
Фото: Sara / Pexels
В поездку, в путешествие лучше отправляться не в новой обуви, а в проверенной, надёжной. Я так и поступила: обулась с утра пораньше в старые полуботинки, башмачки такие со шнурками — сколько ж им лет? — и отправилась на вокзал: предстояла командировка. Да вот за полчаса до отправления поезда шнурок на башмаке вдруг лопнул, идти стало очень неудобно... Эх!
Заметила будку обувщика на привокзальной площади. Может, успею новые шнурки купить?
Обувных дел мастер, загорелый мужчина лет пятидесяти, привычным движением принял мою плату одной рукой, а другой протянул мне пару новых шнурков. И вдруг критически посмотрел на мою обувь. «Трещину на подошве разве не видите? Не сегодня-завтра башмак развалится!»
Мне некогда даже сокрушаться вслух, а сапожник уже вдохновенно усаживает меня на табуретку, велит снять многострадальный башмак и быстро соединяет две половинки трещины стальной скобой. «Вот, и поезжайте теперь спокойно!» — говорит он. Я предложила доброму человеку денег за работу, но он лишь рукой махнул: «Ничего не надо, поезжайте с Богом, пусть всё будет хорошо!»
И так искренне улыбнулся, что стало ясно: он не просто по движению души сделал подарок мне, незнакомому человеку, отремонтировал бесплатно башмак. Он будто сам получил награду! Которую не сравнить с обычной платой за труд!
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
Псалом 7. Богослужебные чтения

7-й псалом Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением, — небольшая вершина айсберга. Если познакомиться с контекстом этого псалма — можно не сомневаться, что на его основе получился бы очень увлекательный... шпионский детектив. Но сначала давайте послушаем сам псалом.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, —
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, —
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Итак, что же «шпионского» вокруг этого искреннего, полного глубоких душевных переживаний, псалма? В надписании псалма упоминается о некоем «деле Хуса» — говоря современным языком, целой спецоперации, успешно проведённой Давидом.
Я буду опираться на толкование святителя Иоанна Златоуста, где он подробно разъясняет — следуя тексту 2-й Книги Царств — что же именно произошло. Авессалом, сын Давида, поднял мятеж против своего отца и захватил Иерусалим. Вот как эмоционально пишет Златоуст: «Если он не хотел уважать Давида как отца, то должен был бы уважить его как старца; если не уважал седины, то должен был бы постыдиться его как благодетеля; если и не за это, то должен был бы постыдиться его как не сделавшего ему никакой обиды; но страсть властолюбия изгнала из него всякий стыд и из человека сделала зверем». Среди советников Авессалома был Ахитофел — бывший приближённый Давида, известный своим острым умом и стратегическим мышлением. Давид, узнав об измене, молился Богу: «Господи, разрушь совет Ахитофела!» (2 Цар. 15:31). В ответ на эту молитву Бог использовал Хусия Архийца — другого советника Давида. Хусий остался верным Давиду, даже когда политическая ситуация развернулась против него и очень многие перешли на сторону его сына-бунтаря. Хусий согласился сыграть роль двойного агента. Он отправился к Авессалому, притворившись, что поддерживает его, но на самом деле с целью узнать, что же именно замышляет Ахитофел. Неожиданно он оказывается участником военного совещания, где царь-узурпатор спрашивает его мнение. Казалось бы, беспроигрышный вариант скорейшего нападения на Давида, предложенный опытным Ахитофелом, невозможно переиграть. Но Бог даёт такую силу словам Хусии, что царь быстро соглашается с его мнением — даже не допуская никаких сомнений и возражений. В итоге Авессалом откладывает нападение, что даёт Давиду время собрать войска, подготовиться — и самому напасть на бунтовщиков с полным их разгромом.
«Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя». Речь здесь именно про Ахитофела — некогда ближайшего соратника и советника Давида, ставшего предателем. Его судьба была точным исполнением поговорки: «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь!»
Вот про это и будем всегда помнить, дорогие друзья: какими бы изощрёнными в человеческой хитрости ни были бы попытки обойти Божию правду — она всё равно восторжествует!
Псалом 7. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 7. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 7. На струнах Псалтири
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу
по делу Хуса, из племени Вениаминова
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю;
спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей,
терзая, когда нет избавляющего (и спасающего).
4 Господи, Боже мой! если я что сделал;
если есть неправда в руках моих;
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, —
я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом:
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет;
пусть втопчет в землю жизнь мою,
и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоем;
подвигнись против неистовства врагов моих,
пробудись для меня на суд, который Ты заповедал.
8 Сонм людей станет вокруг Тебя;
над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы.
Суди меня, Господи, по правде моей
и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых,
а праведника подкрепи;
ибо Ты испытуешь сердца и утробы,
праведный Боже.
11 Щит мой в Боге,
спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, (крепкий и долготерпеливый,)
и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч,
напрягает лук Свой и направляет его;
14 приготовляет для него сосуды смерти,
стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду,
был чреват злобою,
и родил себе ложь.
16 Рыл ров, и выкопал его,
и упал в яму, которую приготовил.
17 Злоба его обратится на его голову,
и злодейство его упадет на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его,
и пою имени Господа Всевышнего.
1 марта. О делах Божьих

В 14-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ради пищи не разрушай дела Божия».
О делах Божьих — священник Родион Петриков.
В римской христианской церкви существовало различие во взглядах по вопросу о том, дозволительно ли для христианина вкушать мясо и пить вино. Некоторые христиане считали необходимым воздерживаться от того и другого, и считали нужным освящать некоторые дни особым постом. В то же время другие считали бесполезными все такие ограничения христианской свободы. Апостол Павел, взирая со стороны, учит не осуждать и не превозноситься первых над вторыми. Пусть сильные пожалеют слабых и помнят о том, что те также искуплены Господом дорогою ценой, и что все христиане составляют собой Единое Царство Христово. И каждый христианин обязан поддерживать его, жертвуя своими личными желаниями и интересами.
Человек — есть дело Божие. И еще дело Божие состоит в том, чтобы дать ему новую жизнь здесь и вечную жизнь в Царствии Божием. Пища тоже дело Божие. Однако не человек для пищи, но пища для человека. И в этом большая разница.
Все выпуски программы Актуальная тема