
Учёного-зоолога, натуралиста и писателя, профессора Петра Александровича Майнтефеля ученики часто называли не по имени-отчеству, а доверительно, по-домашнему — дядя Петя. Его глубокими знаниями о природе восхищался Константин Паустовский. Он писал о Майнтефеле: «Каждую птичью повадку знает. И может объяснить. Нет в стране другого такого знатока. Просто волшебный старик!» Пётр Александрович и правда был похож на доброго волшебника: длинная седая борода, глаза всегда искрятся улыбкой. А главное — он любил не только природу, но и людей. И действительно совершал чудеса. Например, превращал беспризорников и трудных подростков в выдающихся учёных.
Пётр Мантейфель сам был подростком, когда впервые почувствовал тягу к изучению окружающего мира. Детство он провёл в семейном родовом поместье — усадьбе Вихрово Серпуховского уезда. Родители, дворяне из старинного рода, переехали туда почти сразу после рождения сына в 1882-м году. Вокруг были живописные луга и лес. Мама водила туда мальчика на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Животный мир особенно увлекал Петю. Затаившись, он наблюдал за полевыми мышами, зайцами, куропатками, ястребами. Наблюдения записывал в тетрадь.
После окончания реального училища, в 1902-м, Пётр поступил в главное учебное заведение Российской империи, где изучали живую природу — Московский сельскохозяйственный институт, ныне — Тимирязевская академия. Сразу после выпуска Пётр занялся научной работой. В экспедициях он изучал фауну Южного Казахстана и Центральной России, побывал в Киргизии и на Горном Алтае. В 1914-м году вернулся в Москву. А буквально через несколько дней началась Первая Мировая война. Пётр ушёл на фронт. Во время одного из боёв его рота понесла большие потери и неминуемо попала бы в плен. Но Мантейфель сумел увести оставшихся бойцов и укрыть в лесу. Он спас солдат — хорошо зная дикую природу, не дал им погибнуть и вывел к своим.
После Октябрьской революции началась Гражданская война. Мантейфеля мобилизовали в Красную армию, где он прослужил до 1922-го года. Профессиональную деятельность после длительного перерыва Пётр Александрович возобновил в качестве заместителя директора по научной части Московского зоопарка. Тогда ему было 42, война оставила свой след —Мантейфель поседел, и походил на добродушного дедушку. Беспризорники на московских улицах так и кричали ему вслед: «Дедушка, дай денежку!» Их было много в те годы — ребят, оставшихся без присмотра. У кого-то родители погибли на войне, а чьих-то отцов и матерей большевики отправили в тюрьмы или расстреляли. Маленькие голодные попрошайки и воришки ночевали в подвалах. У Петра Александровича сжималось сердце, когда он видел на улицах несчастных ребят. Ему хотелось им помочь. И он придумал, как это сделать.
В 1924-м году Пётр Мантейфель организовал при Московском зоопарке Кружок юных биологов зоопарка, который в обиходе стали называть аббревиатурой КЮБЗ. Туда, под своё крыло, Пётр Александрович собирал бесприютных московских ребят. У него получалось их вдохновить. Слушая рассказы учёного о природе, подростки начинали интересоваться зоологией. Вчерашние беспризорники становились юными натуралистами. Тех, кому совсем некуда было пойти, Мантейфель устроил жить при зоопарке. Организовал юннатам питание в столовой для сотрудников. У каждого из ребят имелись свои обязанности. Беспризорницей пришла когда-то в кружок Мантейфеля известная детская писательница-анималист Вера Чаплина. Она вспоминала: «Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц; научным сотрудникам — наблюдать за животными, записывали в дневники их поведение, взвешивали малышей и следили за их ростом». Пётр Александрович проводил с подопечными теоретические занятия. Вместе с юннатами Мантейфель сделал открытие — создал необходимые условия для разведения в неволе соболя — ценнейшего пушного зверя.
«Дядя Петя» — называли ребята учёного, который стал им не только наставником, но и родным человеком. Многие из юннатов позже, получив профильное образование, приходили на работу в зоопарк. Пётр Мантейфель воспитал немало уникальных специалистов и видных учёных. Так, например, учениками «Дяди Пети» были зоолог и зоогеограф Александр Кузякин, первый исследователь амурского тигра Лев Капланов и многие другие. И когда бывших воспитанников Петра Александровича просили рассказать об их учителе, из их уст в адрес Мантейфеля часто звучало одно и то же слово — «человеколюбивый».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 23. На струнах Псалтири
Псалом Давида. (В первый день недели)
1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.
2 Ибо Он основал ее на морях, и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему);
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23. Богослужебные чтения

Если вы знакомы с «Исповедью» блаженного Августина, наверняка вы не могли пройти мимо одной его фразы, потрясающей своей глубиной. (большинство слушателей не имеют понятия о тексте этого творения, поэтому предлагаю немного по-другому начать, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности) Он говорит о Боге так: «Interior intimo meo et superior summo meo» (в этой фразе нет слов «Ты был» + лучше без латыни обойтись, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности). То есть — «Ты был (почему о Боге говорится в прошедшем времени? Получается, что Бог мог измениться или исчезнуть со временем?) глубже моей глубины и выше моей высоты» (Августин Аврелий, Исповедь, книга III, глава 6, § 11). Сейчас мы узнаем, что именно послужило источником такой вдохновенной фразы — а именно 23-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением.
Псалом 23.
Псалом Давида. [В первый день недели].
1 Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней,
2 ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, —
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23-й изображает картину единства величия — и одновременно близости Бога. Псалом открывается гимном о Боге-Творце: «Господня земля и что наполняет её». И это не просто утверждение собственности, принадлежности всего бытия Творцу — но и провозглашение фундаментальной, глубинной связи Творца и творения. Земля и вселенная — не случайность, не результат «игры в кости» — а осмысленный порядок, который Бог основал. Заметим, что здесь находится ключевое отличие ветхозаветного иудаизма от всех древних античных религий, соседствовавших с Иудеей. Древние видели Бога или богов как победителей изначального хаоса. Однако книга Бытия по-особому говорит о творении мира — на этом немного остановимся.
Термины «меоническое бытие» и «уконическое бытие» происходят из греческого языка и активно использовались в русской религиозной философии и богословии начала XX века (особенно у Николая Бердяева и священника Сергия Булгакова). Меоническое бытие (τὸ μὴ ὄν) — буквально «не-сущее», «не-бытие». Слово происходит от греческой отрицательной частицы μὴ («не») и причастия от глагола εἶναι («быть»). Меоническое бытие — это бытие, взятое на границе небытия. Это «не-полнота бытия», состояние, близкое к ничто, но при этом ещё не абсолютное ничто. Именно так и воспринимали действие Творца язычники: что-то уже было, некая праматерия, которая и организуется, оформляется высшими силами.
Но совершенно иное — это уконическое бытие (τὸ οὐκ ὄν) — также «не-сущее», но с другим оттенком: οὐκ — это полное отрицание бытия, абсолютное, радикальное. В отличие от «меонического», «уконическое бытие» — это абсолютное ничто, лишённость даже потенции бытия, абсолютное небытие. Это не динамическая свобода, которая есть в μὴ ὄν, а именно полное отсутствие всякой возможности, полная пустота и невозможность реализации. Библейская традиция однозначно утверждает: именно это и есть начало действия Бога Творца — «из небытия в бытие».
И далее псалмопевец задаётся вопросом: но кто достоин приблизиться к такому Богу? Псалом отвечает ясно: «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто». Дорога к духовной высоте пролегает через внутреннюю чистоту и искренность. Не обилие жертв, не глубина переживаемого страдания, не обилие добрых дел — а только внутренняя прозрачность.
Заключительная часть псалма — торжественный призыв открыть «вечные врата», чтобы «вошёл Царь славы». Здесь вечные врата — символ человеческого сердца и всего мироздания, ожидающего встречи с Богом. Господь предстаёт как сильный воитель, активно вступающий в борьбу против зла и несправедливости, побеждающий силы хаоса. И в этом Его победном входе раскрывается важнейший богословский парадокс: Бог одновременно бесконечно превознесён и бесконечно близок. Именно об этом — мысль блаженного Августина, с которой мы и начали. Этот парадокс достигает высшей точки в христианстве, где Бог воплощается во Христе, становясь полноценным человеком — но не теряя при этом Своей божественной природы.
Как же важно нам почаще вспоминать, что Бог — не отдалённый, внешний наблюдатель, а живой и активный Творец, ожидающий только одного: распахнутости, открытости наших сердец. И когда это происходит — мы действительно становимся соучастниками вечной славы Царя Вселенной — который для нас и создал всё это бытие!
Псалом 23. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема