
Дмитрий Косилов
Жизнь в больших городах течет на огромных скоростях. Мы спешим, суетимся, делаем многое на автопилоте, не замечая как мимо проходит наше время и жизнь. Даже молитва и посещение воскресных служб в храме превращаются в привычку. Исполняются не по горению сердца, а по обязательству! Я почувствовал, как от этого мое сердце начало черстветь, а душа — погружаться в уныние!
По словам Иоанна Лествичника уныние есть расслабление души, изнеможение ума. Такие симптомы я нашел у себя! Только ко всему прочему добавились: слабость, тревога, нервозность, отсутствие радости. Хотя не было никаких видимых проблем. И не объяснимо, от чего возникло такое чувство тоски, которое поедало изнутри.
Всегда думал, что я человек социально активный, деятельный, у меня не может быть такой апатии! Казалось, меня никогда не коснётся эта проблема! Я долго и упорно пытался понять, что со мной происходит! Близкие считали, что это пройдёт, просто временная хандра, нет настроения, такой день... Ведь все хорошо! Но тоска не проходила. Становилось все хуже.
Я перестал посещать храм, оставил свое маленькое молитвенное правило. Все казалось бессмысленным. Причём самое интересное, что уныние не даёт такого удовольствия, как некоторые другие страсти, оно заставляет человека страдать!
Я понял, что если не найду выход из этого состояния, начнётся депрессия. Исправлять все придётся уже визитами к врачу и препаратами!
И я пошел в храм. Просто поговорить с батюшкой. И начал борьбу. С Божьей помощью. Я послушал наставления священника и начал читать духовную литературу.
В письмах Преподобного Варсонофия Оптинского я нашел такую цитату: «Пишет мне один мятущийся интеллигент: "Очень тяжело мне. Внешне всё обстоит благополучно: дела идут хорошо, семья дружная, жена хорошая. Но беда в том, что душу свою открыть мне некому: того, о чём я тоскую, не понимает жена, а дети ещё малы. Что мне делать? Как избавиться от тоски и скорби?" Я посоветовал ему читать Псалтирь. Там есть в 93-м псалме слова: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвесилиша душу мою». Возьмитесь за этот стих, — написал я ему, и принимайтесь читать Псалтирь. Псалтирь — молитва сильнейшей силы.
Я тоже решил восстановить утраченную молитву, возобновить ежедневное чтение Евангелия и Псалтыри!
Самое сложное в моей борьбе с унынием оказалось понуждение себя к молитве и избавление от лени. Но как только я с этим начал справляться, мое состояние улучшилось. Пришла скорая Божья помощь. Я уже с удовольствием ходил в храм. И пусть ритм жизни остался прежний, Господь помог мне, словно уйти на глубину, где тихо и спокойно. Где можно побыть с Богом.
Автор: Дмитрий Косилов
Все выпуски программы Частное мнение
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема