Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Виктор! Вот ты где. А я тебя, между прочим, ищу!
— Прости, Андрей! Бродил от картины к картине, и сам не заметил, что ушёл далеко. А потом вот это полотно увидел — и оторваться не смог.
— Какое? А, это же «Пастушки» Владимира Егоровича Маковского! Между прочим, одна из жемчужин Рязанского художественного музея. И чем же эта картина так тебя привлекла?
— Да ты посмотри только, какая она светлая, яркая. Мимо пройти просто невозможно. Ну, и ты же знаешь, когда-то, в детстве, я и сам пастушком был.
— Да-да, ты об этом рассказывал! У бабушки в деревне, когда приезжал к ней летом на каникулы.
— Бабушка моя сама всю жизнь трудилась, и не любила, когда другие без дела сидели. Меня, мальчишку, раз в неделю отправляла взрослым пастухам помогать — колхозное стадо стеречь. Лет десять-двенадцать мне тогда, наверное, было. В общем, в 70-х годах прошлого теперь уже, двадцатого века.
— А ровно за сто лет до этого, в 70-х годах позапрошлого, 19-го века, передвижник Владимир Маковский начал писать жанровые сцены из жизни крестьянских ребятишек. Интерес к теме детства возник тогда у художника с появлением на свет его собственных сыновей. И, можно сказать, на всю жизнь определил одно из основных направлений в творчестве живописца. Полотно «Пастушки» Маковский создал уже в ХХ-м веке, в 1903-м году.
— Необыкновенно живая картина! И как всё на ней знакомо... Солнечный, вероятно, летний денёк. Три мальчугана на лесной опушке пасут коров. Животные мирно щиплют траву. А мальчики заняты важным делом. Двое ребятишек помладше сосредоточенно наблюдают, как старший паренёк, сидя на пеньке, выстругивает что-то ножиком. Наверное, дудочку или свистульку. Мальчишки увлечены. Только вот коровы тем временем того и гляди разбредутся....
— Забавный сюжет. Вспоминаю слова литератора и историка искусства Петра Гнедича. Он писал, что многие полотна Владимира Маковского отличаются естественным, добрым юмором. Мне кажется, этот как раз про картину «Пастушки». А ещё Маковского называли драматургом живописи. У героев его картин всегда очень характерные позы, выразительные жесты и мимика.
— Да уж, стоит только взглянуть внимательно на лица мальчишек! Младший, в длинной красной рубахе смотрит с явным сомнением: получится ли у его друга вырезать свистульку? Паренёк, стоящий рядом с ним, выражает заинтересованность и одобрение. Ну а третий пастушок сосредоточен и весь погружён в своё дело.
— А вокруг — яркая зелень леса, над верхушками деревьев — голубое небо с прозрачными облаками. Умиротворённая атмосфера.
— Но, скажу тебе, Андрей, пасти стадо — это всё-таки работа, и непростая. Вон, посмотри, на старшего паренька. Лицо у него усталое. Кстати, он одет теплее остальных — в тулупе и лаптях, хотя двое других мальчишек в лёгких рубашечках, а один из них и вовсе босиком. Знаешь, почему?
— Пожалуй, предположу, что мальчик в тулупе, как самый старший, выгонял стадо ранним утром, ещё затемно. На улице было сыро и прохладно. Пришлось одеться потеплее. А другие ребятишки пришли ему на подмогу позже, днём, когда солнце уже вовсю светило и припекало.
— Точно, Андрей! И старший паренёк к этому времени уже порядком утомился. Но дети есть дети — беззаботность и радость всегда берут верх. Наверное, поэтому Маковский написал картину «Пастушки» в таких позитивных, ярких красках. А ещё мне кажется, что младший мальчик — тот, что смотрит скептически — из состоятельной семьи, в отличие от других. На нём добротная красная рубаха, начищенные сапоги блестят...
— Вот сколько подробностей мы выяснили! Поразительно, правда? Недаром современники называли Владимира Маковского «художником-новеллистом», и говорили, что его полотна рассказывают истории, что их можно читать, как книги.
— Как добрые книги, написанные с любовью.
— Фёдор Михайлович Достоевский в своё время говорил, что в картинах Владимира Маковского чувствуется любовь к человечеству. Художник тонко ощущал и выражал поэзию и красоту повседневной жизни народа.
— Вот и в моей памяти осталась красота тех далёких дней детства — бескрайние луга, тишина, бездонное небо. Хотя, признаться честно, тогда я на бабушку свою обижался: каникулы, а она меня — в пастухи! А теперь ей благодарен. К трудолюбию приучила. И воспоминания остались светлые.
— С этим светом в душе и вернёмся в Москву!
Картину Владимира Маковского «Пастушки» можно увидеть в Рязанском художественном музее имени Ивана Пожалостина
Все выпуски программы: Краски России
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема