
Сегодня 22 февраля. В этот день в 1705 году святитель Димитрий Ростовский закончил работу над «Житиями святых».
Об этом сборнике, содержащем 664 жизнеописания — протоиерей Максим Горожанкин.
Святитель Димитрий Ростовский предпринимает огромные усилия по составлению полного житийного свода. Надо сказать, что и до него такие попытки были, но ни одна из этих попыток не была завершена. И вот святитель Димитрий еще в сане иеромонаха приезжает в Москву и берет благословение у святейшего Патриарха Иоакима на это дело. Также он встречается с царем Петром. И обнадеженный, и царем, и с благословения Патриарха, он начинает трудиться. И трудиться он будет всю свою жизнь.
Мы сегодня говорим об окончании той работы, которая была издана, но святитель Димитрий до конца своих дней продолжает перерабатывать «Жития», и он готовил второе исправленное издание. Но смерть помешала ему осуществить задуманное.
«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского были самой читаемой книгой в России. На русский язык жития переводит великий русский историк Василий Осипович Ключевский. И после Евангелия «Жития святых» были самой любимой книгой. И трудно переоценить то воспитательное значение, которое «Жития» святителя Димитрия оказали на наш народ.
Святителю Отче Димитрие, моли Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем скоро начнётся Великий пост, и Церковь продолжает нас к нему готовить. Несмотря на то, что смысл Великого поста состоит вовсе не в том, чтобы как можно меньше и реже вкушать пищу, в ближайшие недели именно о еде мы будем слышать из самых разных источников, в этом потоке информации непременно найдут своё место и размышления о воздержании от еды как о пути приближения к Богу. Однако такое воззрение глубоко ошибочно, на его ошибочность указывают звучащие сегодня во время литургии в православных храмах слова апостола Павла. Они взяты из отрывка 8-й и 9-й глав Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова святого апостола.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
Начало только что прозвучавшего отрывка из Первого послания апостола Павла к Коринфянам заслуживает повторения: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Конечно же, апостол Павел ничего не выдумывал, его слова по своему наполнению совпадают со словами Самого Христа, зафиксированными Евангелием от Марка: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).
Но почему же мы тогда постимся? Почему Церковь как будто бы игнорирует эти слова?
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в услышанном нами отрывке Первого послания к Коринфянам.
С одной стороны, размышления апостола Павла начались с заявления о том, что пища не способна кого-либо ни приблизить к Богу, ни удалить от Него. С другой же стороны, закончил апостол очень яркими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:13). Получается, что, говоря о пище в начале, апостол Павел подразумевал пищу саму по себе, то есть без ее социальных и всех прочих сторон. В этом смысле первое упоминание пищи можно сравнить с упоминанием, скажем, дерева, которое само по себе нейтрально, однако может быть использовано человеком очень по-разному, и не все употребления дерева в равной степени безопасны для души человека. По мысли апостола Павла, дело не в том, что и когда ест человек, а в том, как свобода человека соотносится с другими людьми. В годы жизни святого апостола ещё не было привычных нам многодневных постов, но была идоложертвенная пища, и, как следствие, возникал вопрос об отношении к ней: могут ли христиане ее вкушать? Не станет ли это изменой Христу? Сам апостол полагал, что нет, не станет, и, следовательно, можно. Но не все были с ним согласны, и апостол готов был отказаться вообще от любого мяса, чтобы случайно не вкусить чего-то идоложертвенного, памятуя о том, что вопрос пищи глубоко вторичен, а потому не должен становится угрозой христианского единства.
В наши дни необходимо руководствоваться той же самой логикой, и смотреть на пост лишь как на некий инструмент, который может быть использован диаметрально противоположными способами. Он может спасти, а может и привести к тому, что из сердца начнёт исходить то, что оскверняет его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Продуктовая помощь жителям Белгородской области

Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде — один из купных источников помощи в регионе. За поддержкой сюда приходят местные жители, люди из приграничья и беженцы. Старшая сестра милосердия Елена Химченко рассказала: «Из-за обстрелов многие по-прежнему остаются без своего жилья, скитаются по родственникам, знакомым и арендованным квартирам. Сложно... Мы оказываем помощь, рассматривая каждую ситуацию индивидуально. Всех стараемся встречать с пониманием и любовью».
Ежедневно в Марфо-Мариинскую обитель в Белгороде обращаются до 65 семей. Они получают здесь продукты, детское питание, средства гигиены, постельное бельё, бытовую технику и многое другое. Кроме этого, сёстры милосердия навещают людей в пунктах временного размещения и вместе с волонтёрами доставляют помощь на дом тем, кто не может добраться до обители. А ещё заботятся о жителях освобождённых территорий Харьковской области. «Наш священник, отец Леонид Олейник, постоянно ездит туда совершать Литургию, узнаёт нужды семей, и мы стараемся закрывать их потребности», — делится сестра милосердия.
Ни одна просьба, которая поступает в белгородскую обитель, не остаётся без внимания. Однако, чтобы люди продолжали получать здесь срочную помощь, необходимо постоянно пополнять запасы вещей и продовольствия. И сегодня есть особая потребность именно в продуктовых наборах.
Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде вновь поддерживает фонд «Мои друзья». Он открыл сбор на продуктовую помощь и приглашает всех неравнодушных принять в нём участие. Сделать это можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о Страшном суде». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.8:8-9:2) и Евангельского (Мф.25:31-46) чтений в воскресенье, называемое «Неделя о Страшном суде», о «мясопустной неделе» — Масленице, о днях памяти равноапостольного Кирилла (учителя Словенского), Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица