В рязанском селе Морозовы Борки практически каждый житель знает свою землячку, Наталью Николаевну Гобято — первую в истории губернии женщину на посту земского врача. Больше века прошло с тех пор, а местные жители и сегодня называют Наталью светлым ангелом и передают из уст в уста историю героического доктора. А краеведы собирают сведения о её жизни, которая, увы, была коротка. Но стала примером истинно христианского подвига любви к ближнему, ведь Наталья Гобято по-евангельски положила душу свою за други своя.
Наталья родилась предположительно в 1881-м году, в семье дворянина Николая Константиновича Гобято. Он был специалистом в области права, и на всю округу славился тем, что безвозмездно оказывал юридическую помощь неимущим крестьянам. Мама Натальи, Ольга Всеволодовна Гобято, тоже считала своим христианским долгом поддерживать обездоленных. Жители села Морозовы Борки знали: случись у них в чём-нибудь нужда, барин с барыней в беде не оставят. Наташа пошла в отца и мать. Как и в родителях, в ней не было ни капли господской спеси. Девушка охотно помогала слугам стряпать на кухне, сама чистила на конюшне лошадей. Улыбчивая, приветливая, ко всем внимательная и добрая. Девушка хотела стать врачом. Однако в те годы для девушек это была трудноисполнимая мечта. Существовало немало женских медицинских курсов, однако институт, который готовил дипломированных женщин-врачей — один. И находился он в Санкт-Петербурге.
Попасть из отдалённого рязанского села в солидное столичное учебное заведение уже представлялось чем-то сродни подвигу. Но Наталья смогла это сделать, причём дважды. Сначала она поступила в Смольный институт благородных девиц — ведь для высшего образования требовалась хорошая база. Аттестат Смольного, глубокие знания и целеустремлённость помогли. В 1904-м году — эта дата стоит на личном деле студентки Гобято — Наталья поступила в Петербургский Женский медицинский институт. К моменту его окончания, ушла из жизни мама Наташи, Ольга Всеволодовна, и тяжело заболел отец. У Николая Константиновича отнялись ноги, к тому же он практически ослеп. Старшие братья — а их у девушки было семеро —разъехались по свету из родного гнезда. Наталья стала хозяйкой большого дома. К ней, завидной невесте с хорошим приданым, сватались женихи со всей округи. Наташа всем отказывала. День и ночь она ухаживала за отцом — была ему сиделкой и домашним врачом. В 1910-м Николай Константинович скончался. Но Наталья по-прежнему испытывала потребность в служении. В просторном флигеле своего имения она открыла фельдшерский пункт и на правах дипломированного специалиста начала принимать крестьян. Она стала вольнопрактикующим земским врачом — то есть, врачом-волонтёром, работающим без жалования. Была доктором, ассистентом и провизором в одном лице. На свои средства организовала доставку и выдачу лекарств всем нуждающимся. Выезжала к больным в отдалённые сёла верхом на лошади. Наталья Николаевна трудилась бескорыстно, и крестьяне знали: если предложить ей плату — обидится. «Барынька наша, ангельская душа», — называли они её.
В 1910-м году рязанскую землю охватила эпидемия брюшного тифа. Особенно тяжело пришлось крестьянам, поскольку в их лачугах санитарные условия были далеки от идеальных. В это непростое время Наталья Николаевна посещала больных, спасала жизни. Дальняя родственница Ольга Якубовская, которая жила в имении Гобято, в тревоге писала братьям Натальи: «Постоянно среди больных. Еле на ногах держится. Сама того и гляди упадёт!»
Увы, родственница оказалась права. Во время одного из визитов к пациенту Наталья заразилась тифом. «Сгорела» за несколько дней. Она скончалась в 1911-м году. Ей было всего тридцать. Первую на Рязанщине женщину-земского доктора похоронили за алтарём сельской Покровской церкви, рядом с родителями. Сохранился единственный снимок Натальи Николаевны. На нём она в официальной служебной форме земского врача. Шинель не по размеру большая — мужская. Ведь женщины на этой должности в те годы встречались так редко, что специального обмундирования для них не полагалось. Со старой, тронутой временем фотографической карточки Наталья Николаевна Гобято смотрит на нас — и взгляд её наполнен добротой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











