
Учёного-зоолога, натуралиста и писателя, профессора Петра Александровича Майнтефеля ученики часто называли не по имени-отчеству, а доверительно, по-домашнему — дядя Петя. Его глубокими знаниями о природе восхищался Константин Паустовский. Он писал о Майнтефеле: «Каждую птичью повадку знает. И может объяснить. Нет в стране другого такого знатока. Просто волшебный старик!» Пётр Александрович и правда был похож на доброго волшебника: длинная седая борода, глаза всегда искрятся улыбкой. А главное — он любил не только природу, но и людей. И действительно совершал чудеса. Например, превращал беспризорников и трудных подростков в выдающихся учёных.
Пётр Мантейфель сам был подростком, когда впервые почувствовал тягу к изучению окружающего мира. Детство он провёл в семейном родовом поместье — усадьбе Вихрово Серпуховского уезда. Родители, дворяне из старинного рода, переехали туда почти сразу после рождения сына в 1882-м году. Вокруг были живописные луга и лес. Мама водила туда мальчика на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Животный мир особенно увлекал Петю. Затаившись, он наблюдал за полевыми мышами, зайцами, куропатками, ястребами. Наблюдения записывал в тетрадь.
После окончания реального училища, в 1902-м, Пётр поступил в главное учебное заведение Российской империи, где изучали живую природу — Московский сельскохозяйственный институт, ныне — Тимирязевская академия. Сразу после выпуска Пётр занялся научной работой. В экспедициях он изучал фауну Южного Казахстана и Центральной России, побывал в Киргизии и на Горном Алтае. В 1914-м году вернулся в Москву. А буквально через несколько дней началась Первая Мировая война. Пётр ушёл на фронт. Во время одного из боёв его рота понесла большие потери и неминуемо попала бы в плен. Но Мантейфель сумел увести оставшихся бойцов и укрыть в лесу. Он спас солдат — хорошо зная дикую природу, не дал им погибнуть и вывел к своим.
После Октябрьской революции началась Гражданская война. Мантейфеля мобилизовали в Красную армию, где он прослужил до 1922-го года. Профессиональную деятельность после длительного перерыва Пётр Александрович возобновил в качестве заместителя директора по научной части Московского зоопарка. Тогда ему было 42, война оставила свой след —Мантейфель поседел, и походил на добродушного дедушку. Беспризорники на московских улицах так и кричали ему вслед: «Дедушка, дай денежку!» Их было много в те годы — ребят, оставшихся без присмотра. У кого-то родители погибли на войне, а чьих-то отцов и матерей большевики отправили в тюрьмы или расстреляли. Маленькие голодные попрошайки и воришки ночевали в подвалах. У Петра Александровича сжималось сердце, когда он видел на улицах несчастных ребят. Ему хотелось им помочь. И он придумал, как это сделать.
В 1924-м году Пётр Мантейфель организовал при Московском зоопарке Кружок юных биологов зоопарка, который в обиходе стали называть аббревиатурой КЮБЗ. Туда, под своё крыло, Пётр Александрович собирал бесприютных московских ребят. У него получалось их вдохновить. Слушая рассказы учёного о природе, подростки начинали интересоваться зоологией. Вчерашние беспризорники становились юными натуралистами. Тех, кому совсем некуда было пойти, Мантейфель устроил жить при зоопарке. Организовал юннатам питание в столовой для сотрудников. У каждого из ребят имелись свои обязанности. Беспризорницей пришла когда-то в кружок Мантейфеля известная детская писательница-анималист Вера Чаплина. Она вспоминала: «Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц; научным сотрудникам — наблюдать за животными, записывали в дневники их поведение, взвешивали малышей и следили за их ростом». Пётр Александрович проводил с подопечными теоретические занятия. Вместе с юннатами Мантейфель сделал открытие — создал необходимые условия для разведения в неволе соболя — ценнейшего пушного зверя.
«Дядя Петя» — называли ребята учёного, который стал им не только наставником, но и родным человеком. Многие из юннатов позже, получив профильное образование, приходили на работу в зоопарк. Пётр Мантейфель воспитал немало уникальных специалистов и видных учёных. Так, например, учениками «Дяди Пети» были зоолог и зоогеограф Александр Кузякин, первый исследователь амурского тигра Лев Капланов и многие другие. И когда бывших воспитанников Петра Александровича просили рассказать об их учителе, из их уст в адрес Мантейфеля часто звучало одно и то же слово — «человеколюбивый».
Все выпуски программы Жизнь как служение
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема