Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Не может быть! Это же наша речка Луза! Ну надо же, приехала в Петербург, в Русский музей — а тут пейзаж из Кировской области! Вот это да! Ох, простите, я, наверное, слишком громко выражаю свою радость.
— Похоже, Вы увидели знакомые места на картине?
— Да, этот изгиб реки и крутой бережок, на котором стоит наш, сейчас увы полуразрушенный, храм Покрова на Лузе 18-го века — невозможно спутать ни с чем.
— Эту замечательную работу написал в 1893 году художник Илларион Прянишников. Называется она «Крестный ход». На ней изображено многолюдное праздничное шествие из Покровского храма. С молитвами и радостью на лицах, люди совершают Крестный ход.
— Моя прабабушка родом из этого места — села Покровский погост. Она рассказывала о том, что Крестный ход совершали ежегодно в субботу девятой недели после Пасхи в память местночтимой иконы Богородицы. Молящиеся и духовенство выходили из Покровского храма, спускались к берегу реки, затем на лодках небольшими группами пересекали её и несли икону Крестным ходом в Лальский Михайло-Архангельский монастырь.
— А вы случайно не знаете, далеко от Покровского храма до монастыря?
— Около восьми километров. Говорят, шествия были торжественными. Сияли на солнце позолоченные кресты и оклады икон, прихожане надевали лучшие наряды...
— Это хорошо видно на картине Иллариона Прянишникова. Люди изображены разные — крестьяне, и знатные, молодые, и пожилые, супружеские пары, матери с детьми... Одеты опрятно, не буднично — женщины в белых и красных платочках, кружевных воротничках, мужчины в светлых рубашках... И написаны все они таким образом, что возникает ощущение реального движения людей.
— Но как художник смог добиться такого эффекта?
— С помощью перспективы. На переднем плане картины фигуры людей мы видим крупно, чётко. Они будто стоят рядом с нами. Но ближе к центру изображения план резко меняется — фигуры всё мельче, мельче... Такая резкая смена плана и создаёт впечатление движения на картине.
— Да не просто движения, а радостного, праздничного! Жаль, что сейчас уже эти крестные ходы не совершаются, потому что храм находится в запустении. Да и села Покровский погост уже нет. Последние жители покинули его в конце пятидесятых годов прошлого века. А я живу недалеко от этого места — в городе Лальске.
— В каком прекрасном месте вы живёте! Я бывала когда-то в ваших краях. Живописные изгибы реки Лузы, зелёные луга... Всё это так искусно изобразил художник Илларион Прянишников на своей картине «Крестный ход». И кстати, это его последняя работа. Он скончался, не успев её завершить.
— Зато успел запечатлеть важный момент истории моего родного края.
— А ведь среди лиц, написанных художником, возможно, есть и ваши родные!
— Да, точно! И благодаря этой картине я могу мысленно присоединиться к благодатной традиции моих предков из села Покровский погост. И вместе с ними, с молитвой пройти по родным местам! Ну что ж, рада была пообщаться с вами!
— Хорошо, что мы встретились с вами здесь, в Русском музее!
— Да! Вы мне рассказали о картине Иллариона Прянишникова «Крестный ход», а я вам провела, можно сказать, небольшую экскурсию по моему родному краю. Да и для себя открыла сегодня что-то очень-очень важное.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица