
Бывает, что настоящая сила духа проявляет себя через признание собственной слабости. Или неспособности исключительно с помощью своих усилий что-либо исправить. Для человека верующего в такие моменты нет иного пути, кроме обращения с молитвой к Богу. Во всяком случае, так поступал всегда царь и пророк Давид. Об этом он пишет в псалме 33-м, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Псалом 33-й звучит во время богослужения не только сегодня. Им обычно завершается торжественное служение вечерни или литургии в праздничные дни, что (если знаешь историю возникновения данного библейского произведения) может показаться довольно странным. Дело в том, что 33-й псалом был составлен царём Давидом после довольно странного эпизода в его жизни.
Давид в то время скитался и прятался от преследований безумного правителя древнего Израиля — Саула. Однажды пророк вынужден был, спасаясь от врагов, прийти в землю извечных врагов древних евреев — филистимлян. Напомню, именно к этой народности принадлежал побеждённый юным Давидом великан Голиаф. Пророка филистимляне опознали и привели к своему правителю, желая получить награду. Ведь они поймали убийцу своего богатыря. Как же поступил Давид? Взял и притворился сумасшедшим. Стал нести какую-то околесицу, пускать пузыри, вести себя как психически больной человек.
Филистимский царь был, надо сказать, разочарован и разозлён. Он искренне возмутился тому, что вместо героя ему привели какого-то, простите, идиота. Давида, в итоге, просто выгнали. Так, с помощью хитрости, пророк, выставив себя умалишённым, пройдя через позор, спас себе жизнь. А затем написал благодарственный псалом, в котором хвалит Бога — создателя и хранителя мира. Или как читаем мы в псалме: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся».
Давид не стал себя возвеличивать. Он прекрасно понимал, как ему удалось победить Голиафа. Не собственными силами, а силой Божией. А потому хвалиться было, в общем-то, и нечем. Всю славу Давид воздаёт Богу, а себе разрешает опозориться. Ведь внешнее, показное безумие вполне соответствовало внутреннему смирению пророка. Себя он не считал кем-то, кто заслуживает восхваления и почестей. Или как читаем мы в псалме: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
Давид пишет о себе, как о нищем, ничего не значащем и не имущем. Но именно в этом признании слабости царь и пророк находит настоящую силу — силу Божию, которая через Давида проходит и проявляет себя через него. Ведь праведник убрал на пути благодати все преграды. В первую очередь, гордость и самонадеянность. Или как пишет он: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».
Завершается псалом словами надежды: «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет». Так с Давидом и случилось. Благодаря своему смирению он был Богом храним, находился под Его защитой. Что, безусловно, и для нас, современных читателей Псалтири, является важным и полезным уроком.
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)
«Оставили всё и пошли за Богом». Прот. Константин Харитонов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов — поделились светлыми историями о том, как люди оставили свою привычную жизнь и посвятили себя Богу.
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Николаус Фридрих Торет. «Нахождение Моисея»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуй, Машенька! На прогулку?
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Да, погода отличная, надоело дома сидеть! Ой, а что это вы несёте такое большое? Наверное, опять новую картину приобрели?
— Да, Машенька, картину. Точнее, репродукцию. Но очень хорошую и, главное, редкую. Это настоящая находка!
— Что же это за картина такая? Что на ней изображено?
— Ты знаешь, Машенька, а на картине... тоже находка! Удивительная, чудесная, необыкновенная. Если тебе интересно, давай присядем на скамейку, и всё как следует рассмотрим.
— Конечно интересно! Картина-находка, на которой изображена находка... Разворачивайте её скорее!
— Вот, Машенька. Это работа немецкого мастера Николауса Фридриха Торета. Середина 19-го века. Называется она «Нахождение Моисея». Кстати, оригинал находится в России, в экспозиции Иркутского художественного музея.
— Моисей? Тот самый, из Библии?
— Да-да, библейский пророк Моисей, которому Бог даровал скрижали с десятью заповедями.
— Так он и есть — находка? А почему?
— Представь себе: Египет, примерно 14-й век до Рождества Христова. Еврейский народ тогда находился в рабстве у фараона. Однажды, опасаясь, что евреи приумножатся и поднимут восстание, фараон приказал истребить всех еврейских новорождённых. И вот, одна из женщин по имени Йохаведа, чтобы спасти своего малыша от гибели, положила его в тростниковую корзину и пустила по реке Нил.
— Это был Моисей, да?
— Да, это был Моисей. Воды Нила принесли корзину прямо ко дворцу фараона. Младенца увидела царская дочь. Она приказала слугам достать ребёнка из воды. Посмотри, Машенька, именно этот момент Николаус Фридрих Торет изобразил на своём полотне «Нахождение Моисея».
— Точно! Вот человек, опустившись на колено, подаёт корзину женщине в красной накидке — наверное, это и есть дочь фараона. Красивая! Она протягивает руки к младенцу. А рядом замерли в умилении служанки. Кажется, все они очень рады неожиданной находке!
— Древние египтяне верили: всё, что приносит Нил — это дар свыше. Впрочем, так ведь оно и было. По воле Господа Моисея нашла именно дочь фараона. Она спасла младенца и взяла его на воспитание. Во дворце египетского царя вырос богоизбранный защитник и вождь еврейского народа, который в конце концов вывел его из плена в Землю обетованную.
— Мне почему-то кажется, что пейзаж на картине не очень похож на египетский...
— А это объясняется очень просто. Вряд ли художник когда-нибудь сам бывал в Египте — в середине 19-го столетия такое путешествие было трудным и опасным. Поэтому библейский сюжет он, скорее всего, трактовал в знакомых ему реалиях. Действие картины разворачивается на фоне вполне европейского пейзажа. Хотя, надо отдать живописцу должное — кое-какие экзотические детали он всё-таки добавил. На первом плане картины можно рассмотреть тропические папоротники и цветы.
— А на заднем плане — мост! Такой крепкий, основательный.
— И, кстати тоже — типичный для Европы 19-го века. Николаус Фридрих Торет был не только живописцем, но и архитектором. Он участвовал в самых крупных архитектурных проектах своего времени — реставрации Веймарского замка и Штейнхардского театра. Поэтому строения на его полотнах и выглядят так внушительно и реалистично.
— А ведь получается, художник, сам того не ведая, подчеркнул, что история Моисея остаётся важной во все времена. Ведь 10 заповедей мы соблюдаем независимо от того, в каком месте и в какую эпоху живём.
— Очень интересная и глубокая мысль, Машенька!
— Андрей Борисович, а вот вы сказали, что оригинал картины — в Иркутске. Как он туда попал?
— Полотно преподнёс в дар Иркутскому художественному музею известный московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский.
— А теперь его репродукция есть и у вас в коллекции!
— Да, Машенька, вот и у меня случилось «Нахождение Моисея»!
— С находкой вас, Андрей Борисович! И спасибо за то, что так интересно о ней рассказали!
Картину Николауса Фридриха Торета «Нахождение Моисея» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Иванов. «Вид на Старобазарную площадь в Рязани»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, хочу тебе признаться: когда ты сегодня предложил пойти в Рязанский художественный музей, я подумала: сколько раз уже здесь бывала! А вот сейчас хожу с тобой по залам, и понимаю, что многие полотна, кажется, вижу впервые!
— Скажу тебе так, Аллочка: даже знакомые картины всякий раз раскрываются перед нами новыми гранями. Вот, например, эту работу художника Николая Степановича Иванова я очень хорошо знаю. И всё равно не могу пройти мимо. Перед нею хочется остановиться и долго рассматривать.
— Давай, Андрюша, так и сделаем. Потому что эту картину я точно раньше не видела. Прекрасный зимний городской пейзаж! Как она называется?
— Название у неё очень простое: «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
— Так это Рязань! Но что-то я не припоминаю здесь такую площадь...
— Ну, разумеется. Николай Иванов написал полотно в середине 19-го столетия. А площадь переименовали после известных событий 1917-го года — сейчас она называется Площадь 26-ти Бакинских комиссаров.
— Правда, это она?! Но ведь там сейчас всё совершенно по-другому! Обычный жилой микрорайон, пятиэтажки... А на картине — храмы. Какие они красивые на фоне светлого зимнего неба...
— Да, великолепный храмовый ансамбль... Федотьевская часовня — вот она, на первом плане, квадратная, низенькая. Храм Симеона Столпника — с зелёной крышей и колокольней с высоким шпилем. А красноватая колокольня с колоннами, которая виднеется поодаль — это Воскресенский храм. Увы, Аллочка, ни одна из этих церквей до наших дней не сохранилась. Все они были разрушены в советские богоборческие годы.
— Как жаль! И в то же время, как здорово, что художник сохранил для нас эту красоту на своём полотне. Рисунок почти фотографический, можно разглядеть мельчайшие детали. При этом видно, с какими искренними чувствами писал он этот городской пейзаж. Наверное, живописец очень любил Рязань.
— Да, для Николая Степановича Иванова Рязанская земля стала по-настоящему родной, хотя появился на свет он не здесь, а в Москве, в 1816-м году. После окончания Московской рисовальной школы графа Строганова, Иванов получил должность учителя рисования в Рязанской мужской гимназии и прослужил там 37 лет.
— Работа, по-видимому, не мешала искусству?
— Совсем не мешала. За годы жизни в Рязани Иванов создал множество полотен. Его работы пользовались успехом. Например, «Вид на Старобазарную площадь» в своё время приобрёл у автора купец Антонов — городской голова, известный благотворитель и коллекционер. А уже после 1917-го года из его частной коллекции картина попала в местный художественный музей.
— Кстати, на сайте музея я прочитала, что художник Иван Пожалостин, в честь которого он назван, был учеником Николая Степановича Иванова.
— И наверняка перенял у своего учителя частицу его мастерства. Ведь Иванов — настоящий мастер. На первый взгляд картина кажется обычным парадным «открыточным видом». Но вглядись в неё внимательнее — и ощутишь настроение зимнего дня. Почувствуешь в воздухе скорое приближение весны — снег кое-где уже подтаял, небо ясное. И услышишь перезвон колоколов, плывущий над площадью.
— Соглашусь с тобой, Андрюша: полотно действительно живёт, дышит атмосферой старой Рязани.
— Ну, а вид на нём, действительно один из самых красивых и известных. И часто попадал на открытки.
— Кстати, когда будем уходить, давай заглянем в музейную лавку. Может быть, у них есть открытка с репродукцией картины. Хочется увезти с собой этот кусочек старой Рязани...
— Он всегда будет ждать нас здесь, на полотне художника Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
Картину Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России