Иак., 51 зач., I, 19-27.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы привыкли к тому, что слова апостольских посланий обращены к тем людям, которые давно умерли. Если апостолы кого-то в чём-то обличают, то это нас не особо касается, да и сам слог посланий делает обличения менее чувствительными и заметными. Однако так бывает далеко не всегда, и некоторые из апостольских слов способны задеть совесть не только их непосредственных адресатов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 1-й главы Соборного послания святого апостола Иакова. Давайте послушаем эти слова, и постараемся на них не обидеться, а воспринять их как руководство к действию.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Апостолы, как мы знаем, не имели ничего, кроме веры во Христа и вести о Христе Воскресшем. С верой они шли туда, куда повелевал им идти Господь, а несли они проповедь о Спасителе мира. Апостолы были убеждены, что спасение заключено в слове как в некотором семени. Собственно, об этом говорил и Сам Христос в Своей притче о сеятеле, ведь сеятель в той евангельской притче сеет вовсе не материальное семя, а слово Божие, которое должно принести свой плод, однако приносит оно его далеко не всегда, и дело вовсе не свойствах самих семян — все они в равной степени хороши — дело в той почве, на которую семена попадают.
Апостол Иаков несколько расширил эту Христову притчу, и расширил её весьма неожиданным образом. В толковании к Своей притче Спаситель сказал о том, что есть три причины, которые мешают семенам принести плод: это дьявольское воздействие, это страх и это соблазны материального мира. Конечно, возможна и комбинация всех этих причин. Апостол Иаков добавил к ним ещё одну, и если упомянутые Христом препятствия для слова Божия не могут никого задеть или оскорбить, то мысль апостола Иакова весьма далека от толерантности, а также от бережного отношения к чувствам адресатов его послания. Апостол сравнил тех, «кто слушает слово и не исполняет» с людьми, не способными запомнить собственное отражение в зеркале, то есть с теми, кто настолько интеллектуально слаб, что не в состоянии узнать самого себя. Можно сказать, что он назвал таких людей умственно неполноценными. Хотя, конечно, здесь можно было бы использовать и значительно более обидные слова, но мы не станем их произносить, ведь дело не в словах, а в причинах, которые мешают нам быть исполнителями евангельского слова, и факт остаётся фактом: как правило, это внутренние причины, и одна из них — особенности нашего интеллекта, которые становятся заметными лишь тогда, когда дело доходит до исполнения евангельских повелений Христа. Однако эти особенности легко устранить, если перестать относиться к Евангелию как к сборнику ничего не значащих древних назиданий, и начать смотреть на него как на Слово Жизни. Дай Бог, чтобы у нас нашлись и желание, и смелость, и вера поступать таким образом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёрская помощь для незрячих и слабовидящих детей
Фонд «Провидение» помогает детям с нарушениями зрения со всей России — оплачивает лечение и реабилитации, а ещё оказывает волонтёрскую помощь. Фонд развивает проект «Совместная забота». Сейчас он действует в трёх городах — Москве, Смоленске и Симферополе. В рамках проекта волонтёры фонда регулярно навещают незрячих и слабовидящих детей дома, в больницах, интернатах, школах и детских садах. Проводят с ними время, помогают в бытовых делах, гуляют, организуют творческие занятия, игры, экскурсии и не только.
10-летняя София вместе с папой и мамой живёт в Симферополе. Помимо проблем со зрением, у неё множество диагнозов, поэтому девочка нуждается в постоянном уходе и присмотре. Недавно глава семьи уехал на длительное лечение в другой город, и Елене, маме Сони, стало трудно справляться со всеми заботами одной. «Именно в этот критический момент я обрела бесценную поддержку волонтёров», — делится Елена. Они проводят время с девочкой, что даёт возможность маме заняться делами. Например, сходить в магазин за продуктами, спокойно приготовить обед или навести порядок дома. Волонтёры всегда готовы выслушать и поддержать Елену морально. «Это больше, чем помощь — это дружеское участие», — говорит она.

Проект «Совместная забота» объединяет отзывчивых людей, всех кто готов делиться с другими временем, умениями и теплом своего сердца. Они становятся настоящей опорой для семей в трудный момент, дарят незрячим и слабовидящим детям радость, а их родителям — колоссальную поддержку.
Присоединяйтесь к волонтёрам фонда «Провидение» и проекту «Совместная забота». О том, как это сделать, узнайте на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











