
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 228 зач., V, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться обращать внимание на хорошее и поменьше замечать плохого в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
Апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке сопоставляет два образа жизни. Один он сравнивает с пребыванием во свете, а второй — с блужданием в темноте. Первый — путь к полноте бытия, второй — путь к пустоте и смерти. По первому идут чада Божии, по второму — сыны противления. Что же является отличительными признаками этих двух путей?
О том, что свойственно для сынов противления, говорит само их наименование. Они постоянно сопротивляются. Сопротивляются людям, которые, по их мнению, ведут себя неправильно. Сопротивляются обстоятельствам жизни, которые нарушают их планы. Сопротивляются Богу, Который, на их взгляд, мог бы управлять этим миром получше. Сопротивляются самим себе: своему прошлому, настоящему и будущему. Рисуют в голове образы, как надо было сказать и сделать. Они постоянно что-то кому-то доказывают. Окружающим, Творцу, самим себе. Вечно им что-то не нравится. Вечно они брюзжат и критикуют. И это происходит не обязательно видимым образом. Все эти баталии могут происходить внутри, в голове. Именно в таком состоянии тотального неприятия находится сатана. Неслучайно с еврейского его имя переводится как противник, тот, кто сопротивляется. Само по себе это сопротивление даже без дел и слов, просто на уровне ощущения происходящего, достаточно для того, чтобы превратить жизнь в мрак и ад. Это постоянная война против всех, чтобы доказать, что я прав. Что последнее слово за мной. Быть в этом состоянии очень тяжело. Ведь постоянно накатывают стыд, разочарование, жалость к себе, ненависть и злоба. Отсюда и огромное напряжение. И для того, чтобы это напряжение снять, человек порой и бросается во все тяжкие. У него появляются разного рода одержимости и зависимости от вещей, людей, эмоций и состояний. Чем больше сопротивление, тем серьёзней зависимость. Тем глубже грех.
Состояние сыновей Божиих иное. Они живут в состоянии принятия мира, людей, Бога и самих себя. Поэтому у них нет того дикого напряжения внутри, которое есть у сынов противления. Они никому и ничего не доказывают, они не воюют, не сопротивляются жизни. Череда её событий, как радостных, так и печальных, легко проходит через них, как луч света проходит через чистое, прозрачное стекло. А потому и грех не приживается в их душе. Они легко его отпускают. В чём секрет таких людей? Это люди, которые, по словам апостола Павла, умеют благодарить. Не просто говорить «спасибо» из вежливости. А замечать и радоваться тому, что обыкновенно кажется нам привычным и обыденным. Они умеют даже в негативных событиях видеть светлые стороны. А всё потому, что себя в этом мире они осознают как исполнителей воли Бога, а не как хозяев жизни. И свою роль видят не в том, чтобы управлять вселенной, а в том, чтобы скромно служить Творцу и ежедневно воплощать в своём общении с окружающими заповеди Евангелия.
В каждом из нас есть нечто и от сынов противления, и от детей Бога. Однако важно помнить, что мы всегда легче и быстрее склоняемся ко злу, к темноте. Именно поэтому необходимо тратить больше энергии на то, чтобы взращивать в себе свет. И поэтому апостол советует нам почаще благодарить. Буквально заставлять себя в конце каждого дня говорить Богу спасибо за то, что дал мне силы ещё один день послужить Ему и его детям. Говорить Ему спасибо за конкретные дела любви, которые я исполнил сегодня, а если не смог, то собираюсь с Его помощью исполнить завтра. Если будем формировать у себя этот навык, то со временем заметим, что в нашей жизни стало больше света. Несмотря на то, что её обстоятельства могут не измениться, изменится наше отношение к ним. В душе станет больше благодарности Богу, людям и даже самому себе. А вместе с благодарностью жить станет проще, легче и радостней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жизель. Ольга Цой

Я очень люблю балет. Люблю это искусство за тяжёлый труд, самоотречение, одухотворённость. «Душой исполненный полёт» — лучше Пушкина не скажешь о классическом танце. И среди балетных спектаклей мой самый любимый — «Жизель».
Шедевр девятнадцатого века. Чудесная музыка Адольфа Адана, задушевная и понятная всем история по мотивам легенды, пересказанной Генрихом Гейне, о девушке, которая была обманута своим возлюбленным, но сумела простить его. И о юноше, который прошёл путь покаяния, чтобы понять, что значит настоящая любовь. Я пересмотрела это произведение много раз, пока не поняла, чем же оно меня покорило. «Православная линия в русском искусстве» — так назвали «Жизель» искусствоведы.
Интересный факт: этот балет был впервые поставлен в Париже, но, перенесённый на русскую сцену, совершенно изменился благодаря трактовкам исполнителей главных партий. Наших замечательных балерин Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Галины Улановой, в разные годы танцевавших «Жизель». И они наделили героиню глубоко духовными чертами: жертвенностью, целомудрием, умением любить и прощать. Исполнители мужской партии переосмыслили образ главного героя, который проходит путь покаяния и духовного очищения, полностью меняется благодаря искупляющей жертве своей погибшей возлюбленной.
Когда я начала писать серию публикаций, посвящённых «Жизели», изучала рецензии прошлых лет. В них прочла, что многие русские критики писали, как на спектакле ощущали подобие «молитвенной атмосферы храма». Их восхищал бестелесный, почти монашеский, образ главной героини. Красивая и незатейливая история, попав на почву русской ментальности, зазвучала гимном христианской любви.
Во многих произведениях искусства — литературе, музыке, кино, балете — я снова и снова встречаю поиск человеком Бога, стремление ко Господу, утверждение христианских ценностей. Ведь подлинная цель искусства, как мне кажется, это прославление Бога и соединение с Ним.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Внешность женщины. Татьяна Маругова

Вспоминается мне такой случай: в одной семье воцерковилась жена, назовём ее Мария, стала ходить в храм, молиться, изучать православие. И решила она для себя, что православная женщина должна выглядеть по-другому, не так как она выглядела раньше.
Мария отказалась от cвоего привычного внешнего образа. Перестала носить костюмы, туфли на каблуках. В гардеробе остались: пара длинных темных юбок, кофты балахоном серого цвета и темные аскетичные платья. Казалось, это — прямо противопоставление себя женщинам, которые одеваются модно, вызов общепринятым сегодня представлениям о женской красоте.
Среди жен друзей супруга Маша теперь выделялась. Кто-то из приятелей мужа однажды попросил свою жену меньше общаться с Марией, а то она в храм поведет, и научит так же странно выглядеть.
Спустя время Маша стала замечать, что ее муж теряет к ней интерес. Он начал вслух восхищаться другими женщинами, их стилем, красотой. Супружеские отношения охладели. Муж все чаще задерживался на работе. Казалось, брак в опасности.
И тогда Мария решилась обсудить проблему со священником.
— Что ты хочешь показать таким мрачным внешним видом? — спросил он.
Мария задумалась. И через время ответила:
— Наверное то, что я могу не зависеть от красивых вещей, от соблазнов этого мира.
— Но разве для этого нужно выглядеть так, чтобы перестать нравиться мужу? — возразил батюшка. — Разве аскеза в одежде? Почитай житие супруги Дмитрия Донского, Евдокии. Там рассказывается, что, когда умер муж, она стала править вместо него. Одевалась, как подобает княгине, — в дорогие одежды, да украшения с каменьями. Однажды сын Юрий спросил мать о слухах, порочащих её доброе имя. Что, мол, она выглядит и ведет себя не как горюющая вдова. Тогда великая княгиня Евдокия Московская созвала всех своих сыновей и сняла часть великокняжеской одежды. Дети увидели, что мать под роскошными платьями носит власяницу.
После беседы со священником Мария, наконец, поняла, что духовное делание, если и может проявляться внешне, то точно не в том, чтобы выглядеть отталкивающе. Батюшка рекомендовал Марии вернуться к ее привычному стилю, чтобы не печалить мужа, не вводить его в искушение.
Я рассказываю эту историю, потому что уверена, что женщина должна нести красоту в этот мир. И еще важно не пугать людей, стоящих на пороге храма тем, что, воцерковившись, придется мрачно одеваться.
Часто как аргумент против моей позиции приводят цитату из Апостола Павла, где он говорит: «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
Конечно, православная женщина — это прежде всего женщина красивая внутренне, но ведь апостол не исключил внешнюю красоту, а расставил акценты, что важнее.
Мне кажется, главное — чтобы мы, православные женщины, подражая женам мироносицам, прежде всего спешили делать добрые дела и старались видеть в человеке главное —— Образ и подобие Божии, а значит, не торопились осуждать за внешний вид, ибо не знаем, какие «тайные вериги» несет женщина, что происходит в ее семье, и почему одна женщина носит рубище, а другая ходит на высоких каблуках. Ведь сердце человека —— это тайна. И ведает ее лишь Господь.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
Бог любит каждого. Светлана Чехова

Я часто думаю о том, что мы ничего не знаем о людях. Видим их оболочку, слышим часть мыслей, которые они озвучивают, и судим поступки, с которыми соприкасаемся. Но и понятия не имеем, что на самом деле думает и чувствует человек, какой опыт стоит за его плечами и насколько стёрты туфли, в которых он прошёл путь своей жизни. Способны ли мы вообще в этом разобраться? И стоит ли разбираться?
Господь сказал нам просто любить всех, как и Он Сам любит ежедневно каждое живое существо. Любовь — в принятии, в прощении, в сострадании, в умении видеть в другом не просто оболочку, а душу.
Уже много лет я участвую в кормлении бездомных. Организация или благотворительный фонд собирают волонтёров, готовят еду и раздают в определённое время. Наблюдая за бездомными, я обнаружила, что среди них есть люди очень добрые и доверчивые, в своё время обманутые и лишившиеся квартиры, люди умные и интеллигентные, вовремя не справившиеся со сложной ситуацией, и есть те, кто ведёт, несогласующийся с общественным образ жизни. Но все они, не смотря на багаж за спиной и своё поведение, одинаково получают горячую тарелку супа с пирожком.
Я решусь сравнить это кормление бездомных с отношениями Бога и человека. Тарелка супа — это, как любовь Господа, которую Он даёт каждому. Независимо от того, знает ли человек откуда она и достоин ли он её по земным меркам. А отношение бездомного к раздаваемой пище — это отношение людей к любви Божией: кто-то очень благодарен, кто-то воспринимает это, как должное, а кто-то недоволен. Но все получают свою тарелку, потому что в глазах Бога все равно любимы.
Многие притчи Христа, такие как притча о блудном сыне или о потерянной овце, иллюстрируют безграничное Божье милосердие и желание вернуть каждого заблудшего. Христос общался с людьми всех сословий: грешниками, сборщиками налогов, прокажёнными. Даже те, кто отдалился от Бога, остаются объектом Его любви и желания спасения.
Я поняла, как важно видеть в каждом человеке образ Божий, даже если он искажён неприятным внешним видом, грехом и заблуждениями. И вместо того, чтобы осуждать, стараюсь проявлять сострадание и дать поддержку. Ведь зачастую за внешней грубостью и неприязнью скрываются боль и одиночество. Не случайно схиархимандрит Макарий (Болотов) говорил: «Утешай людей. Ругать-то их есть кому, а вот утешать некому. Утешай!».
Мне кажется в мире, полном осуждения и критики, доброе слово и утешение помогут человеку преобразить свою жизнь, изменить к лучшему и раскрыть свой потенциал, заложенный Господом.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение