«Сергей Фудель о духовной жизни». Прот. Игорь Фомин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Сергей Фудель о духовной жизни». Прот. Игорь Фомин

Сергей Фудель о духовной жизни (12.02.2025)
Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

У нас в студии был настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.

Разговор шел о размышлениях известного богослова, исповедника веры XX-го века Сергея Фуделя о духовной жизни христианина.

В частности мы говорили о книге «Путь отцов», где Сергей Иосифович собрал цитаты и поучения святых отцов, почему в этой книге основными столпами духовной жизни названы любовь, смирение и отречение себя, как на жизнь человека влияют молитва, покаяние, воздержание и что такое страсти и как их распознать.

Этой беседой мы продолжаем цикл разговоров о наследии Сергея Иосифовича Фуделя.

Первая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена жизни и судьбе С.И. Фуделя.

Вторая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена размышлениям С.И. Фуделя о Церкви.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Этой беседой, напоминаю, мы продолжаем цикл, который на этой неделе у нас выходит в «Светлом вечере» в часе с 8 до 9 и который посвящен Сергею Иосифовичу Фуделю, христианскому мыслителю, духовному писателю, исповеднику веры. Мы всю неделю о нем говорим. Вчера и позавчера говорили о его жизни и биографии, говорили о его понимании Церкви. И сегодня, в третьей беседе, мы обратимся к очень известной его книге, которая называется «Путь отцов». Это книга, в которой Фудель собрал выписки из разных святых отцов, выписки, посвященные духовной жизни, самому этому пути отцов, а если называть вещи своими именами и обобщать, то христианской аскетике. Посмотрим, что об этом писал Фудель, на какие основные вещи он обращал внимание. Известно, что эту книгу он давал читать святителю Афанасию (Сахарову), само собой, до всякой публикации, просто в рукописи. Святитель Афанасий очень высоко ее оценил и рекомендовал к распространению. И более того, мне в телеграм канале однажды написал один читатель: вот услышал на Радио ВЕРА что-то про книгу Фуделя «Путь отцов», реши прочитать, это всё прекрасно и вдохновляющее, остался вопрос, а как это применять в жизни? Об этом обо всем сегодня поговорим. Проводником нашим в мир этой книги и вообще христианской аскетики станет дорогой моему сердцу протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Добрый вечер.

Протоиерей Игорь Фомин

— Добрый вечер.

Константин Мацан

— Давно мы с вами у микрофона в этой студии не встречались. Очень радостно.

Протоиерей Игорь Фомин

— Взаимно.

Константин Мацан

— Еще не случайно ваше появление в этой программе, потому что я знаю, что Фудель, его наследство для вас не чужое, оно в круг вашего чтения давно входит, и вам есть что на эту тему сказать.

Протоиерей Игорь Фомин

— Да. Вы абсолютно правы, Константин. Действительно, Сергей Иосифович Фудель очень дорогой моему сердцу христианский писатель. Я хочу на это обратить внимание. Он не является ни философом в классическом смысле понимания.

Константин Мацан

— Да, не является.

Протоиерей Игорь Фомин

— Он не является богословом тоже в классическом...

Константин Мацан

— В академическом смысле.

Протоиерей Игорь Фомин

— В академическом, да, смысле. Но для меня он и философ, и богослов одновременно. Причем, конечно, для меня открытие Фуделя, в первую очередь, как одного из новомучеников, эта неделя новомучеников. Да, он не погиб в лагере, как мы уже все знаем из его жизнеописания, два дня мы здесь об этом говорим, 12 лет он просидел в лагерях в общей сложности, три тюрьмы, три ссылки. Это всё серьезно, это всё новомученичество. Не обязательно погибнуть, чтобы быть новомучеником.

Константин Мацан

— Исповедничество.

Протоиерей Игорь Фомин

— Достаточно пострадать и потом всю жизнь нести этот крест, причем достойный крест. Как Сергей Иосифович подчеркивает в своей книге про Достоевского, каторга хороших людей делает еще лучше, а плохих еще хуже. Для меня жизнь Сергея Иосифовича — это то, что тюрьма сделала его еще лучше.

Константин Мацан

— У нас завтра будет программа посвящена теме Фудель и Достоевский, а послезавтра поговорим про Фуделя в кругу русской философии. Может быть, я сейчас дерзновенную вещь скажу. Неделя новомучеников, и когда я буквально в прошедшее воскресенье в нашем храме подошел к иконе новомучеников, видимо, еще заряженный тем, что последние дни, готовясь к программам, читал и перечитывал Фуделя, подумал, что, может быть, мы однажды застанем его канонизацию.

Протоиерей Игорь Фомин

— Дай Бог, чтобы мы застали его в Царствии Небесном. То, что он там у меня как-то нет сомнений, хочется самому лично увидеть его в Царствии Небесном.

Константин Мацан

— Давайте обратимся к книге «Путь отцов». Я бы вот с чего начал, собственно с этого и Фудель начинает. Первая глава этой книги называется «Первоисточная сила», ее даже, насколько я помню, публиковали как отдельную статью в одном из зарубежных русскоязычных христианских эмигрантских журналов. Оканчивается эта глава «Первоисточная сила», которая открывает рассказ о пути отцов и суммирует, что потом будет развиваться дальше в книге, какие слова в этой главе есть, очень важные. Мне вообще кажется, что в этих словах, как в ядре, весь смысл книги «Путь отцов». Вот что пишет Фудель. «Явление в душе Христа есть образование и рост в ней триединого чувства веры: любви к Нему, смирения перед Ним и отречение для Него». Тема серьезная, может быть, с места в карьер. Но Фудель выделяет из всего обилия лексикона христианской аскетики три понятия, три явления: любовь, смирение и отречение ради Христа. Как вам кажется, почему этот выбор, если вы с этим согласны, не случаен? Почему именно эти три из всего многообразия как бы создают триединство веры? Почему они три по сути главные получаются?

Протоиерей Игорь Фомин

— Да, давайте, мы на эту тему порассуждаем. Но предварительно давайте немножко скажем, как эта книга вообще появилась у Сергея Иосифовича.

Константин Мацан

— Давайте.

Протоиерей Игорь Фомин

— Эта книга очень похожа на те изыскания, которые сейчас доступны в мгновение ока для современного человека. Он много лет, несколько десятков лет, собирал выписки святых отцов. И насколько я помню из тех конференций, на которых я был, посвященных Сергею Иосифовичу, это был целый чемодан выписок, которые он бережно хранил, возил с собой. Это очень трогательная история. По слову Аверинцева, мне нравится эта цитата, и здесь перед микрофоном я не раз ее говорил, он своим аспирантам показывал книжный шкаф и говорил, что у него знаний больше, чем у меня, но академик я, а не он. Собрать цитаты, наверное, может каждый, тем более в современном мире. Открыл интернет, сказал о`кей или еще что-нибудь такое, и тебе список цитат на тему любви, на тему смирения, на тему отречения, на любую тему. Но эта книга — именно богословское осмысление всех отцов. Рождается это из того, что предреволюционные и революционные годы вдруг открывают для Сергея Иосифовича одну очень страшную проблему. Он общается с интересным кругом людей, кто-то разочаровывается в Церкви, кто-то говорит о том, что зачем вкладываться, ничего реформировать нельзя уже в этой Церкви. И молодой человек, Сергей Фудель, вдруг постепенно начинает проникаться этим духом. Слава Богу, в 23-м году он попадает в тюрьму, и вдруг он открывает для себя пласт той настоящей Церкви, которую невозможно уничтожить. Тот шум, который и сейчас слышан в Церкви — может быть, какие-то недостойные священнослужители, недостойные миряне, которые представляют себя от церкви, которые ведут себя совершенно не в аскетическом и не в духовном плане — это диверсия внутри Церкви, которая ничего не может сделать с Церковью, по большому счету. И в этом убеждается Сергей Иосифович. И он начинает выбирать разные цитаты, описание старцев и святых отцов. В его книге «Путь отцов» приведен, мне кажется, абсолютно весь список святых отцов, которых знает Православная Церковь, которые оставили после себя какие-то труды. Собирая эти цитаты, он выстраивает стройную систему именно духовного возрождения в простой человеческой жизни. Для меня ваш вопрос, который вы прочитали из тг вашего подписчика, удивителен. Ну да, хорошая книга, а как теперь это в жизни применить? Подождите, эта книга как раз специально для того и написана, чтобы в современном мире ее можно было применить.

Константин Мацан

— Это был вопрос не со скепсисом — а как это применять? — а с дерзновением и поиском. Я теперь хочу это делать, я чувствую непомерность задачи — скорее, я вот так это прочитал. Мне нужны силы и поддержка, чье-то уверение, что, да, это возможно, вот так можно жить.

Протоиерей Игорь Фомин

— Вот так можно жить, это жизнь самого Сергея Иосифовича Фуделя. Тогда этот человек, который задал вопрос, еще стоит на пути, он должен сделать шаг в Церковь, в настоящую Церковь, в эту Церковь, о которой пишет Сергей Иосифович. Теперь мы должны поговорить о тех этапах, о которых сказали вы.

Константин Мацан

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Давайте об этапах.

Протоиерей Игорь Фомин

— Здесь совершенно не случайно выстроено именно так: любовь, смирение, отречение. Все говорят, что любовь — это самая наивысшая точка, но любовь это самое понятное состояние человека, с которым он уже здесь с младенчества сталкивается. Он сталкивается с любовью родителей, любовь матери, любовь отца. Он сталкивается в подростковом возрасте, пусть со страстной, но все равно это любовь к другому человеку, к девушке, к молодому человеку. Потом он сталкивается с любовью к своим детям. То есть человеку понятно, что такое любовь. Любой человек, прекрасно может Любовь настоящую с большой буквы отличить от страсти. На примитивном уровне любой человек это может сделать в любые времена. И вот Сергей Иосифович очень грамотно выстраивает: любовь, настоящая любовь рождает смирение, а настоящее смирение рождает отречение. То есть ту аскезу, к которой приходит человек. В своем труде, мы, наверное, тоже об этом с вами поговорим, вы, наверное, зададите вопрос, когда он будет писать о молитве, Серей Иосифович скажет совершенно правильные вещи, что молитва одна из самых великих добродетелей, которая доступна абсолютно каждому человеку. Нам часто внушают, что, слушайте, молитва это что-то недостижимое. Любой православный человек, естественно, молится о даровании молитвы, но добродетель молитвы доступна каждому человеку.

Константин Мацан

— Можно я прямо сразу, пока мы от этого далеко не отошли, цитата у меня на эту тему есть заготовленная в продолжение того, о чем вы говорите. Причем, эта цитата именно не из отцов, которых цитирует Фудель, а его личный авторский текст, которым он блестяще связывает в единое повествование разные цитаты.

Протоиерей Игорь Фомин

— Да, да.

Константин Мацан

— И вот это кусок именно его авторской речи, приоткрывающий и его внутреннее дерзновение, не только тот опыт, который он из отцов передает. «Молитва, даже еще в несовершенной и неумелой своей форме, то есть в начале молитвенного труда, есть уже выход человека из пяти измерений мира человеческих представлений, дел и забот, из мира тленной телесности в мир измерений иного века. Человеку и страшно от непривычки и в то же время он знает, что вступил на верный корабль, уносящий его среди ночи на родину. Вот почему нам и сказано, непрестанно молитесь. Это все равно, что сказать, непрестанно стремитесь к Богу. Это для нас труднее всего, так как это существо религии, а не ее периферия. И погрузить себя в воды любви Божией, как в неизвестную стихию, не умеющим плавать, нам слишком страшно». Как в вас эти слова отзываются?

Протоиерей Игорь Фомин

— Абсолютно. Я, во-первых, хотел поблагодарить вас, дорогой Константин Михайлович.

Константин Мацан

— Спасибо.

Протоиерей Игорь Фомин

— За то, что вы меня сюда пригласили. Именно на эту передачу. Я перечитал «Путь отцов» и прямо в эфире я готов в этом покаяться, у меня было плохое отношение к одному человеку, к очень близкому человеку, раздражение, и с этим чувством я долго жил, честно говоря, неделю, наверное, жил. Для меня это, честно говоря, не свойственно, но вот здесь было такое глубокое раздражение. Когда я начал готовиться, когда я дошел до главы о молитве, потом перешел к любви, я вразбивку читал всё это, я примирился.

Константин Мацан

— Слава Богу.

Протоиерей Игорь Фомин

— Примирился именно внутренне. Внешне там не надо было примиряться, потому что там святой жизни человек, а я был в каком-то раздражении. Вы очень правильно сказали, что книга состоит из цитат, которые Сергей Иосифович связывает во единый большой Христов хитон, которым надо укрыться. Я теперь понимаю, если слышат мои прихожане, что они теперь будут читать Великим постом, когда они будут подходить и говорить: батюшка, какое задание, какое благословение, что почитать на этот Великий пост, а обычно так и бывает, вы нам дадите? Мало того, я уже заказал большую партию книг «Путь отцов». И это благодаря вам. Естественно время имеет такое свойство, оно что-то нивелирует, что стирает, и я как-то, честно говоря, забыл об этой очень важной составляющей нашей духовной сокровищницы — «Путь отцов» Сергея Фуделя. Теперь всё придет в прежнее русло. А то, что вы прочитали, я хотел бы подтвердить другой цитатой из Сергея Иосифовича, где он говорит, что молитва — это добродетель, доступная для всех, абсолютно для всех. Точно так же, как и здесь, говорит, она может быть в начальном состоянии, она может быть совершенной. Телесный подвиг не для всех доступен, а молитвенный для всех. Ты можешь иметь физические недостатки, и у тебя не будет возможности поститься. У тебя будут какие-то особенности, и ты не сможешь совершать поклоны. У тебя есть какие-то особенности, и ты не можешь творить какие-то добрые дела. У тебя нет на это рассуждения, как он говорит в этой книге. Примерно это так, не каждый может перевести бабушку через дорогу, это должно быть рассуждение, бабушке, может быть, туда не надо, а ты ее туда тащишь. Мы очень часто душим своей любовью другого человека, я знаю, что тебе надо, давай. И бедный человек, принудительное добро, принудительная любовь.

Константин Мацан

— Причиняем добро.

Протоиерей Игорь Фомин

— Да, причиняем добро. А вот молитва это та добродетель, которая доступна всем, но почему-то все об этом забывают. Здесь мы и должны в этой книге увидеть, что это такое, какое стояние духа пред Богом должно быть у человека. Сергей Иосифович это раскрывает элементарно. Вот здесь, в этой книге, мне кажется, очень хорошо описана та человеческая составляющая, которая называется духовной жизнью, современным, доступным, понятным языком. Каждый человек, открывая эту книгу, прочитав ее не спеша за Великий пост, к Страстной Седмице переосмыслит свою жизнь. Поверьте. Мы даже сейчас, не углубляясь в какой-то текст, можем сразу порекомендовать вам открыть эту книгу, и вы погрузитесь в тот мир настоящей Церкви, не какой-то видимой, поверхностной. Вам откроется богослужение, вам откроется Священное Писание, вам откроется страх Божий. Причем, страх Божий, который будет вас не угнетать, а наоборот возвеличивать. Прямо с первых моментов книги вы прочитаете о страхе Божием.

Константин Мацан

— Я, конечно, к этой теме тоже хотел в нашей беседе обратиться, вы идеально к ней подводите. Вторая глава так и называется «О страхе Божием». Это тем еще интереснее, что, как мне представляется, хотя это не какое-то мое личное прозрение, достаточно очевидно, современный человек противится любому напоминанию о каком бы то ни было страхе. Жизнь и так достаточно страшная сама по себе, особенно в текущих условиях. Мы, находясь в теплой студии, прекрасно себя чувствуем по сравнению с теми... Вы недавно вернулись с Донбасса, вы туда ездили с гуманитарной миссией, вы больше этого видите и можете сказать. Я любой наш разговор о каком-то нашем переживании любых состояний духовных, эмоциональных, уже научен опытом, вынужденно предваряю словами, что понятно, что есть люди, которым намного сейчас тяжелее. Но каждый все равно переживает свой опыт. Давайте не будем механически сравнивать. Часто бывает такое, что что-то пишешь в телеграм канале, а тебе приходят комментарии: что вы скажете об этом людям, которые сейчас в окопах? Человеку в окопах скажем что-то другое, конкретно ему. Но мы можем о человеке вообще рассуждать, читая книжку. Противится психика тому, что какой-то есть страх, надо бояться, с одной стороны. С другой стороны, понимаем ли мы, что такое страх Божий. А эта глава, эта книга раскрывает это понятие. Я несколько цитат приведу. Пишет Сергей Иосифович: «Есть особая проба на золоте христианства, по которой его никогда ни с чем не спутаешь и по которой всегда можно отделить от него всякое неистинное христианское учение, в частности, сектантство. Этой золотой пробой является страх Божий. По учению отцов есть два страха Божия, один новоначальный, другой совершенный. Первый страх это страх потерять за свои грехи свое счастье и вместо него обрести вечные муки. Другой страх, совершенный, сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога». И дальше цитата из Максима Исповедника: «Первый страх любовь совершенная вон изгоняет из души, ее стяжавшей и не боящейся уже муки, а второй страх она всегда имеет сопряженным с собой. Содержание обоих видов страха как будто одно — боязнь нарушить волю Божию, но побудительная причина другая. В первом страхе побудительная причина — возможность мук вечных, во втором — сама любовь. Первый страх есть страх раба, второй — страх друга». Вроде бы всё объяснено, но снова и снова возвращаешься к этому вопросу: в жизни человека, христианина для вас, как для пастыря, эти оба страха сочетаются, или мы идем от первого ко второму и доходим ли мы до совершенного страха, который почти совпадает с любовью и боязнью любящего оскорбить? И вроде как мы знаем эту схему, что состояние раба, наемника, сына, но где-то еще встречается в этом тексте, если я не путаю, у Фуделя мысль, что даже святые не говорили об этом страхе рабском, как о вовсе пройденном этапе. Все время к нему либо возвращаешься, либо снова приходит, либо просто не нужно про него забывать. Как вы на это смотрите?

Протоиерей Игорь Фомин

— Естественно, наша программа должна отвечать на вопрос, как теперь это применять в жизни. Все очень замечательно в этой цитате, которую вы прочитали, сказано. Но попробую немножко пояснить. Всегда прекрасен образ семьи, взаимоотношений внутри семьи, где Бог Отец, мы дети, где Бог это жених, муж, мы Церковь — невеста Бога. Всем известно состояние женихания. Когда молодой человек завоевывает девушку, он любит себя в ней, он дарит цветы, но по большому счету он не ей дарит цветы, он себе дарит цветы: смотри, какой я. Это страх первый, когда мы боимся быть без Христа. Я себе ищу выгоды, я не так обращаю внимание на Бога, потому что это что-то большое, величественное, очень важно, чтобы я был с Ним. Поэтому естественно, в любой литературе аскетической, святых отцов они всегда будут возвращаться, это нормальное состояние, это хороший страх Божий. То есть первое — я люблю себя в Боге, а второе, о чем говорили, я Бога люблю в себе. Это уже другое состояние. Состояние, мы тоже об этом часто говорим, и в студии всегда это звучит, когда мое «я» становится маленьким, прозрачным и исчезает в моей жизни. Меня уже волнует другое, меня волнует Господь. Я уже что-то не сделаю, потому что знают, что я христианин, и я могу оскорбить своим поведением Бога. Не хорошо, что звучит слово «я», но вы тоже как-то говорили, что пытались в своей жизни полностью убрать «я».

Константин Мацан

— Из речи.

Протоиерей Игорь Фомин

— Да, из лексикона.

Константин Мацан

— Получается канцелярский стиль: считаю, что; полагаю, что.

Протоиерей Игорь Фомин

— Да. Это, наверное, тоже плохо, полностью убрать «я», его надо сделать маленьким и прозрачным, чтобы ты сам его не замечал. Тогда мои поступки будут не сообразно моего присутствия у Бога, а мои поступки будут — как бы не уронить честь Бога. Я паршивый и плохой человек. Как говорит Антоний Сурожский, я очень плохой человек, но всё, что я говорю о Христе, это правда. Именно это состояние — состояние второго страха Божия, когда я боюсь собою уничижить Церковь, самого Бога, Его имя как-то уронить.

Константин Мацан

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. У нас сегодня в гостях протоиерей Игорь Фомин, мы обсуждаем книгу Сергея Фуделя «Путь отцов». Не переключайтесь.

Константин Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Мы продолжаем этой беседой, напомню, цикл бесед про Сергея Фуделя, и говорим сегодня о книге «Путь отцов», написанной Сергеем Фуделем, продолжаем по волнам этой книги плыть. Наверное, одной программы, да и двух, и пяти, и десяти не хватило бы, чтобы исчерпать ее содержание, лучше просто ее читать. Некоторые вещи, которые когда я перечитывал эту книгу, я для себя отметил, может быть, немножко неожиданные. Они чуть более нехрестоматийные для обсуждения христианской жизни. Вот что я имею в виду. Одна цитата, это к вопросу о том, что страх оскорбить Бога очень близок к любви к Богу, это некое иное имя для любви к Богу. И вот что пишет Фудель в первой главе, в «Первоисточной силе». Собственно, первоисточной силой он и называет любовь. В связи с этим обсуждается тема покаяния: «Непрекращаемость покаяния святых нам непонятна, и мы даже готовы заподозрить их в лицемерии: как может быть именно у них непрекращаемость покаяния?». Дальше цитата из Исаака Сирина: «Покаяние есть, с исполненною сокрушения молитвою, неослабное прошение об оставлении прошедшего и болезнование о хранении будущего. Покаяние есть вторая благодать». И дальше опять текст самого Фуделя, который меня больше всего интересует в данном случае. «Любящий никогда не перестает ощущать горечь от огорчения в прошлом Любимого. Любящий всегда в тревоге, в болезновании о том, чтобы в будущем этого не повторить». С одной стороны, понятно. С другой стороны, у меня есть ощущение, что эти слова входят в диссонанс с тем, что мы обычно привыкли думать и в церковной жизни и в обычной жизни. Вот это словечко «горечь от огорчения в прошлом любимого» — этому тоже противится как будто нутро, зачем помнить, что я когда-то кого-то обидел или оскорбил? А разве Бог не смывает все грехи на исповеди? Разве мы не освобождаемся от них? Может быть, наоборот нужно всё оставить в прошлом и не помнить об этом? Зачем себя травмировать, стигматизировать, напоминать, чувство вины на себя навешивать? Нет, всё, извинился, покаялся, пошел дальше. Но Фудель говорит: хранение этой горечи о прошлом как-то связано с постоянной тревогой, чтобы в будущем тоже не согрешить. Как в вас это отзывается?

Протоиерей Игорь Фомин

— Мне кажется, дорогой Константин Михайлович, вы полностью описали это состояние. Ведь что такое покаяние? Это прощение о последствии греха, но не забвение, когда ты его содеваешь. Не забвение, что ты его когда-то совершил. Это прекрасно, потому что грех, осознанный тобой... тебе становится стыдно за него, тебе становится больно за другого человека, что ты кому-то причинил боль. Будь это твой ближний или Сам Господь. Представьте, что мы что-либо сотворили и забыли об этом. Как это было больно Богу или человеку, как это было ужасно в тот момент, когда ты это всё осознал. Осознание греха не всегда сразу приходит, иногда до содеянного приходит, но ты его всё равно совершаешь по своей наглости, тупости, не знаю, как здесь характеризовать вещи. Если бы мы это всё забывали, мы бы постоянно его совершали. Очень четкое, точное определение дает этому покаянию Фудель. Да, покаяние совершилось, грех тебе прощен в будущем, но прошлое тебе остается. Любое действие остается в истории. Всё, что было, уже никуда не денется. Ты будешь нести этот груз, ты должен об этом заранее знать. И когда у тебя тяжелое какое-то последствие от греха, если ты его повторишь, оно усугубится. Оно не повторяется, не то, что тот грех тебе не прощен. Да нет, тот грех прощен, ты просто тяжесть утяжеляешь, если можно так сказать, последствия твоей жизни, вот и всё. Здесь даже благоговейное молчание, мне кажется, должно после этой цитаты быть, чтобы осмыслить. Я поэтому и говорю, что это чтение Великого поста. Ты прочитал какую-то часть и должен в ней пожить. Это очень интересный процесс, чтение именно «Пути отцов».

Константин Мацан

— Я могу сказать, почему еще я за эту цитату зацепился и тоже поразмышлять о том, что я, как журналист, много лет исповедовал и исповедаю такой принцип, что вообще слово «грех» нужно пореже произносить. Уж больно сразу ты даешь повод заподозрить себя в какой-то дидактике, сразу какие-то картины карикатурные рисуются: вы грешники, всем в аду гореть. Мой личный опыт сейчас перечитывания «Пути отцов» и других, кстати, книг Фуделя в подготовке к этим программам в том, что это тема необходимая, ее не обойти. Как мы можем говорить о Христе Спасителе, если до этого сами себе не сказали, что есть от чего спасать. И при этом есть ощущение, я сужу по себе, конечно же, что опять же даже в церковной среде есть такое: давайте об этом не будем. О свете, о радости. А то, что есть некая проблема изначальная корневая, по поводу которой всё происходит, как-то хочется это немножко вынести за скобки. И стесняешься немножко говорить о грехе, о греховности. Вы с таким сталкиваетесь? С такой попыткой на эту неудобную тему не обращать внимание? А Фудель ее ставит во весь рост перед человеком.

Протоиерей Игорь Фомин

— Здесь две крайности и есть, естественно, царский путь.

Константин Мацан

— Путь отцов.

Протоиерей Игорь Фомин

— Именно путь отцов, да. Какие две крайности? Вы очень четко их охарактеризовали. Грех и больше ничего. Радость и больше ничего. Но это две, действительно, крайности одного очень важного пути, два бордюра, назовем так, одного пути. Причем, царский путь — это там, где осознание и греха и благодати, радости, любви должны сплестись. Как я могу понять, что меня любит Господь, не осознав своей греховности? Неделя о мытаре и фарисее. Вот он фарисей, который дает отчет своему другу — Богу. Именно, другу, он что-то хорошее вспоминает из прошлого, ведь дружба это про прошлое. И вот он дает отчет. Ему Бог-то не нужен он пришел к Нему на прием в храм и отчитывается: делаю то, делаю это, пятое-десятое, я не как другие грешники. Естественно, этот путь для нас не приемлем. Он очень хороший.

Константин Мацан

— Он слишком хороший.

Протоиерей Игорь Фомин

— Он слишком хороший, он прекрасный просто, дай Бог, чтобы побольше было таких фарисеев, которые так всё соблюдают. Но осознание своей хорошести — это очень опасная вещь. И мытарь: Боже, милостив буди мне, грешному. Тоже крайность, в которую мы тоже не должны впадать. Да, мытарь пошел более оправданным, потому что он вызывает жалость, я всё это прекрасно понимаю. Но если бы соединить эти два пути, путь фарисея и мытаря, когда ты выполняешь закон, заповеди Христовы и не замечаешь это, осознаешь, что всё доброе от Бога, а всё злое от тебя. У тебя есть в жизни доброе? Есть. Привели мне одного маленького мальчика, чтобы я с ним поговорил о покаянии, о молитве. Я ему задаю вопрос: а ты молишься? Он говорит: конечно. Ему лет семь или восемь, то ли первый, то ли второй класс, не помню. Я говорю: а как ты молишься? Просто мне было интересно. Говорит: я утром встаю, подхожу к окну, руки в стороны разбрасываю, говорю, Господи, как всё клёво. Слушайте, детская эта молитва, мне кажется, намного сильнее. Действительно, все хорошо.

Константин Мацан

— Очень здорово.

Протоиерей Игорь Фомин

— Да, очень хорошо. У него всё хорошо. У нас же много чего в жизни хорошего, у вас, у меня, у наших слушателей, нам есть, за что поблагодарить Бога. Но у нас есть и другая сторона нашей луны, такая неприглядная, греховная, из-за которой мы не унываем. Мы пытаемся с ней бороться в той или иной степени. Соединение этих двух путей прекрасных — Марфа и Мария, у ног Спасителя и труд. Фарисей, законник, выполнение закона, не акцентируй на этом внимание — Боже, милостив буди мне, грешному. Не только ты должен каяться, ты должен благодарить Бога за то, что ты существуешь, что у тебя всё есть, что тебя машина обрызгала, как это здорово, весело и классно. Попробуй, увидь во всем проявление Божие и всё по-другому.

Константин Мацан

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Еще одна тема из «Пути отцов», из этой книги, о которой мы сегодня не сказали. У меня, честно говоря, на эту тему цитата не подобрана, поэтому придется вам ее пояснять. Это тема воздержания. От чего и как следует воздерживаться, согласно «Пути отцов»?

Протоиерей Игорь Фомин

— Здесь целая глава посвящена воздержанию и молитве.

Константин Мацан

— Это важно, да.

Протоиерей Игорь Фомин

— Это очень важно. От чего ты воздерживаешься? Даже не от чего ты воздерживаешь, а ради чего ты воздерживаешься? Воздержание по главе, которая здесь у нас существует, это воздержание ради чего? Как начинается эта глава, «Мы всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса Христа, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем». В чем открывается жизнь? Это цитата из апостола Павла. Мы понимаем, что общение с Богом происходит у нас в основном через молитву. Наш диалог с Богом состоится через молитву, но эта молитва, как и любой другой диалог, должна быть чистой. Когда человек может молиться? Он может молиться только тогда, когда он не обременен ничем внешним: житейскими заботами, своими страстями, я сейчас имею в виду духовные, точно так же воздержание должно быть и во всем внешнем. Даже в твоем поведении. И кстати, об этом здесь очень хорошо сказано. Даже про поведение, как ты сидишь, как ты ходишь, как ты смотришь на другого человека. Причем, на этом не делается акцент, что ты должен делать это так. Там совсем другой акцент, там акцент, что это признак того, что ты начинаешь молиться, что ты перешел на другой уровень молитвы. Твоя духовная жизнь влияет не только на твое душевное расположение, ты становишься не только благостным, ты не только ко всем хорошо относишься, ты и внешне, в физическом своем проявлении очень сильно меняешься. Так оно и есть. Наверное, об этом и надо здесь будет прочитать и поговорить. Естественно, речь будет идти и о страстях. Что такое страсть? Это укоренившийся грех, который человека делает рабом. К примеру, возьму себя, любимого. Я скажу вещь очень сомнительную, не похожую на грех, но использование поступка становится страстью. Я люблю ездить на машине.

Константин Мацан

— Я тоже.

Протоиерей Игорь Фомин

— Я не люблю ездить на общественном транспорте. Не из-за того, что много людей, мне наоборот люди очень нравятся. Не из-за того, что теснота. Я просто люблю ездить на машине. Мне лучше простоять в пробке, полтора-два-три часа, но в машине, чем быстро доехать за сорок минут, но в общественном транспорте. Нет никакого в этом греха, но это стало моей страстью. Я уже к этому привязываю всё, я смотрю, сколько мне ехать, мне заранее лучше выехать. Борьба со страстями, то есть с привычками, можешь ли ты быстро отказаться от той или иной привычки.

Константин Мацан

— Можно я короткую вставку сделаю? Мне очень нравится пример. Мне кажется теми же словами, я о своих сейчас болях, хочется до ребенка донести про компьютерные игры. Что сами по себе, бывает, можно играть, игра и игра, но когда тебе плохо, если ты не играешь, это уже звоночек.

Протоиерей Игорь Фомин

— Да. Когда то, что в жизни не является важным, и тебе без этого плохо — всё, это плохо, это ужасно, это страсть. Есть люди, которые сейчас будут подходить перед началом Великого поста, говорить: батюшка, я буду поститься строго, только оставьте мне, пожалуйста, кофе с молоком и кусочком сыра, ну, хотя бы три раза в неделю. Непонятно, зачем. Просто непонятно зачем.

Константин Мацан

— На эту тему еще одна цитата, она не из этой главы, но она для меня очень сочетается с темой воздержания. «Человек вне христианской веры хочет жить в беззаботности или в страстях. С христианством в душу входит пустыня для страстей и великая забота о том, чтобы пройти ее до земли обетованной». И дальше самое для меня важное: «Ощущение пустыни в душе, совершающей второе рождение, иногда нестерпимо по своей реальности». Я в этом узнаю себя, когда ты задаешься похвальной целью от страстей избавляться, где-то там на горизонте маячит вопрос, а что останется? Пустыня останется, как я в этой пустыне буду? Это же я, это же мои желания, мои привязанности, Бог создал меня чувствующим, говоришь себе, надо свои чувства уважать, беречь тоже. Но в этом смысле Фудель такой нелицеприятный вопрос ставит. «Попробуй и пройди через эту пустыню, может быть, увидишь, как в ней рождается что-то новое по-настоящему». Оно поначалу действительно нестерпимо. Вы часто с таким сталкиваетесь, как пастырь?

Протоиерей Игорь Фомин

— Да, конечно, и среди прихожан, и лично, когда ты вдруг ловишь себя на какой-то мысли, что, ах, у тебя в жизни, оказывается, вот какая привязанность. Я сейчас привел пример по поводу этой машины. Да, это ни о чем вообще, об этом даже задумываться не надо. Оказывается, это такая маленькая страстишка. А есть большие страсти, без которых тебе тяжело. Сон какой-нибудь, ты можешь себя немножко повоспитывать? Вставать в одно и то же время, ложиться в одно и то же время? Оказывается, это очень сложно.

Константин Мацан

— Очень сложно.

Протоиерей Игорь Фомин

— Опять же говорю, придут люди, скажут: батюшка, не могу поститься, что посоветуете? Без проблем, давайте от гастрономического поста мы с вами отказываемся, у вас заболевание. Напишите себе распорядок дня, как вы будете жить. Человек приходит через неделю с этим распорядком и говорит: батюшка, я лучше поститься буду.

Константин Мацан

— Строго.

Протоиерей Игорь Фомин

— Строго, да. И гастрономически на себя возложу какие-то вещи. Мы в комфорт залезаем очень быстро, начинаем служить своему телу. Нужно прочитать какую-то важную книгу? Обязательно. Нужно прочитать книгу «Путь отцов» этим постом? Всем рекомендую. И народ начнет читать с чашечкой кофе или чашечкой чая, вдруг поймет, что это удобно, вот у тебя книжечка, вот у тебя чаек, вот меня не беспокойте. Хорошо это или плохо? Наверное, плохо. Потому что читать надо по-другому. Читать можно с чаем? Да, читай с чаем, только чтобы это не выстроилось в такое интересное чтение, ты прочитал, отвернулся и забыл, как ты выглядишь в связи с этой книгой.

Константин Мацан

— Вы прямо к важной теме меня подводите, и важно, что она уже в завершении нашего разговора, и охватывает, как мне кажется, вообще весь разговор о «Пути отцов». Эта книга, которая ставит перед тобой вопрос обязывающий. Она заставляет, побуждает тебя как-то меняться. Это может оказаться даже не самое легкое чтение. Я на эту тему одну цитату приведу не из «Пути отцов», а потом из «Пути отцов», они связаны близко. Это из книги «Моим детям и друзьям», пишет Фудель: «Обычно говорят с некоторой благосклонной улыбкой: „Блажен, кто верует, — тепло ему на свете“. Это верно и в том небольшом смысле, который обычно имеется в виду, и бесконечно более верно во всем глубочайшем смысле жизни. Собственно, надо было бы сказать, „не тепло“, а „жарко“». Тому, кто верует, жарко на свете. Но вот любопытный момент. Если мне не изменяет память, когда мы в этой студии вчера или позавчера говорили о Фуделе, и мой собеседник это место пересказывал, он его пересказал чуть не точно. Он сказал, что блажен, кто верует, ему не тепло на свете, а горячо, даже не жарко, жарко это приятно, а горячо это что-то ответственное и даже немножко опаляющее тебя. Но без этого горячо, быть может, не бывает, потому что в «Пути отцов» такие слова: «О благодати мы часто говорим, не чувствуя реальности или, лучше сказать, огнеопальности ее бытия». Для меня это дает иную перспективу, вот этот узкий путь. Где взять силы, как осмелиться на этот путь вступать? Ведь, действительно, огнь поедающий и об этом весь Фудель, что христианство это не широкий путь, а узкий путь Евангелия, где и воздержание и в меру каждому свое страдание и отречение. Мы говорим о благодати, как о чем-то безусловно позитивном. Но ведь огонь.

Протоиерей Игорь Фомин

— Нам всегда представляется, что благодать, которая сходит на нас, должна действовать здесь и сейчас. Вообще современный грех человечества — здесь и сейчас. Мне нужно всё здесь и сейчас. Нет никакого задела на перспективу. Нет пролонгированного периода времени от момента вступления в область благодати и до того, пока она начнет в тебе действовать. Константин Михайлович, вы варили когда-нибудь пельмени?

Константин Мацан

— Да.

Протоиерей Игорь Фомин

— Вы же знаете, как это делается? Кипящая вода, достаешь из морозилки пельмени и засыпаешь в эту кипящую воду, и она перестает кипеть. Такое впечатление, что ничего не происходит. Не надо палец в воду засовывать, проверять, горячая вода или не горячая, она горячая, она вас обожжет, но она перестает кипеть. И только тогда, когда выравнивается температура пельменей, когда они размораживаются, опять начинается бурление, опять начинается какой-то активный процесс. Благодать примерно так и действует. Она всегда остается благодатью, но человек ее может воспринять, только спустя какое-то время. Она к нему пришла и должна его полностью изменить, она его разворачивает. Люди, которые пришли в церковь в зрелом возрасте, проходят очень серьезные метаморфозы. У них меняется круг знакомств, причем как он меняется? Старые уходят, появляется пустота, пустыня, никого вокруг пока нет, потому что ты еще не способен общаться с теми людьми. Процесс отхода старых друзей длительный, несколько месяцев, несколько лет может пройти, пока люди уйдут. Ты остаешься один и только потом начинаешь приобретать новых друзей. У тебя должен быть какой-то голод, у тебя должны быть какие-то события, которые должны привлечь этих друзей. Точно так же и то, о чем вы говорите. Это огнь поедающий, это попаление, это то, что сначала должно тебя растопить, а потом тебя должно испечь. Ты должен стать зрелым, ты становишься зрелым под действием этой благодати. Здесь этот огнь, который является любовью к Богу, и есть та спасительная благодать, которая даруется человеку. Вся Церковь говорит о том, что вера — это дар Божий, любовь — это дар Божий. Вера — это то, что предшествует любви, а любовь — это то, что укрепляет веру. Вот здесь всё завязано, вот здесь благодать, вот здесь огонь поедающий и пожирающий и испекающий человека.

Константин Мацан

— Спасибо огромное, отец Игорь, за эту беседу. Конечно, и десятой части мы не проговорили того, о чем хотелось бы проговорить в связи с Сергеем Фуделем и с книгой «Путь отцов», но я вам очень благодарен за этот многократный призыв читать предстоящим Великим постом «Путь отцов». Дай-то Бог. Мне кажется, что если вдруг быстро книга прочитается, есть другие книги Сергея Иосифовича, с моей точки зрения не менее пронзительные для какого-то христианского размышления. Это и «У стен церкви», и «Моим детям и друзьям». Но тут уже, как благословите. Спасибо огромное, дорогие друзья, что были с нами в этом часе. Мы завтра и послезавтра продолжим говорить о Сергее Фуделе. А сегодняшнее путешествие в мир его книги «Путь отцов» и в мир христианской аскетики с нами совершил протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Я вас благодарю и надеюсь до новых скорых встреч на волнах Радио ВЕРА.

Протоиерей Игорь Фомин

— Спасибо большое за этот разговор, дорогой Константин Михайлович. Действительно, Сергей Иосифович Фудель один из величайших христианских философов, богословов. Мы начали с того, что он не богослов и не философ, но он и богослов и великий христианский философ. Читайте, дарите книги Сергея Иосифовича своим друзьям, близким, о ком вы заботитесь, и вы не прогадаете.

Константин Мацан

— Спасибо. До свиданья.

Протоиерей Игорь Фомин

— До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем