Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, вы не устали с дороги? Всё-таки путь до Ростова-на Дону из Москвы неблизкий. А мы с вами, можно сказать, с корабля на бал — то есть, с поезда сразу в Ростовский музей изобразительных искусств.
— Что вы, Андрей Борисович, я прекрасно себя чувствую! К тому же, мы ведь в Ростове только проездом. Так что ваша идея провести время до следующего поезда в музее — просто замечательная. Тем более, что здесь есть полотно, которое я очень хочу увидеть — картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Рожь».
— Маргарита Константиновна, поправьте меня, пожалуйста, если я что-то путаю, но, кажется, саврасовская «Рожь» экспонируется в Третьяковке?
— Вы не ошиблись, Андрей Борисович! В Третьяковской галерее, действительно, есть такая картина Саврасова.
— Тогда, вероятно, в Ростовском музее изобразительных искусств, находится один из этюдов к ней?
— Представьте себе — нет! Это самостоятельное произведение. Во многом оно с «Рожью» из Третьяковской галереи, конечно, перекликается, и написано в тот же период. Но и с художественной, и с эмоциональной точки зрения, это две совершенно разные картины. А вот, кстати, и полотно — взгляните на него, и сразу всё поймёте.
— Да-да, теперь я вижу! Вы правы, Маргарита Константиновна. Совсем другие краски, и настроение у картины иное. Хотя в общих чертах пейзаж очень похож.
— Если вы вспомните, на полотне из Третьяковской галереи изображено ржаное поле перед самым началом грозы. Там тучи ещё только сгущаются над просторами. А здесь, посмотрите — буря уже миновала. Колосья умыты дождём, небо очищается. Природа всё ещё встревожена стихией, но в ней уже угадывается успокоение.
— Верно! Саврасову удалось ухватить и выразительно подчеркнуть тонкую грань перехода от ненастья к покою. Тёмные облака отступают, сквозь них уже виднеется тихий закат. И какое удивительное, необычное сочетание красок и оттенков: тревожных — бронзовых, лиловых — с умиротворяющими —розовыми и лазурными. Так глубоко увидеть и выразить природу мог только большой мастер.
— Алексей Кондратьевич Саврасов говорил: «В России природа поёт». Он умел слышать эту песнь родных просторов. Художник смотрел на окружающий мир как на величайшее произведение искусства — Божье творение. И эта Божественная, духовная наполненность всего сущего очень хорошо видна на его пейзажах.
— Но ведь творческие люди часто вкладывают в свои произведения и глубоко личные чувства. Картина Саврасова «Рожь» настолько эмоциональна, что я рискну предположить: художник отразил в ней какие-то собственные душевные переживания.
— Вы правы, Андрей Борисович! Полотно «Рожь» Алексей Саврасов написал в 1881-м году, в последний период своего творчества. Он был очень непростым — в это время живописец остался практически в полном одиночестве, испытывал материальные трудности. Был болен и стремительно терял зрение. Но несмотря на это, продолжал писать и создавал настоящие шедевры — такие, например, как картина «Рожь», которая перед нами...
— ...и на которой сквозь самые чёрные тучи всё равно пробивается свет.
— Частичку этого света мы с вами сегодня увезём с собой!
Картину Алексея Саврасова «Рожь» можно увидеть в Ростовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Донецк. Протоиерей Александр Матвеевский
Город Донецк был образован в 1869 году как рабочий поселок Юзовка. Особую роль в истории этого селения сыграл протоиерей Александр Матвеевский. Священник поселился в Юзовке со своей большой семьёй в то время, когда здесь ещё не было церкви. Отец Александр собирал людей на богослужения у себя в доме. Он вдохновил паству на строительство храма — сначала деревянного, а затем и каменного. Став настоятелем собора Преображения Господня в Юзовке, Александр Матвеевский устроил школу для детей, организовал православное братство. Прихожане любили пастыря за доброту и самоотверженность. Особенно ярко она проявилась в 1892 году, когда во время эпидемии холеры город охватили бунты. Отец Александр с распятием в руках вышел навстречу обезумевшей толпе и призвал прекратить насилие. Смелый поступок священника многих тогда заставил отрезвиться. Уважение людей — главное наследство, которое Александр Матвеевский оставил своим двенадцати детям. Десять его сыновей стали по примеру отца священниками. Их имена также вошли в историю Донецка.
Радио ВЕРА в Донецке можно слушать на частоте 102,6 FM
«Евангелие от Луки». Священник Антоний Лакирев
А в восемь вечера у нас в студии клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор пойдет об особенностях Евангелия от Луки и о том, что известно о его создании и об авторе этого текста. Поговорим, почему считается, что евангелист Лука был врачом, какие аспекты служения и проповеди Иисуса Христа особенно отмечены в этом Евангелии, как евангелист подошел к подготовке написания повествования о жизни Спасителя и для кого это Евангелие было написано.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Проекты «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества». Анна Громова
В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Разговор был посвящен 200-летию со дня рождения императрицы Марии Александровны. Выпуск затронул темы благотворительности, образования и духовного служения, которые остаются актуальными и сегодня.
Анна Витальевна рассказала о выставке в Михайловском замке, где представлены уникальные экспонаты, связанные с деятельностью Марии Александровны. Среди её достижений — создание Российского общества Красного Креста, школ и гимназий для девушек, а также помощь нуждающимся.
Особое внимание было уделено проектам фонда, включая планы по созданию музея эпохи Александра III в Сергиевском дворце. Эта инициатива нацелена не только на сохранение культурного наследия, но и на установление связи между прошлым и настоящим. Также наша гостья рассказала о выставке акварелей Великой Княгини Ольги Александровны, дочери императора Александра III. Увидеть эти, чудом сохранившиеся картины можно в том числе на сайте Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» в разделе «ПРОЕКТЫ» — «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ».
Программа завершилась размышлениями о том, что примеры прошлого помогают понять, как традиции и духовные ориентиры могут стать основой для осмысленных действий сегодня. Выпуск стал напоминанием о важности знаний, милосердия и стремления к лучшему, которые продолжают вдохновлять нас в повседневной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер