
Фото: Павел Гавриков/ Pexels
В тридцати верстах от губернского города Тамбова, на берегу извилистой речки Нару-Тамбов, окружённое невысокими лесистыми холмами, стояло поместье супругов Петра Гавриловича и Варвары Александровны Сухотиных. Они обвенчались в конце семидесятых годов 18-го века, когда Пётр Гаврилович — дворянин, военный, офицер в чине секунд-майора — вышел в отставку. Участник двух Русско-Турецких войн, когда-то он с первого взгляда покорил юную Вареньку. Даже теперь, прожив с супругом бок о бок не один десяток лет, она хорошо помнила счастливый день своего бракосочетания. Торжественную церковную службу, горящие свечи, и жениха в парадном офицерском мундире, на котором сверкал золотой Георгиевский крест за взятие Очакова. Вместе с этой наградой Петру Гавриловичу было пожаловано имение в Тамбовской губернии. Туда он привёз молодую жену, и вот уже более тридцати лет, душа в душу, жили они в своём семейном гнезде.
В поместье Сухотиных, кроме господской усадьбы с хозяйственными постройками, были сад, огород, несколько десятин пахотной земли и леса. Не так уж много по меркам 19-го века. Но супругам хватало и на жизнь, и на щедрую милостыню. Увы, у Петра Гавриловича и Варвары Александровны не было детей — здоровье у обоих всегда было слабым, а с возрастом болезни всё больше одолевали их. Как-то раз оба так сильно занедужили, что месяц не могли встать с постели. Но однажды утром Варвара Александровна почувствовала себя лучше. Она зашла в гостиную, и увидела там супруга. Он разжигал огонь в камине. Пётр Гаврилович радостно поднялся навстречу жене со словами: «Варенька, родная, и тебе полегчало! Ты послушай только, какой сон мне приснился!». И рассказал, что видел чудесного, светлого старца. Он дал Петру Гавриловичу икону Божьей Матери «Знамение». Сказал: «Отслужи перед иконою молебен, и будешь здоров». Варвара Александровна выслушала мужа с изумлением, и ответила, что видела сегодня ровно такой же сон. Супруги посоветовались, и поехали в Тамбов, в иконную лавку Преображенского собора, за образом Богородицы «Знамение». На следующий же день икону привезли в их имение — Сухотинку, и священник отслужил перед образом молебен о здравии.
После этого Пётр Гаврилович и Варвара Александровна с каждым днём чувствовали себя всё лучше. Прежде они редко покидали имение, а теперь стали часто и подолгу гулять у реки или в лесу. Однажды, возвращаясь с прогулки, уже у самого дома, Пётр Гаврилович вдруг остановился и перекрестился. Варвара Александровна посмотрела удивлённо. А супруг сказал ей, что его мысленному взору представилась прямо на их дворе большая белая церковь, а вокруг неё строения — монастырь. И признался, что такое происходит с ним не впервые. Поделился догадкой: может, неспроста это? Не Богородица ли подаёт знак, что нужно построить в Сухотинке монастырь? Варвара Александровна радостно поддержала предположение супруга. Только засомневалась, осилят ли они такое большое дело. «Господь здоровье даровал — теперь осилим!», — уверил жену Пётр Гаврилович.
Начали с церкви — каменной, в честь Знамения Пресвятой Богородицы, с приделами небесных покровителей супругов — преподобного Петра Афонского и великомученицы Варвары. Дело спорилось. Пётр Гаврилович ездил в Тамбов закупать строительные материалы, там же заказал купольные кресты и колокола. Летом 1822-го года храм освятили. А в начале октября Пётр Гаврилович скоропостижно скончался. Днём ещё сидел за расчётами, записывал, что необходимо купить для нового храма. Вечером лёг спать; во сне и отошёл ко Господу. Варвара Александровна в память о супруге дала Богу обет: довести их общее дело до конца.
Нелегко было ей одной руководить большим строительством. Но с Божьей помощью к концу лета 1849-го года на берегу речки Нару-Тамбов поднялись белые одноэтажные и двухэтажные постройки, которые напоминали маленький городок. А надо всем этим высился храм. В сентябре новая обитель — женский Богородице-Знаменский Сухотинский монастырь — была торжественно освящена, и приняла в свои стены первых монахинь. Вскоре после открытия обители отошла ко Господу Варвара Александровна. В своём завещании усадьбу, земли и сверх того двадцать тысяч рублей она оставила монастырю. Там же, на территории обители, Варвара Александровна Сухотина и упокоилась рядом с любимым супругом, Петром Гавриловичем. А их детище — Богородице-Знаменский Сухотинский монастырь — и сегодня возвышается на живописном берегу реки Нару-Тамбов.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.