
В отношении прошлого важно помнить не только удачи, но и ошибки. Это чрезвычайно важно. Ведь память о поражениях способна обезопасить от новых обидных промахов. Именно в таком смысловом контексте следует понимать содержание псалма 105-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 105.
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Кто изречёт могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Своё.
9 Грозно рёк морю Чермному, и оно иссохло; и провёл их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему.
13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.
16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их.
24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
30 И восстал Финеес и произвёл суд, — и остановилась язва.
31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие своё.
44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твоё, хвалиться Твоею славою.
48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
Автор прозвучавшего псалма, к сожалению, не известен. Правда, обидно, что мы не знаем имени человека, составившего такое пронзительное и честное произведение. Существует версия, что псалом 105-й был сочинен в условиях Вавилонского плена — насильственной депортации древних евреев в Междуречье, регион между реками Тигр и Евфрат, в шестом веке до Рождества Христова. И безымянный автор псалма оказался как раз среди этих вынужденных переселенцев.
Какую же цель ставит перед собой псалмопевец? Какой цели он хочет добиться, довольно подробно рассказывая историю Исхода — освобождения евреев из еще одного плена — египетского. Дело в том, что со временем события Исхода приобрели в иудейской среде какой-то легендарный, очищенный от всякого негатива характер. Ветхозаветные евреи старались помнить только лучшее, самое светлое. Но автор псалма настаивает на ином. А именно — перечисляет все случаи неверности и предательства Бога, которые случились во время перехода по Синайской пустыне.
Вот только некоторые из упоминаний. «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря». Еще одно: «Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего». И оказывается, что не всё так было хорошо и гладко в прошлом. И нет у народа еврейского никаких оснований мыслить себя с позиций совершенства веры и благочестия.
Зачем же псалмопевец начал бередить раны прошлого? Чего он хотел тем самым достичь? Его целью было призвать современников к покаянию. Вавилонский плен случился не на пустом месте, а стал результатом богоотступничества. Ветхозаветные евреи забыли Бога истинного, стали поклоняться идолам. И пришло вразумление. Страшное, даже катастрофическое. Иерусалим разрушили, храм разграбили, оставив на его месте развалины. Ковчег завета — главная святыня — была утрачена.
Но автор псалма всё же вспоминает не только плохое. Он говорит и о милости Божией. Указывает, что, несмотря на все ошибки и промахи, Бог не отвернулся от Своего народа. Каждый раз Он откликался на покаянную молитву людей, давал исцеление и утешение. Потому и в условиях Вавилонского плена можно надеяться на избавление от Бога. Но для этого необходимо смириться — признать ошибки, постараться их исправить. В тот момент древним евреям это удалось. Они смогли пережить время вынужденного пребывания на чужбине, сохранили веру, отказались от идолопоклонства. А потому вернулись на родину, восстановили храм, поблагодарив Бога за избавление.
Урок, который был дан народу израильскому, пусть послужит и нам на пользу. Нежелание видеть ошибок прошлого может дорого обойтись в настоящем и будущем. Потому не будем поддаваться гордости, но станем просить у Бога трезвомыслия и сил, чтобы жить по правде Божией и хранить Его заповеди. Только в этом случае можно рассчитывать на мирное и благословлённое Богом время.
Псалом 105. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 105. (Церковно-славянский перевод)
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О трудах и подвиге Священномученика Иринея, епископа Лионского

Сегодня 5 сентября. День памяти Священномученика Иринея, епископа Лионского, пострадавшего за Христа в 202 году.
О его трудах и подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Ириней был епископом, философом, богословом и мучеником. Он был усечён мечом за веру во Христа в правление императора Септимия Севера в самом начале III века.
Среди всех древних святых празднование в честь Иринея, несомненно, одно из самых важных. Ведь он был первым по времени отцом Церкви и богословом-догматистом в истории. Его труды и учения стали олицетворением того славного времени, когда все христиане ожидали скорого возвращения Господа во Втором пришествии.
Сведения о жизни Иринея дошли до нас благодаря церковной истории Евсевия Кесарийского, святому Иерониму и Григорию Турскому, а также благодаря его собственным произведениям, главным из которых была книга «Против ересей».
Святой Ириней боролся с гностиками. Опасность гностицизма заключалась в том, что, в отличие от римского язычества, гностицизм не пытался бороться с Церковью, а наоборот, старался использовать её для своих целей. К подлинным Евангелиям гностики примешивали свои собственные писания.
При этом они не обладали каким-либо видимым единством организации. По сути, они стали прототипом всей последующей эзотерики, оккультных и магических, по сути, представлений, которые будут распространяться от имени христианства и пользоваться всеобщим невежеством до скончания века.
Когда глас Церкви умолкает, когда православные христиане не изучают богословие, мир буквально глохнет от рёва лжепророков. Да избавит нас Господь от невежества молитвами святого Иринея.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О милосердии

Сегодня 5 сентября. Международный день благотворительности.
О милосердии — священник Александр Ермолин.
Священное Писание говорит нам о том, что Бог щедр и милостив. Именно так гласит книга Псалтирь: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».
И давайте вспомним ещё один прекрасный пример из Священного Писания. Это пример милосердного самарянина: человек отправился в путешествие и увидел, что на обочине дороги лежит другой человек, которого избили разбойники и оставили умирать. Он не рассуждает, кто он, какая его национальность, зачем он сюда пошёл и так далее. Он просто отправляет его в гостиницу. Именно так говорит нам Священное Писание. Писание оплачивает все издержки и даже обещает, что, когда он вернётся, оплатит ещё больше, если будут какие-то дополнительные расходы. Вот пример настоящего, подлинного, живого милосердия.
И надо помнить ещё одни прекрасные слова о том, что потому люди узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собой. Именно любовь по отношению к людям, по отношению к другим людям, как раз является показателем нашей с вами христианской веры.
Поэтому нужно творить дела милосердия. И вот так вот люди увидят нашу веру и задумаются о том, что Бог щедр, долготерпелив и многомилостив.
Все выпуски программы Актуальная тема