Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Не может быть! Это же наша речка Луза! Ну надо же, приехала в Петербург, в Русский музей — а тут пейзаж из Кировской области! Вот это да! Ох, простите, я, наверное, слишком громко выражаю свою радость.
— Похоже, Вы увидели знакомые места на картине?
— Да, этот изгиб реки и крутой бережок, на котором стоит наш, сейчас увы полуразрушенный, храм Покрова на Лузе 18-го века — невозможно спутать ни с чем.
— Эту замечательную работу написал в 1893 году художник Илларион Прянишников. Называется она «Крестный ход». На ней изображено многолюдное праздничное шествие из Покровского храма. С молитвами и радостью на лицах, люди совершают Крестный ход.
— Моя прабабушка родом из этого места — села Покровский погост. Она рассказывала о том, что Крестный ход совершали ежегодно в субботу девятой недели после Пасхи в память местночтимой иконы Богородицы. Молящиеся и духовенство выходили из Покровского храма, спускались к берегу реки, затем на лодках небольшими группами пересекали её и несли икону Крестным ходом в Лальский Михайло-Архангельский монастырь.
— А вы случайно не знаете, далеко от Покровского храма до монастыря?
— Около восьми километров. Говорят, шествия были торжественными. Сияли на солнце позолоченные кресты и оклады икон, прихожане надевали лучшие наряды...
— Это хорошо видно на картине Иллариона Прянишникова. Люди изображены разные — крестьяне, и знатные, молодые, и пожилые, супружеские пары, матери с детьми... Одеты опрятно, не буднично — женщины в белых и красных платочках, кружевных воротничках, мужчины в светлых рубашках... И написаны все они таким образом, что возникает ощущение реального движения людей.
— Но как художник смог добиться такого эффекта?
— С помощью перспективы. На переднем плане картины фигуры людей мы видим крупно, чётко. Они будто стоят рядом с нами. Но ближе к центру изображения план резко меняется — фигуры всё мельче, мельче... Такая резкая смена плана и создаёт впечатление движения на картине.
— Да не просто движения, а радостного, праздничного! Жаль, что сейчас уже эти крестные ходы не совершаются, потому что храм находится в запустении. Да и села Покровский погост уже нет. Последние жители покинули его в конце пятидесятых годов прошлого века. А я живу недалеко от этого места — в городе Лальске.
— В каком прекрасном месте вы живёте! Я бывала когда-то в ваших краях. Живописные изгибы реки Лузы, зелёные луга... Всё это так искусно изобразил художник Илларион Прянишников на своей картине «Крестный ход». И кстати, это его последняя работа. Он скончался, не успев её завершить.
— Зато успел запечатлеть важный момент истории моего родного края.
— А ведь среди лиц, написанных художником, возможно, есть и ваши родные!
— Да, точно! И благодаря этой картине я могу мысленно присоединиться к благодатной традиции моих предков из села Покровский погост. И вместе с ними, с молитвой пройти по родным местам! Ну что ж, рада была пообщаться с вами!
— Хорошо, что мы встретились с вами здесь, в Русском музее!
— Да! Вы мне рассказали о картине Иллариона Прянишникова «Крестный ход», а я вам провела, можно сказать, небольшую экскурсию по моему родному краю. Да и для себя открыла сегодня что-то очень-очень важное.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



