В самом начале нашей эры в Иерусалиме в страшных муках умирал царь Ирод. Ноги перестали слушаться и отекли, кожа зудела, мышцы сводила судорога, а воспаление внутренних органов терзало угасающее тело невыносимой болью. Изнемогая от страданий, царь хотел заколоть себя мечом, но меч у него отобрали. Наследник не желал слухов об убийстве. Наконец, Ирод умер. Сын Архелай, не менее жестокий и порочный, чем отец, похоронил усопшего с великими почестями.
В наши дни многие археологи стремились найти место захоронения царя Ирода. А для израильского профессора Эуда Нецера поиски этой могилы стали делом всей жизни.
Описание похорон царя Ирода и указание на место захоронения мы находим у античного историка Иосифа Флавия, жившего в первом веке от Рождества Христова. Его сочинения представляют особую ценность, поскольку содержат упоминания многих библейских событий, таких, как смерть Иоанна Крестителя, распятие Иисуса Христа.
Вот как описывает Флавий похороны Ирода. На золотых носилках, украшенных драгоценными камнями, тело вынесли из дворца, следом шли родственники, телохранители, войско при полном вооружении и полтысячи рабов, воскурявших благовония. Жители прятались по домам, стараясь не показываться на глаза царской свите. В безжизненной руке когда-то грозного царя лежал скипетр, а на голове блестела диадема. Процессия направлялась в летнюю резиденцию царя, великолепный замок Иродион. Согласно Иосифу Флавию здесь и похоронили царя Ирода.
В течение тридцати пяти лет профессор Эуд Нецер с коллегами-археологами вел раскопки на большом холме в десяти километрах от Иерусалима – там, где некогда располагался Иродион. За это время было сделано множество интереснейших находок, благодаря которым ученые смогли воссоздать облик царской резиденции.
Иродион представлял собой рукотворный холм-крепость в виде вулкана с круглыми башнями наверху. Между ними на внутренней площади располагались роскошные здания дворца с большими залами, тайными тоннелями, бассейнами и даже с театром. Богатыми украшениями были отделаны не только внутренние помещения, но и наружные стены, и крыши. У подножия холма располагались дома царских детей и жён, помещения для приёма гостей и хозяйственных нужд. Нижний ярус построек соединялся с верхним широкой мраморной лестницей.
И все-таки, несмотря на богатейший материал, собранный археологами на месте раскопок, профессор Нецер был недоволен: саркофаг царя Ирода отыскать никак не удавалось, а значит главная цель его многолетних трудов так и не была достигнута. Наконец, в 2007 году ликующий профессор объявил, что мечта всей его жизни сбылась, могила Ирода найдена! Радость учёного омрачало лишь одно: саркофаг оказался пуст. Внутри не было ничего – ни костей, ни украшений, ни остатков одежд. Очевидно, смерть одного из самых зловещих персонажей древнего мира не стала концом его пути: кости покойника выбросили и осквернили, а богатые украшения разграбили. Пустое захоронение засыпали землёй, после чего забыли на две тысячи лет.
Саркофаг выставили на всеобщее обозрение в израильском музее, а имя настойчивого археолога еще долго не сходило со страниц мировой прессы. Крупнейшие университеты, в том числе и российские, наперебой приглашали учёного читать лекции. И это неудивительно: находка Эуда Нецера взбудоражила весь научный мир, став очередным подтверждением событий древней истории.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер