
«В жизни не раз наступают решающие минуты и остаются решающие дюймы», — это наблюдение принадлежит Джеймсу Олдриджу. Английский писатель поделился им с читателями в новелле «Последний дюйм». Произведение было написано в 1957-м, и тогда же переведено на русский язык. Творчество Олдриджа было очень популярно в России в середине ХХ века. А новелла «Последний дюйм» до сих пор переиздаётся и изучается во многих школах России на уроках внеклассного чтения.
В произведении всего два героя — отец и сын, Бен и Дэви. Бен — лётчик, ему немного за сорок. Когда-то он работал в египетской нефтяной компании, из-за чего вся семья была вынуждена перебраться из Америки в Каир. Супруга Бена не смогла прижиться в незнакомой стране, и вернулась на родину, оставив мужа и 10-летнего сына Дэви. А потом нефтяные разработки остановились, и Бен потерял работу. Но опытный лётчик нашёл выход: на маленьком легкомоторном самолёте он стал летать к диким берегам Красного моря и снимать подводный мир для одного из американских телеканалов. Работа хоть и была не вполне легальной, приносила неплохие деньги. Однажды Бену пообещали большой гонорар за съёмку акул. И в один из дней он направил самолёт к берегу Акульей бухты. Однако обстоятельства сложились так, что на борт ему пришлось взять с собой Дэви.
Олдридж каждую деталь описывает так, что становишься не просто читателем, а словно очевидцем событий. Когда маленький Дэви чувствует, как трясётся под ним жёсткая железная кабина самолёта, его охватывает паника. В этот момент сочувствуешь мальчику и ощущаешь себя рядом с ним. Слышишь голос сидящего рядом отца — неласковый, отстранённый. Автор новеллы «Последний дюйм» без обиняков характеризует Бена: «резкий и немногословный, не знающий, о чём говорить с сыном в редкие минуты, когда они бывали вместе». Вот и во время полёта отец разглагольствовал только о том, что интересно ему самому — о самолёте, как им управлять, и как важно при посадке воздушного судна преодолеть последний дюйм, отделяющий его от земли. Но Дэви, хоть и боялся высоты, слушал отца очень внимательно — ведь это были те редкие минуты, когда он мог побыть рядом с ним.
Отец и сын благополучно приземлились в Акульей бухте. А вот взлететь, чтобы вернуться домой, Бен уже не смог. Погружение с аквалангом и камерой обернулось трагедией. Акулы набросились на мужчину, ему едва удалось выбраться на берег — израненному, истекающему кровью. Единственным, кто мог бы спасти его и поднять самолёт в воздух, теперь был Дэви. Но сумеет ли мальчик это сделать?
Бену понадобятся все силы не только, чтобы выжить, но, и чтобы освободить любовь к сыну из плена своего огрубевшего сердца. А любовь, как известно, творит чудеса. Нас ждёт напряжённое и непредсказуемое повествование, в котором Джеймс Олдридж мастерски раскрывает глубокие переживания героев. И напоминает: последний дюйм, который разделяет людей, порой непросто преодолеть. Но сделать это важно.
Все выпуски программы Литературный навигатор
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема