Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Добрый день! Ох, как хорошо, как тепло после улицы тут, у вас в кофейне... Можно мне, пожалуйста, чашку горячего шоколада?
— Конечно! Сейчас сделаю... сегодня так морозно, правда?
— Да уж... Петербург часто меня встречает прохладной погодой... А я смотрю у вас ящик для пожертвований на восстановление храма. Что это за храм?
— В Ленинградской области есть церквушка 18-го века. Она требует ремонта... Росписи в плачевном состоянии, лестница едва не отваливается... И вот мы с девочками из клуба милосердия решили помочь настоятелю этого храма, попросили его благословения — и вот, собираем средства на ремонт церкви.
— Какие вы молодцы! Я тоже внесу свою лепту в это доброе дело. Удаётся что-то собрать?
— Очень даже удаётся! Вот вроде бы каждый по пятьдесят, по сто рублей жертвует, а мы уже смогли собрать сумму, которой хватит на восстановление лестницы! Так сказать, всем миром!
— А знаете я буквально сегодня утром была в Русском музее и видела картину с таким названием — «Миром». Я даже её сфотографировала, сейчас покажу вам. И сюжет на ней — как раз о том, как люди всем миром помогают друг другу. Написал её художник Валентин Сидоров в 1970 году. Вот эта работа — посмотрите, пожалуйста.
— Какая интересная! Хочется рассмотреть поближе... На ней изображена деревенька и её жители — ребятишки и взрослые, женщины и мужчины, старики, мамы с малышами... А несколько мужчин на переднем плане поднимают огромную балку — наверное строят дом для кого-то из деревенских.
— Да. Так художник изобразил жизнь русской деревеньки. Где люди живут, вместе трудятся, помогают друг другу.
— Ах, как мне нравятся такие картины! С простым сюжетом, но важным смыслом! Обратите внимание, эта балка, которую поднимают мужчины, больше каждого из них в отдельности.
— Так художник символически показал, что любое бесконечно тяжёлое дело по плечу, если взяться за него всем миром.
— А ещё, если людей объединяет общая цель...
— Да, тем более, если цель — созидательная. И это чувство радости созидания отчётливо видно на картине. Яркая, светлая палитра, спокойные ровные линии, игра света и тени, которая усиливает ощущение залитого солнцем пространства... Валентин Сидоров на своей картине «Миром» создаёт образ русской деревни с её жителями, которые живут просто и дружно.
— Замечательный художник! Мне близки его ценности.
— Валентин Сидоров родился и вырос в Тверской области, в деревеньке Сорокопенино на берегу Волги. Мальчишкой пережил Великую Отечественную, и его становление пришлось на трудные послевоенные годы. В своих воспоминаниях он писал, что с детства узнал крестьянский труд и полюбил его.
— Как бы хотелось увидеть другие работы этого художника! А где их можно посмотреть?
— Они выставлены и в Третьяковской галерее, и в Твери, где пару лет назад открылся посвящённый ему музей. А в Государственном Русском музее можно увидеть оригинал картины «Миром», о которой мы сегодня говорили. Что ж, мне пора ехать... Я желаю вам Божией помощи в добром деле по восстановлению храма! Пусть у вас всё получится!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема