
Потомок князей Рюриковичей, учёный-физиолог с мировым именем, член Академии наук СССР, иконописец, монах. Всё это — один и тот же человек: Алексей Алексеевич Ухтомский, в монашестве — Алипий. Он создал учение о доминанте — научную теорию, которая объясняла фундаментальные психологические основы поведения человека. И преданно служил Богу в непростые для Церкви и верующих советские годы.
Алексей родился в 1875-м году, в селе Вослома Ярославской губернии — родовом поместье князей Ухтомских. Отец, мичман в отставке, мечтал о военной карьере для сына. Поэтому в 13 лет Алексей поступил в Нижегородский кадетский корпус. Не хуже, чем военную премудрость, в учебном заведении преподавали гуманитарные дисциплины — литературу, философию и психологию. Этими предметами более всего заинтересовался Алексей. Перечитал Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта. Но в их учении молодому человеку как будто чего-то не доставало. Чего именно — Алексей скоро понял. Это случилось, когда он ехал из кадетского корпуса домой на каникулы — по Волге, на пароходе. Юноша гулял по палубе, и встретил священника. У них завязалась беседа. Позже он узнал, что разговаривал с самим отцом Иоанном Кронштадтским. Эта встреча серьёзно повлияла на Ухтомского. Он стал вдумчиво читать Библию и творения святых отцов Церкви. А после окончания кадетского корпуса решил поступать в Московскую Духовную академию.
В 1894 году он стал студентом Академии, а в 1899-м окончил её со степенью кандидата богословия. Защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней Ухтомский коснулся вопросов, которые впоследствии раскрыл в своём учении о доминанте. Какие внутренние причины движут поведением людей, влияют на их нравственные и греховные поступки? Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Алексею хотелось соединить научные исследования с православным мировоззрением. Попытаться понять тайну личности через призму Священного Писания, как богослов, философ и вместе с тем, как психолог и физиолог. В те годы он писал: «Моё истинное место — монастырь, но я не могу себе представить, что придётся жить без науки». Ухтомский решил продолжить образование — на сей раз в Санкт-Петербургском университете. Там он защитил ещё одну диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты — то есть, способности центральной нервной системы человека целиком отдаваться некоему влечению, потребности, идее. По мысли учёного, доминанта способна подавлять рефлексы — к примеру, увлечённый чем-то человек перестаёт испытывать голод. Доминанта может иметь как позитивный, так и разрушительный потенциал. Ухтомский писал: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Бытие человека — это труд, усилие, результатом которого могла бы стать перемена ума». По сути, учёный изложил научный подход к одному из основополагающих принципов православного мировоззрения: борьбе со страстями. Работа Алексея Ухтомского всколыхнула научный мир. Его пригласили читать лекции для студентов Психоневрологического института, а в 1912-м Алексей Алексеевич стал преподавателем Петербургского университета. Одновременно с научной работой служил старостой Свято-Никольского единоверческого храма, писал иконы и вёл аскетическую жизнь.
Почти сразу после октябрьской революции 1917-го года большевики арестовали Ухтомского. Ещё бы: князь, церковный староста. Почти четыре года учёный провёл в заключении. Всё это время за него хлопотали коллеги. Властям пришлось сдаться — в 1920-м Алексея Алексеевича освободили. А через год Ухтомский принял монашеский постриг с именем Алипий. Он продолжил заниматься исследованиями, руководил Институтом физиологии Ленинградского государственного университета. И одновременно, не скрывая этого, служил Господу, окормлял прихожан Никольского храма.
Когда началась Великая Отечественная Война, Ухтомский добровольно отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Вместе с жителями города он нёс все тяготы, участвовал в организации работы на нужды обороны. В 1942-м году учёный Алексей Алексеевич Ухтомский, он же монах Алипий, отошёл ко Господу. Соседи по квартире нашли его лежащим в полном облачении, с Евангелием в руках. Всю жизнь Ухтомский доказывал, что гармоничное развитие личности без нарушения, без изъяна, без преступления, без измены дорогому и доброму — это и есть изначально заложенный идеал, та доминанта, которая определена Господом при сотворении природы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Жизнь на ферме». Александра Никитина

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была фермер, многодетная мама Александра Никитина.
Наша гостья рассказала свою удивительную историю знакомства с будущим мужем по благословению старца Илия, а также о том, как будучи городской девушкой, переехала в деревню и начала с мужем развивать фермерское хозяйство.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Отношение к инакомыслящим». Протоиерей Михаил Богатырев, Марина Пичугина, Илья Муромский
В этом выпуске протоиерей Михаил Богатырев, учитель начальных классов Марина Пичугина и журналист Илья Муромский размышляли над тем, как строить свои отношения с инакомыслящими людьми, как говорить о вере с атеистами и людьми иных религиозных взглядов, и может ли мешать настоящей дружбе и любви разница в мировоззрении.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 21. Богослужебные чтения

Царя Давида не зря называют пророком. В его псалмах — поэтических произведениях — нередко находятся образы, имеющие отношение не только к жизни самого Давида, но и к служению Иисуса Христа. Пророческий характер имеет и псалом 21-й, который звучит сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 21.
1 Начальнику хора.
При появлении зари. Псалом Давида.
2 Боже мой! Боже мой! внемли мне, для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днём, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святой, живёшь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему».
10 Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
23 Буду возвещать имя Твоё братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля,
25 ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
31 Потомство моё будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
Прозвучавший сейчас 21-й псалом был написан Давидом в годы, когда его преследовал сошедший с ума царь Саул. Саул, лишённый благословения Божия и права на царство из-за предательства веры, узнал, что вместо него на царство поставлен Давид. Грешный правитель не смирился и решил до последнего цепляться за власть. Даже если для этого потребуется убить Давида и его сторонников. На Давида началась облава. В итоге пророка фактически загнали в угол. Встреча с Саулом и его войском была неизбежной и грозила кровавой катастрофой.
Псалом 21-й — это настоящий крик отчаяния. Давид представляет, как его схватят и распнут. Ведь именно так поступали с государственными преступниками в те времена. Пророк описывает, как будут кровоточить его раны, как распинатели будут делить его одежды. Но ничего подобного с Давидом не произошло. Неожиданно на Израильское царство напали враги. Саулу пришлось спешно защищаться от них. И вскоре безумный царь и вовсе погиб, наложив на себя руки. Но то, что не произошло с Давидом, в точности исполнилось в отношении его потомка — Иисуса Христа.
Спасителя его враги тоже загнали в угол, затем схватили, били и, наконец, распяли. И Христос видел, как у подножия креста гонители бросают жребий, деля между собой одежды Сына Божьего. Возникает вопрос — почему Господь Давида пожалел, избавил его от страданий, а Христа нет? Конечно, за Бога мы ответить не в состоянии. Но можем сделать предположение.
У Давида и у Христа имелись разные задачи. А именно. Давид должен был уцелеть и взойти на царский трон. Не для того, чтобы наслаждаться властью, а чтобы охранять народ еврейский, заботиться о нём, чтобы внутри него со временем произошло чудо Боговоплощения. Христос же не нуждался в земной власти. Он призван был умереть, а затем через воскресение из мёртвых смерть победить. И после этого вознести человечество Своё на высоту Божественную, чтобы нам, верующим в Него, продолжить путь туда же.
Псалом 21. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 21. (Церковно-славянский перевод)