
Фото: Alexandr K / Unsplash
Во время Великой Отечественной войны в составе военно-воздушных сил Красной армии появилась... французская эскадрилья. Она получила название «Нормандия» — в честь одной из провинций Франции. Эскадрилья была сформирована в 1942-м году, а уже летом 1943-го «Нормандию» преобразовали в истребительный полк из трёх боевых эскадрилий, названных в честь нормандских городов: «Руан», «Гавр», «Шербур». Полк отличился в боях при прорыве немецкой обороны на реке Неман в Белоруссии. Приказом Верховного главнокомандующего от 28 ноября 1944 полку было присвоено почетное наименование Неманского. Теперь его стали называть «Нормандия-Неман». Под этим именем французский полк Красной Армии и вошёл в историю.
Удивительно, как стало возможным появление в советской армии французской авиачасти? Ведь еще в 1940-м Франция была оккупирована немцами, а сохранившаяся часть вооруженных сил находилась под контролем Гитлера. В 1941-м году во время битвы под Москвой «Легион французских добровольцев» выступал против русских солдат. Но были и другие французы — те, кто хотел внести свой вклад в борьбу с нацизмом. Их возглавил генерал Шарль де Голль — лидер французского движения Сопротивления, заместитель военного министра Франции, который отказался подчиняться гитлеровскому режиму. Он сыграл ключевую роль в переговорах о создании в СССР французской авиачасти. Соглашение было достигнуто. Однако, учитывая политическую обстановку, чтобы попасть в Россию, пилотам фактически пришлось бежать из своих воинских частей. На родине им грозил военный трибунал. Но это их не останавливало. По выражению историка Александра Котлобовского, многим из этих отважных лётчиков ещё на пути к России довелось пережить приключения, достойные пера Дюма или Жюля Верна. Так, например, лётчик-ас Жозеф Риссо на небольшом почтовом самолёте вылетел с авиабазы в Алжире. Он надеялся сначала добраться до территории, подконтрольной британцам, противникам гитлеровского нацизма. Но по ошибке приземлился в лояльной к Гитлеру Испании. Был арестован. Однако ему удалось бежать и в конце концов добраться до Советского Союза.
В СССР французские летчики получили самолёты, обмундирование, денежное довольствие. Примечательно, что из премий, полагавшихся за сбитые самолеты, они собирали и передавали средства в советский фонд обороны. Французы в составе военно-воздушных сил Красной Армии принимали участие в битве на Курской дуге, операции «Багратион», Восточно-прусской операции. В историю вошёл подвиг лётчика Мориса де Сейна. Он отдал жизнь, пытаясь спасти товарища — механика Владимира Белозуба. 15 июля 1944 года де Сейн перебазировался с одного аэродрома на другой. Как полагалось в таких случаях, механик летел вместе с ним. В самолете де Сейна началась утечка топлива. Причины её остались неизвестными — техническая неисправность или же выстрел врага. Пары бензина ослепили лётчика. Но он не счёл возможным выпрыгнуть и воспользовался парашютом, зная, что механик Белозуб, которого не снабдили парашютом, не сможет последовать за ним. Морис де Сейн вслепую, по наводке с земли, пытался посадить самолёт и спасти товарища. Сделать это не удалось. Лётчика и механика похоронили в одной могиле. Позже прах Мориса де Сейна был перевезён во Францию. В 2015-м году в городе Иваново, где во время Великой Отечественной французские летчики учились летать на советских машинах, появился памятник полку «Нормандия-Неман». На постаменте возвышаются фигуры Мориса де Сейна и механика Владимира Белозуба.
Все выпуски программы Открываем историю
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер