
Человек, который спас город Сочи — так по сей день с благодарностью называют врача-бактериолога Сергея Юрьевича Соколова. Он родился в 1875-м году в Харьковской губернии. Родители Сергея были дворянами, однако настолько бедными, что мальчику рано пришлось самому зарабатывать на хлеб. В 12 лет он уже трудился на Рутченковских каменноугольных рудниках. Параллельно учился в школе и занимался самообразованием. Соколов с детства хотел лечить людей. Увлечённо читал книги по медицине, в старших классах посещал бесплатные врачебные курсы. Усердие и трудолюбие привели Соколова на медицинский факультет Московского государственного университета, который он окончил в 1918-м году. И сразу же, по распределению Народного комиссариата здравоохранения, попал на Урал. Там свирепствовал сыпной тиф. Сергей Юрьевич день и ночь проводил в переполненных лечебницах, заботясь о больных. Однако Соколов понимал: этого мало. Чтобы победить эпидемию, нужно найти переносчика заразы. И ему удалось. Сергей Юрьевич выяснил, что люди заражались от кровососущих насекомых, а если говорить более прозаично — от вшей. В уральских городах царила тогда страшная антисанитария — ведь шла Гражданская война. Борьба с переносчиком скоро принесла результаты — эпидемию удалось победить. Одним из последних заражённых оказался... сам доктор Соколов. Болезнь у него протекала тяжело, потребовалась эвакуация в Москву. Сергея Юрьевича выходили коллеги. Едва встав на ноги, Соколов пришёл в Народный комиссариат здравоохранения. Сказал: готов работать там, где требуется моя помощь. И получил назначение заведующим Туапсинским курортным районом. Так назывался в начале 20-х годов ХХ века отрезок побережья от Туапсе до Адлера.
Впрочем, курорт только предстояло организовать. Этим и должен был заняться Сергей Юрьевич Соколов. Устроить в домах бежавших от революции дворян народные здравницы — санатории и пансионаты. Черноморское побережье понравилось доктору. Тёплый климат, целебный морской и горный воздух. «Здесь должен быть один из самых лучших курортов мира!», — заявил Соколов. Однако очень скоро обнаружилась большая проблема — народ на побережье повально болел малярией — тропической, плохо поддающейся лечению.
От напасти вымирали едва ли не целыми сёлами. Какой уж тут курорт! Никаких вакцин от малярии в начале ХХ столетия не существовало. Да и Сергей Юрьевич со своим уральским опытом понял, что бороться нужно не с болезнью, а с распространителем. Местность от Туапсе до Сочи была довольно сильно заболочена. Из влажных субтропических лесов в города тучами налетали комары. Они и разносили опасную болезнь. Соколов разработал целый комплекс антималярийных мер. Заболоченные территории осушались — для этого высаживались влагопоглощающие деревья, такие как эвкалипт и платан. В водоёмы запускали рыбок-гамбузий, которые питались комариными личинками. Помощники доктора обходили окрестные леса с антикомариными ядами. Сергей Юрьевич лично день за днём, рискуя здоровьем и жизнью, исследовал местность, выявляя особо опасные очаги распространения малярии.
На всём побережье, от Анапы до Адлера, Соколов организовал противомалярийные станции. Лично возглавил одну из них — Сочинскую. Сюда поступали особо тяжёлые больные. Денег ни за лечение, ни за лекарства с людей не брали. «Жизни горожан не должны зависеть от их кошелька», — объяснял такую позицию Соколов.
Двадцать пять лет Сергей Юрьевич боролся с малярией в Сочи. И в 1956-м году в городе впервые не было зафиксировано ни одного случая заболевания малярией! Усилиями доктора Соколова, его единомышленников и помощников, Сочи освободился от болезни. За свой врачебный подвиг Соколов удостоился высоких государственных наград. Но самой большой наградой, по признанию Сергея Юрьевича, для него было то, что Сочи, наконец, действительно стал курортом — лечебным и безопасным. Сегодня имя доктора Соколова носит одна из городских улиц. Сохранилось до наших дней и здание противомалярийной станции. В 2011-м году возле него установили бюст выдающегося врача.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема