Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Добрый день! Ох, как хорошо, как тепло после улицы тут, у вас в кофейне... Можно мне, пожалуйста, чашку горячего шоколада?
— Конечно! Сейчас сделаю... сегодня так морозно, правда?
— Да уж... Петербург часто меня встречает прохладной погодой... А я смотрю у вас ящик для пожертвований на восстановление храма. Что это за храм?
— В Ленинградской области есть церквушка 18-го века. Она требует ремонта... Росписи в плачевном состоянии, лестница едва не отваливается... И вот мы с девочками из клуба милосердия решили помочь настоятелю этого храма, попросили его благословения — и вот, собираем средства на ремонт церкви.
— Какие вы молодцы! Я тоже внесу свою лепту в это доброе дело. Удаётся что-то собрать?
— Очень даже удаётся! Вот вроде бы каждый по пятьдесят, по сто рублей жертвует, а мы уже смогли собрать сумму, которой хватит на восстановление лестницы! Так сказать, всем миром!
— А знаете я буквально сегодня утром была в Русском музее и видела картину с таким названием — «Миром». Я даже её сфотографировала, сейчас покажу вам. И сюжет на ней — как раз о том, как люди всем миром помогают друг другу. Написал её художник Валентин Сидоров в 1970 году. Вот эта работа — посмотрите, пожалуйста.
— Какая интересная! Хочется рассмотреть поближе... На ней изображена деревенька и её жители — ребятишки и взрослые, женщины и мужчины, старики, мамы с малышами... А несколько мужчин на переднем плане поднимают огромную балку — наверное строят дом для кого-то из деревенских.
— Да. Так художник изобразил жизнь русской деревеньки. Где люди живут, вместе трудятся, помогают друг другу.
— Ах, как мне нравятся такие картины! С простым сюжетом, но важным смыслом! Обратите внимание, эта балка, которую поднимают мужчины, больше каждого из них в отдельности.
— Так художник символически показал, что любое бесконечно тяжёлое дело по плечу, если взяться за него всем миром.
— А ещё, если людей объединяет общая цель...
— Да, тем более, если цель — созидательная. И это чувство радости созидания отчётливо видно на картине. Яркая, светлая палитра, спокойные ровные линии, игра света и тени, которая усиливает ощущение залитого солнцем пространства... Валентин Сидоров на своей картине «Миром» создаёт образ русской деревни с её жителями, которые живут просто и дружно.
— Замечательный художник! Мне близки его ценности.
— Валентин Сидоров родился и вырос в Тверской области, в деревеньке Сорокопенино на берегу Волги. Мальчишкой пережил Великую Отечественную, и его становление пришлось на трудные послевоенные годы. В своих воспоминаниях он писал, что с детства узнал крестьянский труд и полюбил его.
— Как бы хотелось увидеть другие работы этого художника! А где их можно посмотреть?
— Они выставлены и в Третьяковской галерее, и в Твери, где пару лет назад открылся посвящённый ему музей. А в Государственном Русском музее можно увидеть оригинал картины «Миром», о которой мы сегодня говорили. Что ж, мне пора ехать... Я желаю вам Божией помощи в добром деле по восстановлению храма! Пусть у вас всё получится!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица