
Дмитрий Косилов
Жизнь в больших городах течет на огромных скоростях. Мы спешим, суетимся, делаем многое на автопилоте, не замечая как мимо проходит наше время и жизнь. Даже молитва и посещение воскресных служб в храме превращаются в привычку. Исполняются не по горению сердца, а по обязательству! Я почувствовал, как от этого мое сердце начало черстветь, а душа — погружаться в уныние!
По словам Иоанна Лествичника уныние есть расслабление души, изнеможение ума. Такие симптомы я нашел у себя! Только ко всему прочему добавились: слабость, тревога, нервозность, отсутствие радости. Хотя не было никаких видимых проблем. И не объяснимо, от чего возникло такое чувство тоски, которое поедало изнутри.
Всегда думал, что я человек социально активный, деятельный, у меня не может быть такой апатии! Казалось, меня никогда не коснётся эта проблема! Я долго и упорно пытался понять, что со мной происходит! Близкие считали, что это пройдёт, просто временная хандра, нет настроения, такой день... Ведь все хорошо! Но тоска не проходила. Становилось все хуже.
Я перестал посещать храм, оставил свое маленькое молитвенное правило. Все казалось бессмысленным. Причём самое интересное, что уныние не даёт такого удовольствия, как некоторые другие страсти, оно заставляет человека страдать!
Я понял, что если не найду выход из этого состояния, начнётся депрессия. Исправлять все придётся уже визитами к врачу и препаратами!
И я пошел в храм. Просто поговорить с батюшкой. И начал борьбу. С Божьей помощью. Я послушал наставления священника и начал читать духовную литературу.
В письмах Преподобного Варсонофия Оптинского я нашел такую цитату: «Пишет мне один мятущийся интеллигент: "Очень тяжело мне. Внешне всё обстоит благополучно: дела идут хорошо, семья дружная, жена хорошая. Но беда в том, что душу свою открыть мне некому: того, о чём я тоскую, не понимает жена, а дети ещё малы. Что мне делать? Как избавиться от тоски и скорби?" Я посоветовал ему читать Псалтирь. Там есть в 93-м псалме слова: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвесилиша душу мою». Возьмитесь за этот стих, — написал я ему, и принимайтесь читать Псалтирь. Псалтирь — молитва сильнейшей силы.
Я тоже решил восстановить утраченную молитву, возобновить ежедневное чтение Евангелия и Псалтыри!
Самое сложное в моей борьбе с унынием оказалось понуждение себя к молитве и избавление от лени. Но как только я с этим начал справляться, мое состояние улучшилось. Пришла скорая Божья помощь. Я уже с удовольствием ходил в храм. И пусть ритм жизни остался прежний, Господь помог мне, словно уйти на глубину, где тихо и спокойно. Где можно побыть с Богом.
Автор: Дмитрий Косилов
Все выпуски программы Частное мнение
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







