
Фото: Stefan Petrov / Pexels
Монета — это история, которую можно подержать в руке. Первые монеты для торговли появились ещё до Рождества Христова в древнем государстве Лидия. Менялись эпохи, уходили в прошлое целые империи, возникали новые государства, и у всех были свои монеты — разного размера, с различными изображениями и номиналом. Профессиональному историку стоит лишь взглянуть на обозначения и датировку той или иной монеты, чтобы понять, в какой стране она появилась и свидетельницей каких событий стала.
Одной из самых известных монет средневековья был матапан или, как его еще называли, — гроссо. Он появился в конце XII века в Венецианской республике, когда её возглавлял Энрико Дандоло. В тот период набиравшая торговую мощь Венецианская республика конкурировала за право экономического первенства с Византийской империей. Новые монеты были предназначены не только для внутренней, но и для внешней торговли. Они на 98 процентов состояли из чистого серебра и весили чуть больше 2-х граммов. Внешне они напоминали знакомые европейским и восточным купцам византийские монеты. На одной из её сторон была изображена фигура сидящего на троне Христа, а на обратной — отчеканен покровитель Венеции — апостол Марк, вручающий знамя дожу — главе республики. По самому краю матапан обрамлял объемный узор, который выполнял не только декоративную функцию. Он был нужен в целях безопасности: если бы кто-то срезал с монеты немного серебра, это сразу стало бы заметно. Этимология слова «матапан» доподлинно неизвестна. Согласно одному из предположений, название было связано с изображением на монете, и в переводе с арабского обозначало — «сидящий Христос». По другой версии, свое название монета получила от мыса Матапан на острове Морея, который в результате Четвертого крестового похода некоторое время принадлежал Венеции.
Ряд исследователей предполагает, что монета была введена в обращение именно в период Четвёртого крестового похода в 1204 году, когда европейские рыцари разорили столицу Византийской империи — Константинополь. Активное участие в организации и деятельности похода принимали и венецианцы, которым ослабление Византийской империи было только на руку. После разграбления Константинополя большая часть сокровищ была перевезена в Венецию. Эти события укрепили экономическое и политическое положение Венецианской республики, а матапан получил широкое распространение в международной торговле.
Позднее монеты, подобные венецианской, начали выпускать и за пределами республики. Например, по образцу матапана был отчеканен первый сербский динар короля Стэфана Уроша II, который правил Сербией в конце XIII — начале XIV века. Этот сюжет даже запечатлел в своей поэме «Божественная комедия» итальянский поэт Данте Алигьери в строках: «И не украсят царственного сана норвежец, португалец или серб, завистник веницейского чекана». Исследователи считают, что под сербом, «завистником веницейского чекана», Данте имел в виду именно Стэфана Уроша II, выпустившего свою монету по венецианскому образцу.
Благодаря произведению Данте мы можем увидеть, как небольшая серебряная монета оказалась не только важной валютой в международной торговле, но и культурно-историческим наследием, показывающим тесную связь между государствами в те далёкие времена. А еще рассказать о том, что каждая деталь в истории имеет значение.
Все выпуски программы Открываем историю
«Раздать всё, или уметь отказывать?» Евгения Ульева
Гостьей программы «Светлый вечер» была психолог, мама восьми детей, бабушка девяти внуков Евгения Ульева.
Разговор шел о том, как соотносить ответственность за детей и близких с призывом Христа быть готовым отдать просящему последнее, и нужно ли христианину уметь отказывать и говорить нет.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Родственные души»

о. Макарий Маркиш
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева, а также наш гость — председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) — поделились светлыми историями о близком человеке, с которым вместе прошли путь к вере, которого обрели благодаря приходу к вере, или который помог к вере обратиться.
Все выпуски программы Светлые истории
Источник Иоанна Богослова — Волгоград

Фото: Piqsels
В самом центре оживленного Волгограда есть место, скрытое от городской суеты. Оно находится неподалёку от областной клинической больницы. Здесь, в пойме реки Царица, в тени деревьев бьёт родник. Он был обнаружен в 1909 году при удивительных обстоятельствах. Десятилетняя девочка по имени Александра нашла на берегу реки Царицы камень с изображением святого. Когда малышка подняла находку, из-под земли забила вода.
В иконе на камне православные узнали образ апостола Иоанна Богослова и освятили источник во имя святого. Вскоре люди заметили, что родник обладает чудесными свойствами. Выпив с молитвой здешней воды, те, кто страдали различными недугами, получали облегчение. Ключ стал местом паломничества. После революции 1917 года безбожники пытались его засыпать, но целительная влага вновь и вновь пробивалась наружу и людской поток к роднику не иссякал.
Во время Великой Отечественной войны рядом с Иоанно-Богословским источником разместился госпиталь. И тут уже врачи заметили, что ключевая вода помогает раненым идти на поправку. Санитарки и медсестры, набирая воду из родника, просили помощи у апостола Иоанна. Это не нравилось городским властям — ревнителям атеизма. Лишь только бои отгремели, они вновь приказали уничтожить источник. На этот раз его залили бетоном и на многие годы волгоградцы лишились возможности использовать целебную влагу.
В 1994 году православные расчистили ключ, благоустроили вокруг него территорию и построили рядом часовню с купальней. А в 2003 году тут же возвели храм во имя Иоанна Богослова. С тех пор под его сводами регулярно совершаются богослужения, а после них волгоградцы непременно набирают святую воду.
Удивительный родник круглый год сохраняет одну и ту же температуру — плюс семь градусов. Он не замерзает в лютые морозы и дарит прохладу в знойные летние дни. В 2024 году «Русское географическое общество» внесло источник Иоанна Богослова, расположенный в центре Волгограда, в свой путеводитель «По святым местам России».
Все выпуски программы ПроСтранствия







