
Фото: Margerretta / Pexels
«Семья... должна давать счастье тем, кто её составляет, ... воспитывать работников на пользу человеческую, связывать поколения», — так считал академик Владимир Вернадский, русский учёный и мыслитель. По словам Владимира Ивановича, именно благодаря семье и поддержке родных он обрёл призвание в жизни.
Будущий академик появился на свет в феврале 1863 года. Его отец, преподаватель Петербургского Политехнического института Иван Никифорович Вернадский, не отходил от колыбели новорождённого сына. По очереди с супругой, Анной Петровной, они укачивали малыша и радовались тому, каким здоровым и крепким он родился. Мальчика назвали Владимиром. Самым ранним детским воспоминанием Володи стало семейное гнездо Вернадских на Миллионной улице Петербурга. По выходным в доме собиралась родня. Пили чай, общались, пели хором народные песни. Когда Володе исполнился год, у него появились сёстры — близнецы Катя и Оля. Дом наполнился шумом, играми. Хлопот у родителей прибавилось, но Иван Никифорович и Анна Петровна только радовались — ведь это были счастливые заботы.
Под руководством отца Володя очень рано научился читать. Любимой книгой мальчика стала Библия. Особенно поражали его воображение истории из Ветхого Завета. Вернадский в своей автобиографии рассказывал, с каким упоением читал о Каине и Авеле, Сауле и Самуиле. «Я верил в существование рая и задумывался, где он находится; меня интересовало, как жили Адам и Ева», — писал учёный. Иван Никифорович заметил любознательность сына. И стал дарить Володе научно-популярные издания по истории, ботанике, географии, философии. Несмотря на юный возраст, мальчик взахлёб проглатывал каждую книгу, а потом они вместе обсуждали прочитанное. Володе нравилось, что при этом отец разговаривал с ним на равных, считался с его мнением. А сколько интересного он знал! Володе очень хотелось быть похожим на отца.
В 1868 году Вернадские переехали в Харьков. Иван Никифорович получил там должность директора банка. Семья поселилась в уютном двухэтажном домике с садом. Там вместе с отцом шестилетний Володя устроил площадку для игры в кегли, которая стала любимым развлечением у всех домашних. Когда Володе исполнилось 10 лет, Вернадские всей семьёй отправились в путешествие по Европе. В памяти учёного осталось происшествие, которое случилось с ним тогда в Швейцарии. Вместе с матерью, отцом и сёстрами они поднялись в Альпы. Там внимание Володи привлекли кусочки горного хрусталя. Камешки лежали на земле, сверкали на солнце, и казались мальчику настоящими драгоценностями. Он стал собирать их, и не заметил, как отстал от своих и заблудился. Когда мальчик всё-таки вышел на дорогу, ни родителей, ни сестёр там уже не было. Он сумел самостоятельно добраться до гостиницы, и застал всю семью в слезах. «Володя, как мы тебя искали, как кричали!», — обнимая его, плакала мать. Тогда Вернадский впервые глубоко осознал, как сильно любят его родители.
Он отвечал им такой же любовью. Когда в 1880 году у Ивана Никифоровича случился инфаркт, Володя дни и ночи проводил у его постели. Он даже выхлопотал освобождение от уроков в гимназии. Юноша помогал матери ухаживать за больным. Бегал в аптеку, кормил отца с ложки, читал ему вслух. К сожалению, полностью выздороветь Иван Никифорович уже не смог. В 1884 году Вернадский похоронил горячо любимого родителя. Примерно в это же время Владимир потерял ещё одного родного и близкого человека —двоюродного дядю, Евграфа Максимовича Короленко. Это был необычный человек — добряк, интеллектуал и энтузиаст, горящий научными и философскими идеями. Многие считали его чудаком. Но Вернадский, уже став известным учёным, часто с благодарностью вспоминал дядю. И повторял, что своим неординарным образом мыслей тот оказал на него большое влияние. На протяжении всей жизни Владимир Иванович Вернадский со светлым чувством вспоминал семью. Благодарил отца за то, что тот направил его по нужному пути. Мать — за то, что была рядом в трудную минуту, поддерживала словом и делом. Когда сам учёный стал мужем и отцом, он признавался, что пример родителей всегда оставался перед его мысленным взором.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема