
«В нашем человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения», — писал Николай Васильевич Гоголь. В России, считал он, как нигде во всём мире, люди чувствуют Пасхальный свет, проникаются им. Наверное, поэтому именно в русской литературе сложился особый жанр, посвящённый Празднику праздников. В прозе это — пасхальный рассказ, в поэзии — пасхальные стихи. «Пасхальная книга стихов» — так и называется один из поэтических сборников, в который вошли произведения русских стихотворцев 19-го — начала 20 века о Светлом Воскресении Христовом.
«Земля и солнце, \ Поля и лес — \ Все славят Бога: \ Христос воскрес! \ В улыбке синих \ Живых небес \ Всё та же радость: \ Христос воскрес!» — такими словами встречает Пасху писательница и поэтесса Лидия Чарская. В простых строках её стихотворения — и чистая, по-детски искренняя радость, и надежда на преображение и исцелении души светом Воскресшего Христа. Таким же ярким, праздничным настроением пронизано и стихотворение Апполона Майкова «Христос Воскрес!»: «Повсюду благовест гудит, \ Из всех церквей народ валит. \ Заря глядит уже с небес... \ Христос Воскрес! Христос Воскрес! \ С полей уж снят покров снегов, \ И реки рвутся из оков, \ И зеленее ближний лес... \ Христос Воскрес! Христос Воскрес!». В словах поэта — весенний воздух, чистый и обновлённый после долгой зимы; и обновлённая пасхальным светом, ликующая душа.
Стоит отметить, что в поэтическом сборнике «Пасхальная книга стихов» можно найти произведения, посвящённые не только самой Пасхе, но и особенному времени, ей предшествующему: Великому посту и Страстной Седмице. Так, например, Алексей Жемчужников, известный своими сатирическими экспромтами под литературной маской Козьмы Пруткова, написал проникновенное стихотворение, посвящённое событиям Великой Пятницы — «Вынос плащаницы»: «Выносится в толпу Святая Плащаница. \ Все расступаются, склоняясь перед ней. \ Я слышу тихий плач. Заплаканные лица \ Мне видны сквозь огонь бесчисленных свечей. \ Свершилось! Кончены предсмертные страданья. \ Уме́рший на Кресте положен в гроб Христос. \ И в пенье клироса мне слышится рыданье, \ И я роняю сам скупые капли слёз».
Но за этими полными печали строками уже чувствуется, трепещет пасхальная радость — Христос воскрес! И спешит провозгласить её перед всеми протопресвитер Василий Бажанов в своём стихотворении: «Люди — братья! Наступил \ День великий, день спасенья! \ Светлый праздник Воскресенья \ Бога правды, Бога сил!... \ Прочь от нас вражда и злоба! \ Всё забудем! Всё простим! \ Примирением почтим \ Днесь Восставшего из гроба!».
В «Пасхальной книге стихов» собрано более сотни произведений русских поэтов. Каждое из них — отклик человеческой души на призыв Божьей любви; каждое учит добру и прощению, в каждом — надежда на спасение, двери к которому открыл Христос в день Своего Светлого Воскресения.
Все выпуски программы Литературный навигатор
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема