Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Неслучайно я начала разговор с этих пушкинских строк.
Все мы замечаем сегодня, как обращение на «вы» к незнакомым людям вытесняется лёгким «ты». Это объясняется не только влиянием английского языка в последние десятилетия, но и развитием интернет-общения. Здесь подобный формат вполне уместен, поскольку зачастую придаёт беседе тон открытости и дружелюбия. Такой стиль переносится и на так называемое живое общение.
Надо признать, что молодёжь всё же сохраняет уважительную форму по отношению к старшим. Это элемент воспитания, который принят в нашем обществе и, можно сказать, является частью культурного кода. Хотя споры об актуальности такой формы речи ведутся. Те, кто хотят отказаться от него, апеллируют к истории. Дескать, данный формат придуман в XVIII-м веке, а до того на Руси было только обращение на «ты». Действительно, ещё в «Повести временных лет», произведении XII века, мы читаем, как дружина обращается к князю: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы». Обращение на «Вы» ввёл царь Пётр Первый в 1722-м году в законодательном документе «Табель о рангах», чтобы обозначить чёткую иерархию среди чинов и сословий. Целых триста лет существует данная уважительная форма. Стоит ли ломать многовековой порядок или считать его устаревшим? Я так не думаю. Нет ничего плохого в том, чтобы лишний раз выразить уважение к малознакомому или старшему человеку. Это не только дань традиции, но и проявление человеческого внимания и дружелюбия. Это социальная норма.
В обращении к отцу Небесному, к Богородице, апостолам и святым мы используем местоимение «ты». И, конечно, не потому, что не хотим выразить уважение. Здесь духовное общение предполагает отсутствие дистанции, максимальное доверие и молитвенную близость.
Пусть же цветут все цветы, и каждое слово в нашем языке звучит в нужном месте и в нужное время.
Все выпуски программы: Сила слова
- Как появились анекдоты и зачем они нужны
- Используем ли мы сегодня старославянский язык
- Есть ли у языка начальник и можно ли контролировать развитие языка
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 07.11.2025». Алена Рыпова, Ольга Зайцева
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Наталия Лангаммер, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Реалити-сериал «Монастыринг»;
— Лекторий Академии журнала «Фома»;
— Профессии в области медиа — как учиться?
— День рождения Ф.М. Достоевского.
Все выпуски программы Журнал
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема







