
Русский путешественник начала ХХ века, географ, этнограф и писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев большую часть жизни посвятил исследованию Дальнего Востока и Сибири. Он прошагал сотнями диких таёжных троп. И оставил потомкам уникальные и разнообразные сведения, на которые по сей день опираются российские учёные — биологи, геологи, археологи и многие другие.
Путешествия вошли в жизнь Владимира Арсеньева, когда он был ещё ребёнком. Володя читал о них в приключенческих романах Жюля Верна и Майн Рида. Потом в руки к мальчику попали дневники Пржевальского, мемуары Семёнова-Тян-Шанского и путевые заметки Миклухо-Маклая. И уже тогда мальчик ощущал в себе стремление изучать природу родной страны. Однажды вместе с дядей он даже совершил небольшое путешествие по берегам реки Тосны, что под Петербургом. Вместе с тем Володю привлекала военная карьера, и после окончания гимназии в 1893-м году он поступил в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище. Какова же была радость Арсеньева, когда одним из его преподавателей оказался известный путешественник и исследователь Михаил Ефимович Грум-Гржимайло! С его подачи Владимир начал изучать картографию и серьёзно заинтересовался Дальним Востоком. После окончания училища Арсеньев стал добиваться распределения в Приамурский военный округ. Так в 1900-м году он оказался в Хабаровске. Изучение Хабаровского края тогда только начиналось, и имело в том числе военно-стратегическое значение. Учитывая исследовательский интерес Арсеньева, командование поручило ему небольшие походы с целью изучения местности. В течение нескольких коротких экспедиций Владимир исследовал юго-восток Приморья. Для военного начальства он составлял подробные топографические карты, а для собственного интереса вёл путевые дневники, в которых описывал таёжную флору и фауну, особенности рельефа, народ, населявший эти места.
В 1905-м году по указу генерал-губернатора Приамурья, Арсеньев в чине капитана был назначен руководителем нескольких экспедиций на неисследованный прежде горный хребет Сихотэ-Алинь. Владимир Клавдиевич возглавил группу из 20-ти человек. Они собирали сведения о пригодности здешних дорог для прохода различных видов вооружения, делали топографическую съёмку местности, измеряли ширину рек, быстроту течения, вели метеорологические наблюдения. На каждом шагу группу подстерегала опасность: в своих мемуарах Арсеньев рассказывал о встрече с медведем и тигром; о том, как во время неудачного сплава бурным течением реки унесло лодку с провизией, и 21 день отряду пришлось голодать — в своём дневнике Арсеньев пишет, что они варили и ели кожаные ремни и ранцы. Вместе с тем, было в таёжных экспедициях и множество светлых моментов. Владимир Клавдиевич вспоминал, как с отрядом отмечал православные праздники в уссурийской тайге. Как познакомился с туземцем по имени Дерсу Узала, который стал другом, а впоследствии — и героем нескольких произведений Арсеньева. Арсеньев не забывал живущих в тайге туземцев — наладил снабжение продуктами, одеждой, оружием для охоты. «Ты — человек, который всегда помогал и учил хорошему. Долго живи и нас помни», — письмо с такими словами прислали Владимиру Клавдиевичу тунгусы-орочи, когда он вернулся в Хабаровск.
В июле 1910 года Арсеньева назначили директором Хабаровского краеведческого музея. Путешественник не только пополнил его фонды уникальными материалами и экспонатами, которые привёз из экспедиций. Но и отремонтировал старое здание, расширил экспозицию, открыл научно-исследовательский отдел. Много лет он совмещал музейную деятельность с экспедиционной работой. А ещё — преподавал и писал книги. Когда в 1917-м году грянула революция, Арсеньев получил приглашение из Соединённых штатов Америки. Ему предлагали высокооплачиваемую работу в одном из университетов. Владимир Клавдиевич отправил за океан короткий ответ: «Я — русский. Работал и работаю для своего народа и разделю вместе с ним любую участь». Он остался. И до последнего дня служил своей стране. В 1930-м Арсеньев простудился после очередного похода в тайгу, и 4 сентября скончался от пневмонии. Но навсегда остался в памяти людей, как человек, который раскрыл миру красоту южного края Дальнего Востока.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Богородицы». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.11:31-12:9) и Евангельского (Лк.7:11-16) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Фомы, апостола Иакова Алфеева, мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, преподобного Амвросия Оптинского, Собора Оптинских святых.
Все выпуски программы Седмица
«Подросткам о семье». Протоиерей Илья Кочуров

Илья Кочуров
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илья Кочуров.
Разговор был посвящён теме семейных ценностей и тому, как говорить о них с молодёжью. Отец Илья объясняет, что семья — это не просто совместное проживание, а союз мужчины и женщины, благословлённый Богом. Такой союз имеет не только личное, но и общественное значение: он влияет на жизнь детей, родителей, друзей и всего общества, ведь именно семья становится основанием человеческих отношений и школой любви.
В эфире поднимались темы ответственности и зрелости, целомудрия, важности благословения родителей и правильного понимания иерархии в семье. Муж, по словам священника, должен быть источником заботы и жертвенной любви, жена — хранительницей мира и тепла, а дети — воспитываться в почтении к родителям. Только такая семья, построенная на доверии и уважении, может стать живым образом Церкви и домом, где каждый находит поддержку и радость.
Все выпуски программы Семейный час