 
					
В рязанском селе Морозовы Борки практически каждый житель знает свою землячку, Наталью Николаевну Гобято — первую в истории губернии женщину на посту земского врача. Больше века прошло с тех пор, а местные жители и сегодня называют Наталью светлым ангелом и передают из уст в уста историю героического доктора. А краеведы собирают сведения о её жизни, которая, увы, была коротка. Но стала примером истинно христианского подвига любви к ближнему, ведь Наталья Гобято по-евангельски положила душу свою за други своя.
Наталья родилась предположительно в 1881-м году, в семье дворянина Николая Константиновича Гобято. Он был специалистом в области права, и на всю округу славился тем, что безвозмездно оказывал юридическую помощь неимущим крестьянам. Мама Натальи, Ольга Всеволодовна Гобято, тоже считала своим христианским долгом поддерживать обездоленных. Жители села Морозовы Борки знали: случись у них в чём-нибудь нужда, барин с барыней в беде не оставят. Наташа пошла в отца и мать. Как и в родителях, в ней не было ни капли господской спеси. Девушка охотно помогала слугам стряпать на кухне, сама чистила на конюшне лошадей. Улыбчивая, приветливая, ко всем внимательная и добрая. Девушка хотела стать врачом. Однако в те годы для девушек это была трудноисполнимая мечта. Существовало немало женских медицинских курсов, однако институт, который готовил дипломированных женщин-врачей — один. И находился он в Санкт-Петербурге.
Попасть из отдалённого рязанского села в солидное столичное учебное заведение уже представлялось чем-то сродни подвигу. Но Наталья смогла это сделать, причём дважды. Сначала она поступила в Смольный институт благородных девиц — ведь для высшего образования требовалась хорошая база. Аттестат Смольного, глубокие знания и целеустремлённость помогли. В 1904-м году — эта дата стоит на личном деле студентки Гобято — Наталья поступила в Петербургский Женский медицинский институт. К моменту его окончания, ушла из жизни мама Наташи, Ольга Всеволодовна, и тяжело заболел отец. У Николая Константиновича отнялись ноги, к тому же он практически ослеп. Старшие братья — а их у девушки было семеро —разъехались по свету из родного гнезда. Наталья стала хозяйкой большого дома. К ней, завидной невесте с хорошим приданым, сватались женихи со всей округи. Наташа всем отказывала. День и ночь она ухаживала за отцом — была ему сиделкой и домашним врачом. В 1910-м Николай Константинович скончался. Но Наталья по-прежнему испытывала потребность в служении. В просторном флигеле своего имения она открыла фельдшерский пункт и на правах дипломированного специалиста начала принимать крестьян. Она стала вольнопрактикующим земским врачом — то есть, врачом-волонтёром, работающим без жалования. Была доктором, ассистентом и провизором в одном лице. На свои средства организовала доставку и выдачу лекарств всем нуждающимся. Выезжала к больным в отдалённые сёла верхом на лошади. Наталья Николаевна трудилась бескорыстно, и крестьяне знали: если предложить ей плату — обидится. «Барынька наша, ангельская душа», — называли они её.
В 1910-м году рязанскую землю охватила эпидемия брюшного тифа. Особенно тяжело пришлось крестьянам, поскольку в их лачугах санитарные условия были далеки от идеальных. В это непростое время Наталья Николаевна посещала больных, спасала жизни. Дальняя родственница Ольга Якубовская, которая жила в имении Гобято, в тревоге писала братьям Натальи: «Постоянно среди больных. Еле на ногах держится. Сама того и гляди упадёт!»
Увы, родственница оказалась права. Во время одного из визитов к пациенту Наталья заразилась тифом. «Сгорела» за несколько дней. Она скончалась в 1911-м году. Ей было всего тридцать. Первую на Рязанщине женщину-земского доктора похоронили за алтарём сельской Покровской церкви, рядом с родителями. Сохранился единственный снимок Натальи Николаевны. На нём она в официальной служебной форме земского врача. Шинель не по размеру большая — мужская. Ведь женщины на этой должности в те годы встречались так редко, что специального обмундирования для них не полагалось. Со старой, тронутой временем фотографической карточки Наталья Николаевна Гобято смотрит на нас — и взгляд её наполнен добротой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
 
                                    
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



