
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 314 зач., VI, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек приходит в храм в результате некоторого духовного подъёма, пережитого чуда или чего-то такого, что не оставляет в нём никаких сомнений. Однако со временем острота чувств уменьшается, а иногда и сходит практически на нет, и верующий либо живёт по привычке, либо отчаивается в своём спасении, потому что результаты его духовной жизни кажутся ему совершенно минимальными, если не отсутствующими вовсе. Но есть ли выход из подобной ситуации? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Современные люди привыкли так высоко оценивать свою значимость, что порой оказываются в недоумении, когда на их приход в храм или обращение к вере не возникает немедленной реакции. Помню, как один человек так и заявил мне: я готов поверить, но мне нужно, чтобы Бог в ответ совершил чудо, чтобы эту мою веру подкрепить. С одной стороны, кажется, и правда, если каждый человек для Бога бесконечно важен, почему бы не совершить ради него что-нибудь уверяющее... Но, с другой стороны, что же это будет за вера, если предъявлять Богу требования тут же её доказать. Собственно, верой она уже не будет.
Так, когда Бог явился Аврааму, Он позвал его в новую землю. Что же это была за земля? Она была совершенно не известная праведнику, она была далека от тех обжитых районов Месопотамии, к которым он привык. И при этом Авраам ничего от Бога не требовал, не шантажировал его несогласием. Бог дал ему обещание, но ничего не доказывал. Авраам именно поверил, без доказательств. Но получил ли Авраам во владение какую-нибудь особую страну? Стал ли он правителем государства или хотя бы города? Нет. Причём не потому, что у него никогда не было такой возможности, а потому что в итоге ему оказалось это не нужно. И даже если в начале пути он ожидал материальных благ, в итоге, как говорит Писание, он ожидал города, архитектором и строителем которого будет Сам Бог. Апостол Павел рассказывает своим читателям, а вместе с ними и всем нам историю Авраама, чтобы показать, что путь к плодам веры лежит через долготерпение. Праведнику было обещано многое, но он не получил этого сразу... И более того, до конца не получил до сих пор, потому что город, который построит Бог, — это Небесный Иерусалим, Царство Божие, которое откроется в полноте после воскресения мёртвых. Но остановило ли это Авраама? Нет. Он шёл по пути веры и в этой вере находил великое утешение.
Однако, обращая к нам сегодняшнее апостольское чтение, Церковь делает это не для того, чтобы показать нам Авраама в качестве простого примера, но для того, чтобы мы увидели, чем наше положение отличается от его. Христос говорит иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Но мы можем не только видеть день Христов! Ведь совершив великое жертвоприношение любви на кресте, Он навсегда примирил человечество с Богом, став твёрдым основанием нашей жизни. Испытания в ней могут быть самые разные, но память о Его верности и Его любви помогает всё преодолеть.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. «Смирение»

Фото: Ryoji Iwata/Unsplash
Смирение открывает ученику Христову непостижимое величие Господа, Который, Единый имея бессмертие, пребывает в неприступном свете Своего Божества. Так свидетельствует об этом апостол Павел. Духовный взор, обращённый внутрь сердца, к Создателю, тотчас приводит нас к смиренному постижению своей малости и ничтожества пред Богом. Нося в уме и чувстве сознание того, как велик и совершенен Творец, душа начинает уразумевать, сколь хорошо и спасительно ей смиряться в очах Господа.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Книжный марафон. Светлана Чехова
Несколько лет назад я бросила себе вызов. Приняла участие в необычном книжном марафоне. 52 книги за 52 недели. По одной в неделю. Целый год погружения в чтение. Признаюсь, это было нелегко, порой приходилось осиливать внушительные объёмы страниц, но именно тот год подарил мне не просто привычку, а настоящую, неугасающую любовь к книгам и бесценный багаж знаний, который помог качественно преобразить мою жизнь.
Выбирая книги для этого марафона, я решила отдать предпочтение духовной, классической и научной литературе. Составила список и приступила к чтению.
Одной из первых книг был труд святителя Луки Крымского «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это не просто автобиография, но и проникновенный рассказ о жизненном пути, полном испытаний, лишений и непоколебимой веры. Откровение души, прошедшей через горнило страданий и обретшей в них удивительную силу и чистоту.
Святитель Лука описывает свой путь от врача до архипастыря сквозь бури безбожного времени. Его рассказ пронизан искренностью и любовью к России, к Церкви, к своим пациентам.
Особенное внимание в книге уделяется периоду гонений. и репрессий, которым святитель Лука подвергался за свою веру. Он рассказывает о тюремных заключениях, ссылках, допросах, о клевете и предательстве. Но даже в этих нечеловеческих условиях он не терял веры, продолжал молиться и помогать людям.
Для меня Пример Святителя Луки стал ярким свидетельством силы духа, способной преодолеть любые испытания.
Не могла я не включить в свой список произведения Федора Михайловича Достоевского. Мне всегда нравилась его способность проникать в самые потаённые уголки человеческой души. В «Преступлении и наказании» Федор Михайлович не боится показывать уродство, низость, отчаяние. Но даже в этой тьме он всегда находит проблески веры в то, что человек способен на раскаяние и возрождение.
Первые недели марафона пролетали в вихре новых мыслей и осознаний. Классика требовала вдумчивого чтения, научные труды — переосмысления привычных представлений о мироздании, а духовная литература — погружения в глубины собственной души.
Быстро пролетел год, а вместе с ним — 52 прочитанные книги. Некоторые научили меня мудрости, другие вдохновили на перемены. А чтение духовной литературы стало неотъемлемой частью жизни. Ведь именно наставления святых и конечно, Священное писание показывают нам путь ко спасению.
Хорошо о пользе чтения сказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не опутывается сетями вредных помыслов».
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
5 февраля. О жизни и творчестве Вадима Шершеневича

Сегодня 5 февраля. В этот день в 1893 году родился поэт Вадим Шершеневич.
О его жизни и творчестве — настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Шаболовке протоиерей Артемий Владимиров.
Полна событий, драматичных и даже трагических, жизнь творческих людей на пересечении двух столетий. Вадима Шершеневича характеризует самобытный талант. Будучи творческим оппонентом Маяковского, он перепробовал многие школы и направления, прежде чем выработал собственный оригинальный стиль.
Шершеневич, уже как зрелый поэт, имел огромную популярность в предреволюционной России. Не отнять у него знания европейских языков. Он был человеком, который послужил и во время Великой Отечественной войны, участвуя в литературных концертах на оборонных заводах, госпиталях Барнаула, где и скончался от двустороннего туберкулёза легких.
Сегодня, пожалуй, только специалисты по истории литературы хорошо знают творчество этого поэта. Между тем многие его новаторские произведения опираются на прекрасное гуманитарное образование. Вадиму Шершеневичу не откажешь ни в уме, ни в чувстве прекрасного.
Хотя человек своего времени, он, увы, будучи далеким от богопознания и богообщения, отдал дань тем легкомысленным настроениям, которые, наверное, препятствовали ему впоследствии найти мир с Господом, найти Христа, живого Бога, в собственном сердце.
Мы, изучая Серебряный век, видим, что люди того времени отличались систематическим образованием, глубокой образованностью, но им трудно было пробиться через их собственное эгоистическое «я» к свету смирения, любви и надежды на божественную благодать по вере в Господа нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема











