
Фото: yasmin peyman / Unsplash
Ещё со школьной скамьи у нас на слуху имена русских героев и полководцев: адмирала Павла Нахимова — героя-защитника Севастополя в Крымской войне или первооткрывателей Антарктиды — Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Что объединяет этих людей? Все они были выпускниками кадетских корпусов.
Само слово «кадет» пришло в Россию из Франции и переводится как «младший», «несовершеннолетний». Так французы называли юных дворян, зачисленных на военную службу.
Первый кадетский корпус в России появился в 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Туда принимали детей из дворянских семей. Некоторые историки связывают появление кадетских корпусов с императором Петром I: в 1701 году по его распоряжению была открыта Навигацкая школа для мальчиков, где готовили будущих специалистов военно-морского флота. Спустя полвека ученики этой школы были переведены в новый Морской шляхетный кадетский корпус.
За два столетия в Российской империи появилось 26 кадетских корпусов. Их главной задачей была подготовка будущих офицеров, образованных и воспитанных с чувством долга и любви к Отечеству. Унифицированная система образования в корпусах появилась при императоре Николае I.
По достижении 6-10 лет мальчики поступали в корпус на обучение, где на 8 лет становились частью большой воинской семьи. Кроме основных дисциплин, таких, как арифметика, чистописание, Закон Божий и история, кадеты обучались артиллерии, тактике, военной топографии и фехтованию. Ещё выпускники корпусов должны были говорить на нескольких иностранных языках. Особо начальство корпусов следило за поведением: хорошие отметки и исполнительность поощрялись похвальными листами и занесением имени отличника на почётную красную доску. За дурное поведение можно было попасть в карцер. Самым стыдным наказанием ребята считали снятие погон. Для мальчика-кадета погоны были символом их принадлежности к кадетскому братству. У каждого корпуса были свои погоны, свой праздник — день памяти особо почитаемого в корпусе святого и свои герои-выпускники.
Начиная с правления Николая I в кадетских корпусах стали проходить обучение даже дети из царской семьи. Генерал Мелентий Ольшевский вспоминал о том, как после длительного похода среди других кадетов на соломе спал цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель.
Кадетские корпуса стали настоящей кузницей военных кадров императорской армии и даже пережили революцию. Несколько корпусов эмигрировали за рубеж: там продолжили обучение кадеты, уехавшие из России. В эмиграции они сохранили дореволюционные правила и традиции, и передали их новым поколениям кадет, рождённым уже за рубежом. Последний эмигрантский корпус прекратил своё существование в 1964 году в городе Дьеп во Франции.
Таинственной кадетской традицией была «Звериада» — кадетская летопись в стихах, где каждый выпуск добавлял куплет от себя. Ребята вписывали новые куплеты в книгу с картинками в роскошном переплёте и передавали её на ночном параде от выпуска к выпуску. Несмотря на то, что стихи писались в полушутливом стиле, они содержали серьёзные идеи, в духе которых воспитывались будущие офицеры: быть верными Отечеству, подставлять плечо друг другу и никогда не забывать о родном корпусе.
За время своего существования императорские кадетские корпуса выпустили целую плеяду героев и полководцев. Немалое число выпускников эмигрантских корпусов приняло священный сан.
В советской России по образцу старых императорских корпусов в 1943 году открыли Суворовские училища, а сами кадетские корпуса были воссозданы уже в современной России и существуют до сих пор.
Все выпуски программы Открываем историю
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (20.05.2025)
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из верующих не задавался вопросом: как узнать волю Божию? Почему кого-то Господь явным образом направляет, а кто-то практически не слышит Его указаний? Возможные ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Когда люди внешние и малоцерковные спрашивают верующих о смысле поста, довольно часто в ответ они слышат, что пост — это время воспитания воли и способности жертвовать чем-то важным ради Бога. Однако, на самом деле, если посмотреть в суть такого явления, как пост, можно увидеть, что воспитание воли и жертвенность в нём вторичны по сравнению с главным: обращением сердца к Богу. После грехопадения человек, по слову Писания, осуетился в своём уме и его сердце наполнилось беспокойством о завтрашнем дне. Забота стала глубинным чувством человека, и он подчинил ему всё остальное — веру, науку, культуру... Ведь даже Бога мы воспринимаем как Того, Кто должен помочь нам в осуществлении наших планов. В свою очередь пост, не как пищевая дисциплина, а как явление духовной жизни, оказывается попыткой выйти из круга суеты и хотя бы на краткое время прислушаться не к тому, что мы говорим Богу, но к тому, что Он говорит нам.
Сегодняшнее чтение из книги Деяний апостольских начинается с рассказа о жизни христианской церкви в Антиохии. После того, как верующие обратились к язычникам с проповедью, у них прибавилось работы. Антиохия была огромным культурным центром, а мировоззрение язычников было настолько далёким от христианского, что на ниве просвещения и нравственного наставления можно было трудиться день и ночь. Чем, собственно, и занимались многие учители и пророки, некоторых автор книги деяний называет по именам.
И вот во время совместной молитвы и поста с ними происходит то, о чём формально мечтают многие верующие: к ним обращается Дух Святой, по слову Которого Варнава и Савл или Павел отправляются в миссионерское путешествие. Наш рационалистический и пытливый ум сразу задаётся вопросом: в какой форме было совершено это обращение? Услышали ли они голос? Или один из них пророчествовал? Однако для понимания духовного смысла текста это совсем неважно... Гораздо важнее, что они совместно молились и постились, что сделало их доступными для действия Духа Святого. Ведь именно совместная молитва как пространство отречения от своего и обращения к Божьему, а также пост как внутренняя собранность и уход от суеты, позволяют им стать восприимчивыми к Божией вести и не только идти на проповедь, но и противодействовать злу. Вместе с апостолами и сегодня всякий, кто стремится стать восприимчивым к голосу Духа Святого, призван хотя бы на время по возможности отвращаться от бесконечной суеты, в которой мы пребываем, и обращаться к Богу с сердечной молитвой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем создать условия для реабилитации особенных детей

Каждое лето, вот уже больше 7 лет, в лагере «Раздолье» в Ленинградской области происходит удивительное. Дети, которые в силу своих ментальных или физических особенностей не могут полноценно общаться, чего-то не умеют или боятся — обретают здесь уверенность и делают явные успехи в развитии.
Один из подопечных лагеря — Саша, подросток с синдромом Дауна, до прошлого лета был замкнутым, не отходил от мамы. Но после поездки в «Раздолье» всё изменилось. Он поверил в себя, а главное, нашёл друзей. «Наши дети тут меняются. Домой возвращаются повзрослевшими и более самостоятельными. Их приучают ходить в храм, заботиться о близких и беречь всё живое», — рассказывает мама Саши.
Семейный реабилитационный лагерь действует на территории храма Святых Царственных Страстотерпцев, который находится в деревне Раздолье. Интересно, что мамы и папы стремятся сюда не меньше, чем дети. Для взрослых это место, где можно отдохнуть, пока с их особенным ребёнком занимаются специалисты и добровольцы: рисуют, лепят из глины и проводят развивающие игры. Здесь родители получают духовную и психологическую помощь.
Этим летом руководитель проекта священник Борис Ершов и его команда ждут в Раздолье больше тридцати семей с детьми, у которых есть особенности здоровья. Однако сейчас отцу Борису нужно срочно решить три бытовые проблемы: починить систему септиков, расширить колодец с питьевой водой и дополнить нужным оборудованием кухню. Пока здешние ресурсы рассчитаны на крайне малое количество людей. А поддержка нужна многим.
Новые колодцы отец Борис уже приобрёл сам, но в остальном ему необходима помощь. Поддержать семейный реабилитационный лагерь в Ленинградской области можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов