрования — вечная смерть», — такой жёсткий приговор произносит святитель Игнатий Брянчанинов безумным гордецам. Народ мешает этим людям. И главное, глядя на образ подобных слепых учителей, вовремя в себе самих заметить ростки гордости и самомнения, презрения к другим людям. Если нам начал мешать народ, если все люди вокруг не такие, значит, в нашу душу прокралась фарисейская закваска, от которой так предостерегал учеников сам Спаситель. «Не приведи нас, Господи, к такой духовной слепоте».
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. Об истории праздника Дня героев Отечества
Сегодня 9 декабря. День героев Отечества.
Об истории праздника — игумен Лука Степанов.
Праздник этот учреждён Екатериной II в 1769 году для кавалеров ордена в честь Георгия Победоносца. Эта георгиевская награда была высшей наградой за воинскую доблесть, за великие заслуги перед Отечеством на поле брани. И этот день был предназначен для оказания особого внимания, почестей и почившим героям, и тем, кто ещё продолжает свою земную жизнь.
Впоследствии этот праздник был расширен до чествования Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации. В 2007 году обновлено это торжество распоряжением президента, и, таким образом, для нас оно сегодня становится и исторически значимым, и смыслово содержательным почитанием всех тех героев России, которые и в былые времена, и в нынешние, не щадя своих жизней, жертвуя собой, показывали примеры замечательного героизма, храбрости, служили и служат Отечеству.
Все выпуски программы Актуальная тема











