![Раскрытая книга](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Psaltir.-Bogosluzhebnye-chtenija.jpg)
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
После грехопадения Адама и Евы в нашу природу вошёл грех — эта фраза представляет собой одну из важнейших христианских аксиом, впрочем, можно сказать, что эта аксиома не только специфически христианская, она библейская, а потому в книгах Священного Писания Ветхого Завета мы найдём массу размышлений о том, как нам угодить Богу, будучи носителями поражённого грехом естества. Одно из таких размышлений мы можем найти и в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 4-м псалме.
Псалом 4.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности.
В этом псалме, как и во множестве других, царь Давид говорит о своей вере в Бога и о своей надежде на Него. Помимо этого, Давид даёт и чрезвычайно любопытное нравственное наставление, которое имеет не совсем обычную форму, а потому вызывает вопросы и дискуссии. Это наставление звучит в русском синодальном переводе так: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа» (Пс. 4:5–6).
Основное недоумение здесь связано со связкой гнева и греха. Вне всякого сомнения, гнев — это одна из вошедших в нашу природу после грехопадения страстей, и гневаться не стоит. Однако здесь мы видим как будто бы призыв к гневу, но при этом сказано, что в гневе не стоит согрешать. Но разве бывает гнев без греха, если сам по себе гнев — это уже грех?
На это существует два основных ответа.
Первый из них предполагает, что любой человек в состоянии понять, что в тот или иной момент времени он разгневался. В самом деле, гнев невозможно не заметить, он часто бывает для нас неожиданностью, но никогда он не проходит незаметным. Если же мы способны его увидеть, то мы можем и внести некоторые коррективы в собственное поведение. Да, невозможно выйти из состояния гнева лишь пожелав это сделать, гнев требует времени, и за это время можно успеть сделать массу не самых благовидных вещей. Однако есть и иной путь: не предпринимать в состоянии гнева какие-либо действия, не выносить суждений, не говорить, и вообще по возможности затаиться до той поры, пока гнев не оставит душу. Блаженный Августин описал это так: «Если душа наша взволнована и мы, вследствие наказания греховностью, не властны над этим, то с этим, во всяком случае, не должен соглашаться наш рассудок и разум; ведь разум в нас рождается от Бога вновь для того, чтобы посредством его мы служили Божьему закону, коль скоро до настоящего времени плотью мы служим закону греха».
Есть и ещё один ответ на вопрос о том, как понимать слова 4-го псалма о гневе. И этот ответ сводится к тому, что гнев — это одна из сил души, и она должна быть направлена так, как первоначально предполагалось Богом, то есть не на борьбу с другими людьми, а на борьбу с собственными страстями и собственной греховностью. Об этом тоже писал блаженный Августин, и его мысль звучит так: «Гневайтесь на ваши прошлые прегрешения и впредь не грешите».
Дай Бог, чтобы мы услышали, поняли и приняли слова святого царя и псалмопевца Давида, и чтобы гнев если и был разрушительной силой, то только для наших грехов!
Псалом 4. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 4. (Церковно-славянский перевод)
Присоединиться к добрым делам фонда «Помощь»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Fond-Pomoshh-480x480.jpeg)
У 11-летнего Паши из Самары с рождения нет кисти правой руки. Однако благодаря родительской поддержке и заботе он во многом чувствует себя уверенно. Подросток учится в обычной школе и занимается спортом. Правда поначалу он стеснялся своей особенности, кроме того, у Паши возникали трудности в быту. Какое-то время он ходил с обычным косметическим протезом, который только маскировал отсутствие кисти руки. Но три года назад родители приобрели механический. С ним у подростка появились новые возможности. Паша стал более уверенным и даже начал заниматься тхэквондо — это один из видов единоборств. За время тренировок он достиг больших успехов и получил много наград. Однако некоторые повседневные действия по-прежнему оставались для Паши недоступными. Например, парень не мог завязывать шнурки или брать мелкие предметы. Кроме того, со временем, когда Паша начал активно расти, механический протез стал ему не по размеру, что доставляло сильный дискомфорт. Поэтому подростку было необходимо новое современное устройство.
Благотворительный фонд «Помощь» из Санкт-Петербурга пришёл на выручку Паше и открыл сбор на дорогостоящий бионический протез. С поддержкой сотен неравнодушных людей необходимая сумма была собрана. Сегодня Паша чувствует себя хорошо, ведёт активный образ жизни и развивается в спорте.
Фонд «Помощь» с 2017 года приходит на подмогу тяжелобольным детям и взрослым, а также людям с инвалидностью со всей России. Сейчас у проекта есть несколько подопечных, которые также, как Паша нуждаются в оперативной помощи, и вы можете их поддержать. Для этого переходите на сайт фонда «Помощь».
С вашим участием добрых историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сергей Фудель о Церкви». Даниил Черепанов
![Даниил Черепанов в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Daniil-Cherepanov.jpg)
У нас в студии был кандидат филологических наук, старший преподаватель МГУ имени Ломоносова и преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Даниил Черепанов.
Разговор шел о размышлениях о Церкви и церковной жизни известного духовного писателя, богослова, исповедника веры XX-го века Сергея Фуделя, приведенных в его книгах «У стен Церкви» и «Моим детям и друзьям».
Этой беседой мы продолжаем цикл разговоров о наследии Сергея Иосифовича Фуделя.
Первая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена жизни и судьбе С.И. Фуделя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Православная миссия в интернете». Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин
![Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Svjashhennik-Nikolaj-Dubinin-protoierej-Maksim-Gorozhankin.jpg)
У нас в гостях были настоятель храма святого Фёдора Стратилата в Старом Осколе священник Николай Дубинин и председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о современной христианской проповеди в интернет пространстве, насколько она востребована и как сделать так, чтобы она была полезной и приносила плоды.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер