
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Кол., III, 4-11) и Евангельского (Лк., XIV, 16-24) чтений в 27-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти пророков Аггея и Даниила, мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Петра Московского, великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии — Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов...
О. Николай
— Добрый вечер!
М. Борисова
— И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в 27-е воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе.
Ну как всегда, по традиции обратимся прежде всего к тем отрывкам из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за божественной литургией. Мы услышим отрывок из Послания апостола Павла Колоссянам, из 3 главы, стихи с 4-го по 11-й...
Отрывок, который повергает меня в ступор, сколько раз я его ни перечитываю. Вообще мы очень любим говорить цитатами, особенно цитатами из Евангелия. И уж верующие, не верующие, люди, совершенно далекие от религиозных размышлений очень любят повторять цитату из этого послания — что в Царстве Божием нет ни эллина, ни иудея, ни образования, ни не-образования... варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Это такая очень любимая и очень часто употребляемая цитата.
Но в ступор меня лично повергает то, что предшествует этим словам апостола Павла. А говорит он следующее: что для того, чтобы попасть туда, вот где всего этого нет, умертвить надо земные члены ваши... И дальше перечисляется то, что даже не хочу называть — блуд, нечистоту, и дальше и дальше. «А теперь, — говорит апостол, — вы отложите всё: гнев, злобу, ярость, злоречие, сквернословие уст ваших, не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового...».
И вот тут дальше до этой традиционной цитаты я просто не дохожу — потому что я понимаю, что ничего из того, что перечислено, я сделать не в силах. Вот так и остаюсь в недоумении, в ожидании: кто бы меня ободрил на этом сизифовом пути, который пока что меня еще никуда не привел...
О. Николай
— Это что! Апостол Павел говорит: нужно умереть! Буквально к Римлянам он пишет, что мы должны умереть и родиться заново во Христе. Он пишет про крещение — что вот отложим все ветхого человека и облечемся в нового. Когда люди после крещения ходят в белых рубашках радостные, мокрые — они поют: «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся». То есть, буквально начинается некая новая жизнь. И он буквально говорит: вы — новые люди! Апостол Павел вообще употребляет, когда обращается к древним христианам, которые уже являются членами Церкви, обращение «святые». «Вот, вы, святые...» — пятое-десятое там, между строк...
Мы-то привыкли, что святые — это которые на иконах изображены; а он буквально к нам обращается... Потому что мы все призваны к святости. Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
И кто посещает богослужение, не халтурит, тот слышал, наверное — «Отче наш» когда уже все спели, все довольные, ждут причастия — батюшка берет Агнец — Тело Христово — поднимает и говорит: «Святая святым». То есть, вот эта святая святыня, которая у него в руках — Тело Христово — предназначается для святых... А мы так посмотрели — святые на иконах, среди нас-то святых нет... А это к нам, оказывается, обращено!
Да, у нас высокая стоит планка. И апостол Павел в очередной раз просто напоминает. Потому что если сказать: «Вы там сильно не грешите, ну хотя бы чуть-чуть иногда делайте там что-нибудь, пожалуйста — а так (ну типа) и довольно с вас»... То мы вообще ничего не будем делать!
Потому что если сильно не хочется... Или, наоборот, «если нельзя, но очень хочется — то можно»... Или там «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения»... А апостол Павел наоборот говорит: сморите, вам придется серьезно бороться...
Потому что наша природа движется к преисподней. То есть, у нас сломалась природа, и теперь мы хотим, во-первых, умереть, а во-вторых, если ничего не будем делать, то мы не попадем в Царствие Божие. Только, как Христос говорит, «нуждницы восхищают е» — по-церковнославянски «нудится» Царство Небесное, силою берется!
Тот, кто будет пахать, как папа Карло, как раб на галерах (смеется) — в том плане, что кто будет какую-то инициативу проявлять и бороться со своей скотской природой падшей, со своими скотскими стремлениями — тогда да, есть надежда. И апостол Павел нас призывает к этому — как опытный учитель, как педагог, детоводитель ко Христу. Он просто говорит, что мол «ребят, если вы оставите все это на самотек, оно само не рассосется», — как у нас не лечатся когда, ждут, что «само рассосется»... Не рассосется!
М. Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Луки, из 14 главы, стихи с 16-го по 24-й. Вообще это не только у Луки рассказанная история, но и у Матфея есть, в его интерпретации... Это рассказ о том, как господин звал людей на пир. И как у людей оказалось — у тех, которых он пригласил — 33 оправдания, почему они на этот пир не пойдут. Кто-то там землю купил и надо там присмотреть, кто-то волов купил и их нужно опробовать, у кого-то еще какие-то важные неотложные...
О. Николай
— Жена...
М. Борисова
— Жена — тоже это важное и неотложное дело...
О. Николай
— Вообще...
М. Борисова
— И пришлось тогда господину послать слуг на перекрестки дорог и на площади, и собирать кого ни попадя — кто попадется вот, первых встречных-поперечных...
История у Луки — она достаточно в мягкой форме изложена. Потому что когда речь заходит о том, что много званых, но мало избранных, у Матфея это еще дополняется такой достаточно страшноватой картинкой — человека, который оказался на этом пиру не в брачных одеждах...
Что для меня было всегда таким вызовом интеллектуальным. Потому что я представляла так, что если народ собрали с перекрестков, площадей и непонятно откуда — ни у кого из них брачных одежд не было, их не готовили...
О. Николай
— Марина, там все просто — там дело в том, что когда приглашали на пир (это древняя традиция, это по реконструкциям известно) — выдавали брачную одежду! То есть, давали возможность умыться, переодеться — то есть, не пускали на пир вот в вонючих твоих лохмотьях. То есть, все могли взять чистые рубашки и одеть, препоясаться, умыться и прийти готовыми. А просто один вот так полюбил свою грязь и свою вонючесть, что он сказал: «Нет, я не буду переодеваться»...
М. Борисова
— «Мне и так хорошо»...
О. Николай
— Ему говорят: «Не положено! Ну серьезный пир, тебя же пригласили — будь добр»... Он говорит: «Нет, я буду вонючим сидеть». Ну и сиди — будешь там, где плач и скрежет зубов.
То есть, это про людей, которые осознанно выбирают оставаться в... хотел грубо сказать — в своей нечистоте...
М. Борисова
— Но у евангелиста Луки этого нет. У него всё заканчивается вот таким выводом, что «много званых, но мало избранных». С этими «избранными» тоже сплошные какие-то сомнения. С одной стороны, вроде как всё однозначно. А с другой стороны — вовсе нет. Потому что... Почему эти люди совершенно случайные, которых набрали...
О. Николай
— По объявлению... (смеется)
М. Борисова
— По объявлению, да... оказались вдруг избранными? Они палец о палец не ударили, сидели там в своей канаве, жили кое-как — почему они избранные?!
О. Николай
— Да дело в том, что Господь зовет вообще всех! У Него есть идея — мы знаем просто из Евангелия — что Господь всем хочет «спастись и в познание истины прийти»... Ну вот, соответственно, Ему все равно, где ты там сидишь — в высоком кабинете или в парке лежишь на лавочке. Господу все равно хочется, чтобы ты был в Царстве Его и вместе с Ним пировал.
Очень мне нравится, и я обращал внимание прихожан на то, что Господь, описывая Небесное Царство, Рай — употребляет такие классные термины, как свадьба, пир, какая-то вот такая история... Ну мы же все любим такие истории! Нас приглашают на свадьбу — мы обычно находим время. Все-таки на халяву покушать, какие-то конкурсы... (смеется)
М. Борисова
— Да-да-да... И был пир на весь мир...
О. Николай
— Пир на весь мир, три дня гудели... Ну просто вот такое состояние особой радости, какой-то повод... Ну, обычно свадьба — хороший повод.
И тут же вопрос не в том, что люди эти, которых Господь звал — что они действительно были там сильно заняты. Они просто отмазывались.
Ну что, у этого не было раньше полей? Да были поля, и волы были, и жена... Жена вообще говорит: «Да я и не в курсе. Он отпрашивается не просто так. Он вообще с ребятами в баню идет... Это он тебе просто сказал, что у него жена есть; а он на меня вообще внимания не обращает». Если бы действительно на жену обратил внимание свою...
Поэтому люди обычно... Если ты не хочешь — ты найдешь 101 причину, почему ты не можешь это сделать. А если ты хочешь — ты найдешь 101 причину, почему ты можешь это сделать.
А Господь всех зовет. Ну да, те, кто вроде как первые должны прийти ко Христу — батюшки всякие, какие-то ученые мужи с богословским образованием, еще что-то... Господь говорит: «Ребята, вам уже как бы Сам Бог велел — приходите в Царство Мое!». А мы такие: «Ну Господи, подожди! Я два дня подряд служу — у меня сегодня выходной!»... (смеется)
Господи, два дня подряд литургию служил! А там же, в Небесном Царстве, тоже будет литургия...
М. Борисова
— Вечная причем...
О. Николай
— Да... А мы: «Господи, я два дня послужил, можно я сегодня отдохну вообще?».
То есть вот, Господь зовет в первую очередь нас, христиан! Ну и если мы как-то отморозимся, — конечно, те люди, которые, может быть, вообще там сидели... Не просто случайные — может быть, они тоже религиозные, не религиозные, может, им повезло меньше, у них хлеба тяжелые... Но тем не менее, у них почему-то нашлось время откликнуться на призыв Божий — не стали говорить «У нас более важные дела»...
Просто по приоритетам Бога надо ставить на первое место. Если мы по приоритетам ставим что угодно на первое место, мы начинаем быть идолопоклонниками. Ничего нельзя — ни вола, ни поля, ни даже жену нельзя ставить на первое место. На первом месте должен быть Бог. Тогда всё в твоей жизни встанет на своё...
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям: сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА — программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Как всегда, когда приближается Рождество, Церковь вспоминает ветхозаветных пророков. Мы вообще Ветхий Завет знаем очень плохо, и ветхозаветную историю — еще хуже. Поэтому все персонажи Ветхого Завета в нашей голове путаются.
И поэтому, когда мы смотрим в церковный календарь и видим, что 29 декабря Церковь вспоминает пророка Аггея, а 30-го — пророка Даниила, нам кажется, что это хронологический порядок. Хотя всё как раз наоборот.
Если пророк Аггей, его пророчества относятся ко времени после вавилонского плена, то пророк Даниил — это как раз самый что ни на есть вавилонский плен.
Но почему, собственно говоря, так важны нам пророчества, давно исполнившиеся в Новом Завете? Когда мы читаем Евангелие и апостольские послания, с точки зрения формальной логики это понятно: то есть, мы читаем Священное Писание, которое касается непосредственно нас и нашей веры.
Ветхий Завет — казалось бы, это такие времена «легендарные»: это очень интересно, но каким образом «примонтировать» это всё к нашей жизни — не всегда понятно.
Вот скажем, пророк Аггей. Его пророчества — это вообще уникальный случай. Во-первых, его пророчество датировано исторически, длилось — хотя там четыре слова его — длилось всего полгода, и было исполнено, в отличие большинства других пророчеств. Собственно говоря, исполнилось пророчество — и больше он и не занимался этим пророческим делом.
Другое дело — история пророка Даниила, которая дала абсолютно неистощимую почву для художественного творчества на протяжении многих и многих веков. А уж что касается трех святых отроков, которые были ввержены вавилонянами за их веру в огненную печь — так мы практически чуть ли не на каждой литургии их вспоминаем, а уж на всенощной-то точно, потому что там ирмос, который напоминает нам о том, что же тогда произошло.
Не говоря уже об исторических реконструкциях, о «пещном действе», которое было включено в ткань богослужения, и только Петр Первый это безобразие прекратил... Но мы можем посмотреть фильм Эйзенштейна «Иван Грозный» — и увидим реконструкцию вот этого самого «пещного действа», которое было в Успенском соборе Московского кремля и исполнялось во время божественной литургии.
Столько всего связано с этими пророками! Только совершенно непонятно, при чем тут мы...
О. Николай
— При том, что для нас это вообще очень важная история. Я с прихожанами читал, мы сделали группу отдельную — Книгу пророка Ионы (это тоже мой любимый пророк), и потом Книгу пророка Михея, мы ее и дальше будем изучать... Это удивительная возможность — послушать смелых людей, которые рубили правду-матку!
Сейчас вот некоторые любят некоторые проповеди некоторых священников, потому что они как-то вот бескомпромиссно, четко говорят... И набирают множество просмотров в соцсетях, потому что они как бы прямо, без обиняков так «вываливают»...
И там ладно батюшки; а тут вот — люди Божии, которым Бог напрямую являлся! Не знаю, насколько сейчас батюшкам напрямую Бог является. А тогда вот прямо Господь давал поручения... Часто людям, которые не хотели ничего идти и говорить. Как вот пророк Иона, который вообще ушел в другую сторону... (смеется)
М. Борисова
— Уплыл...
О. Николай
— Уплыл, и вообще не туда, куда ему Господь сказал! Вот... И поэтому это люди сами по себе очень сильного духа, очень интересного характера, очень противоречивого. То есть, они такие живые — то есть, ты смотришь фактаж... Почему очень нравится читать как раз Ветхий Завет: потому что там фактаж очень такой живой, яркий.
И там вот некоторые слова... Ну мы вот даже как-то боимся их употреблять... Вот там пророк Иона начинает спорить с Богом напрямую, обижается на Него — и это настолько по-человечески! Настолько это становятся близкие нам люди, настолько они понятны...
И вот эти пророчества, которые они говорили, в том числе пророк Аггей — они же касаются и нас! То есть, ты начинаешь читать... Мы когда с прихожанами начали читать пророчества Михея — мы какие-то такие просто... Дикий дежавю! То есть, такое чувство, что он просто пришел на Красную площадь... Мы там собрались в ГУМе что-нибудь купить — и вот вдруг человек вышел и начал громким голосом говорить страшные слова! Которые касаются вот прямо нас! Это прямо про нас!
То есть, некоторые слова — я вот прямо с прихожанами говорю: «Ребят, вы посмотрите»... Они так: «Ого! Как в воду глядел!». То есть, прошло несколько тысяч лет — а слова абсолютно актуальны...
И допустим, пророк Аггей: ну он же видел состояние людей, вернувшихся из рабства. Да, было уныние, да, было непросто, нужно было из руин восстанавливать экономику и религиозную жизнь, всё... И люди такие смотрят: «А что-то как-то не получается... Что так плохо?». А он такой: «Вообще-то храм нужно строить»...
М. Борисова
— Ну они же фундамент заложили...
О. Николай
— И всё... (смеются)
М. Борисова
— И после этого уже можно немножко своими делами заняться...
О. Николай
— У нас всегда... Мы взяли там, купили шкаф, собрали нижнюю вот эту планку... Всё остальное не получилось — ну и начали намечать покупку уже нового шкафа (смеются)... Вместо того, чтобы все-таки взять и доделать...
Тяжело дается вот это, когда нужно последовательно трудиться. Мы готовы за раз что-то такое взять, эх — ухнем... А чтобы вот на протяжении какого-то времени регулярно трудиться — нам тяжело.
Прийти один раз там на стояние Марии Египетской, отстоять несколько часов, чуть не помереть, но выйти довольными — зато раз в год! А вот так вот ходить на богослужение еженедельно у нас уже не хватает терпения.
И вот пророки — они говорят, что... ребят, нужно немножко по-другому. Вы не можете сложить два плюс два; вы жалуетесь Богу на обстоятельства жизни, вам не нравятся те события, и интервенция иностранная, что у нас что-то не получается, что кто-то пришел и разгромил всё, разграбил, пожег... И вы не можете увидеть причины этого всего, что происходит...
А причина — в нас! Пророки говорили самое неприятное, что только можно! Почему огромное количество пророков было убито, перепилено деревянной пилой, побито камнями, содрана кожа, сожжены — почему? Они говорили неприятные вещи, которые нам неприятно слушать!
Потому что виноваты, оказывается, мы! Мы-то думали, что вот эти все виноваты там, иностранные какие-то ребята, которые пришли и нам всё испортили, да — кашу мою съел, полежал на моей кроватке... А оказывается, я вот виноват в том, что моя жизнь не строится! Что я своими грехами порчу себе весь свой фильм.
Поэтому тут вопрос в том, что вот эти пророки — да, они говорили горькую правду, горькую правду. И тогда, и сейчас — абсолютно то же самое. Вот открывайте книгу Ветхого Завета, берите любого пророка, открывайте — это вот про нас Господь нам открывает правду...
М. Борисова
— С пророком Даниилом вообще непонятно. Его почему-то почитают мусульмане, и совершенно не почитают иудеи. Хотя он же — ветхозаветный пророк, казалось бы... То есть, всё перепутано в этом мире...
О. Николай
— Пророк Даниил — особенный, конечно. С этой историей про печь, про львов... И про то, как он пришел на пир Валтасара... Это, конечно, такая легендарная личность...
Но для нас он особенно ценен, потому что он в точности предсказал Рождение Мессии! И вот мы сейчас движемся к Рождеству Христову, и для нас это, конечно... Становятся понятны вот эти мессианские ожидания. То есть, Христос когда появился — были же... И волхвы что-то вычисляли, и брожения были в Иудее... И главное, что до Христа, мы знаем, что приходило еще несколько «мессий», и после Него еще приходили несколько «христов»... Лжехристов. И Сам Христос говорил, что будут лжехристы...
То есть, откуда это взялось? Почему было такое? Ирод спросил: «А что такое?». «Да вот, должен родиться некий Царь»... И все знали об этом, что в Иудее должен родиться... Откуда? Даниил сказал. А он откуда знал? Господь ему открыл. Зачем? Чтобы народ немножко готовился к этому. И чтобы какое-то нравственное состояние укреплялось, и поддержать людей в плену — что не переживайте, через какое-то время — может, мы не доживем, но наши внуки доживут — придет Христос, Тот Самый... Поэтому нам нужно собраться и... Этот путь Ветхого Завета...
Ведь это очень важно! Некоторые обесценивают этот путь Ветхого Завета; а ведь он привел к Богородице. Именно в этой среде выкристаллизовалась такая атмосфера, в которой появились Иоаким и Анна, которые стали родителями Богородицы!
Не надо обесценивать религиозную жизнь людей того времени. Да, там были перекосы; да, там были фарисеи и книжники, которые не туда пошли... Но в целом это была единственная истинная религия во всем мире. Не было другой истинной религии, кроме вот ветхозаветного иудаизма.
Поэтому именно в этой среде появились богоотцы Иоаким и Анна, появилась Богородица, а от Нее родился Иисус Христос...
И как раз будем с вами свидетелями исполнения пророчеств. Очень здорово, когда ты являешься свидетелем такого чуда...
М. Борисова
— Но вот если задуматься, до революции 1917 года Библия была чрезвычайно популярным чтением. Если ее не читали, то по крайней мере ее пересказывали. Так или иначе, то, что для нас зачастую бывает первооткрытием — когда мы просто уже на старости лет начинаем читать Ветхий Завет — оказывается, там так много интересного...
Люди знали это буквально с детства! Знали, ну — как сказки знают. То есть, они даже, пожалуй, не задумывались — это было вплетено в их жизнь, и было постоянным их фоном. Поэтому и всевозможные картинки, лубки, которые тоже так или иначе перепевали ветхозаветные сюжеты... Но при этом от революции 1917 года и всего, что ей предшествовало и ей последовало, Русскую православную церковь это знание не спасло.
Мы сейчас открываем для себя Ветхий Завет, и нам справедливо говорят, что это очень важно и очень нужно. Но если это уже в такой недавней нашей истории не спасло Церковь от тех испытаний, которые принес 20 век — то в чем же ценность Ветхого Завета? Почему он нужен нам как фон нашей жизни?
О. Николай
— Само по себе знание какого-то текста не делает нас верующими людьми. Дьявол в пустыне цитировал Христу 90-й псалом. Видимо, знает Библию получше, чем некоторые наши христиане, которые не могут процитировать 90-й псалом.
То есть, само по себе — если мы будем какие-то тексты наизусть зубрить, или просто даже будем близко знать...
Есть в западных институтах библеистики ученые-библеисты, которые... атеисты! Не верят в Бога, но прекрасно знают тексты. Поэтому тут само по себе сосредоточиться только лишь на изучении текста неправильно. То есть, оно не может жить одно без другого. Должна быть духовная жизнь, и чтение Священного Писания — это неотъемлемая часть духовной жизни; но она к ней не сводится, всяко...
Для того, чтобы нам понимать в том числе не какие-то абстрактные вещи, а вот непосредственно то, что нас окружает... Например, Ветхий Завет чрезвычайно важен для того, чтобы понимать богослужение. Вот Вы привели пример — «отроки благочестивыя в пещи». Что там, какой Ангел оросил их? Почему мы вспоминаем этих трех отроков в печи, непонятно. Почему вот перед Рождеством будут читаться стихиры, где Сидрах, Мисах и Авденаго — как раз вавилонские имена этих трех отроков будут вспоминаться...
Какие-то такие важнейшие моменты Ветхого Завета — когда читаются пророчества, когда паремии читаются — если ты не понимаешь этого контекста, для тебя это становится чем-то абстрактным, непонятным.
Ну подождите: Псалтирь, которую вроде мы знаем, и любим, и употребляем, и некоторые псалмы даже наизусть знаем — это Ветхий Завет! Это сборник редких молитв...
И поэтому, конечно, когда ты начинаешь изучать Ветхий Завет — ты видишь историю развития отношений Бога и человека. Как они взаимодействовали; как люди не понимали Бога; как они понимали, но неправильно; как постепенно учились правильно понимать Бога, как вот эти отношения развивались — это очень интересно! Очень интересно. И очень важно для наших с вами построений отношений с Богом прямо сейчас...
М. Борисова
— В эфире программа «Седмица», с вами — Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь!
М. Борисова
— Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем программу «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим об особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона — Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Ну так уж получилось, что на этой неделе мы празднуем гражданский Новый год... А на празднование гражданского Нового года у Церкви есть ответ. Потому что 1 числа Церковь вспоминает мученика Вонифатия Тарсийского, а вот 2-го — праведного Иоанна Кронштадтского. Обоих этих святых связывает нашим ощущением то, что церковное предание приписывает именно им великую силу помощников в борьбе с грехом винопития.
Но что касается Вонифатия — это просто народная уверенность. Я, честно говоря, читала вдоль и поперек его жития — и я не поняла, почему ему приписывается вот такая сугубая помощь пьяницам. Но факт остается фактом. И многие и многие поколения пьяниц обращались к нему, а уж родные и близкие этих несчастных людей — акафистами и тропарями могли просто заполнить всё свое существование...
И что касается святого праведного Иоанна Кронштадтского — тут всё понятно, потому что он был инициатором движения вот этих обществ...
О. Николай
— Трезвости...
М. Борисова
— Трезвости... Был патроном некоторых из них, очень активно участвовал в их работе, в их популяризации... Ну оно и понятно — потому что батюшка-то был в славном городе Кронштадте, а это же порт, да еще и военный порт... И он, до тех пор, пока прославился как святой и праведный, навидался такого, что ни в сказке сказать, ни пером описать, со своей паствой. Тем более, что он обходил там злачные места и притоны, и знал он как облупленных всех этих пьяниц. Поэтому для него это был такой не теоретический, а очень даже практический вопрос...
Но как-то очень совпало. Я понимаю, что никто специально календарь не перетасовывал — так вышло. И действительно очень так символично — 1-2 января, после новогодней ночи, верующий человек обращается умом к памяти двух этих великих святых...
Почему это камень преткновения в нашей жизни? Ведь посмотрите: в Евангелии сколько сюжетов связано с вином! И нигде не говорится, что это порок... Что перепуталось в наших головах, когда это случилось?
О. Николай
— Апостол Павел говорит: «Всё мне позволено, но не всё полезно. Всё я могу, но ничто не должно мной обладать». То есть, там же вопрос в зависимости, в том, что люди как будто бы потеряли радость...
Я как-то шел причащать прихожанку после службы, домой к ней; и смотрю — стоят пьяные люди около подъезда... Пожилые такие, плохого вида, и всё что-то выпивают... А я иду в облачении, с причастием; они увидели меня — и как-то смутились... Один там начал истово креститься, такой: «Батюшка!!!». Я говорю: «Друг, что ж ты — утро, 10 часов утра там... А ты уж так напился»... А он: «Батюшка, радости хочется!»... И он так мне это искренне сказал, с такой даже, знаете, внутренней болью...
И он же был вполне справедлив! Людям хочется радости. Но они как бы не то делают. Как в знаменитом фильме «Вокзал для двоих»: «Я тебя просил дыни стеречь, а ты что сделал?»... (смеются) Так же и тут. Господь нам дал возможность, дал нам свободу воли, дал нам жить жизнь — как эти самые дыни, чтобы мы их сберегли для радости подлинной, истинной! А мы всё не так, то есть, всё не туда пустили.
Потому что люди в поисках радости прибегают к таким плохим формам, как радость через вещество. И конечно же, это всё плохо. То есть, когда ты там просто в компании какой-то, действительно, как продолжение трапезы вина чуть выпил, когда человек не видит в этом какой-то проблемы, что это действительно «источник моей радости» — тогда он может выпить, может не выпить — для него вообще в этом проблемы нет.
Некоторые люди живут вообще без алкогольной продукции и ничуть от этого не страдают — для них это вообще нормально. А некоторые — прямо вот для них без этого нету жизни. То есть, для них источником радости становится вещество.
А там же какая, как говорят, подстава? В том, что человек употребляет вещество, чтобы испытать радость; но для того, чтобы испытать похожую радость, в следующий раз ему придется чуть больше вещества употребить. Потом — еще чуть больше... И потом то, что доставляло радость, одно количество — в три раза больше уже... И вырабатывается такая зависимость! Потому что толерантность к веществу растет — у нас так организм устроен — и всё, и человек подсаживается и скатывается к тому, про что мы говорили...
Что делать? Нужно уметь испытывать радость без-условную — без употребления вещества. А если кто-то вспомнит, она у нас была уже! Господь как Великий Художник, как Премудрый Творец, как наш любимый Отец, заложил в нас возможность радоваться просто так!
Более того, Он заложил в нас возможность испытывать потрясающую радость — чтобы у нас выделялся серотонин, дофамин, эндорфин и всё вместе — от таких вещей, допустим, как отдавать. Сделал кому-то доброе дело — и у тебя прямо такая радость внутренняя, ликование! Но мы это всё пропустили, мы куда-то всё это девали, у нас всё слилось. Какая-то брешь — и всё куда-то упустили. И это — беда наша большая.
Посмотрите на детей маленьких! Он просто вышел такой: о, листик! Ха-ха-ха... Птичка... Еще что-то... Ну то есть, дети — они радуются, у них все гормоны выделяются прекрасно. Потом мы там, конечно, дали одну шоколадку, вторую, третью — уже без шоколадки как-то уже не так много радости. Уже там в день рождения должен быть подарок, торт — без торта, без подарка уже не так много радости...
Соответственно, постепенно-постепенно мы подсаживаемся на эту историю, что радость у нас — благодаря тому, что мы сходили туда-то, съели то-то, выпили столько-то... И вот в этом у нас проблемы! И нам как христианам... Конечно, мы стараемся не подсаживаться на эту историю, уходить к какому-то... Мы практикуем воздержание...
Вот пост — зачем он нам нужен? Он помогает нам радоваться! Помогает испытывать радость более серьезную, более глубокую, духовную, непреходящую. Ту, которая не вызывает плохой зависимости, но которая действительно просвещает наше сердце. И ту радость, которую испытав, мы захотим испытывать ее вечно в Царстве Божием!
М. Борисова
— А почему тогда фольклор множества стран сохранил образ человека пьющего в очень таких мягких, юмористических и добрых красках? Почему к пьяному человеку в культуре очень многих стран относятся с таким снисхождением, с каким не относятся к трезвому? Пьяному готовы простить то, что трезвому не простят никогда...
О. Николай
— Ну это, с одной стороны, можно свести к тому, что это такая «самотерапия». То есть, самооправдание. Потому что если мы изобразим... «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!». Соответственно, кого мы оправдываем? Себя оправдываем! То есть, как-то люди... Это с одной стороны...
С другой стороны — у нас там... Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. И как-то всегда считалось, что пьяный находится в каком-то таком состоянии... Ну, к нему нужно проявить снисхождение. Что вот человек, может, от горя напился, еще что-то...
Хотя с другой стороны — большинство преступлений, которые совершаются, особенно связанные с дорожно-транспортными происшествиями, да и просто всякие бытовые убийства — огромное количество именно в состоянии алкогольного опьянения! Это мы должны понимать. Царь Ирод принял решение убить величайшего пророка именно в состоянии измененного сознания!
Поэтому тут как бы, с одной стороны, да — со снисхождением... Вот видим, пьяный человек лежит на морозе — люди пытаются его как-то накрыть, оттащить в подъезд, чтобы он не замерз. Но с другой стороны, потакать или там одобрять... У нас просто социальное отношение к этому употреблению чуть попроще. У нас есть другие вещи, которые тоже есть употребление, но к ним относятся с большим неприятием. А это — вроде как социально нейтрально...
«Вроде». Но это не так. И сколько я знаю трагедий в жизни людей, которые как раз связаны с употреблением вещества... И это — не вина человека, а его беда! Просто вот действительно в поисках радости ищут ее не там...
М. Борисова
— Откуда, интересно, тогда взялось убеждение, которое до сих пор живо — по крайней мере, в русском народе — что «пьяного Господь бережет»? Что вот трезвый человек, попав в какую-то ситуацию, не знаю... С балкона упал, или там в какое-то ДТП попал — не выживет; а пьяный — проспится и всё...
О. Николай
— Слушайте, трезвый человек не упадет с балкона! Он подойдет, увидит, что там высоко, испугается — и всё. У пьяного всё притупляется, поэтому наоборот. У пьяного больше шансов попасть в аварию, вывалиться с балкона и всё остальное. Другой вопрос, что когда человек действительно выпил — он там не чувствует иногда страха, не чувствует иногда холода...
И когда он падает как мешок с картошкой — если бы он был трезвый, он бы, может, напрягся, у него все мышцы бы напряглись, он бы ударился и всё себе сломал. А он упал как мешок с картошкой — и как бы нормально, выжил... И вроде как вот люди, опять же: «Вот, Бог сберег»... Может быть, Бог сберег... Но это не благодаря тому, что человек был пьян, а вопреки! Просто по Своей любви. Потому что да, твой ребенок — даже вот он так сильно себя не бережет, плохо к себе относится...
Человек, который не умерен, неважно в чем — в еде, в выпивке, в там покупках, в образе жизни там, в блуде — он к себе очень плохо относится. Он себя не любит, говоря современным языком. То есть, он потихонечку себя убивает. Чего тут хорошего?
Поэтому, конечно, с одной стороны, нужно проявлять к людям и снисхождение, и любовь, и стараться не осуждать... А то у нас все там: «Вот, у меня брат выпивает, нужно его спасти»... Врачу, исцели себя сам! Есть такая поговорка еврейская, которую приводит Христос — мне очень нравится.
Мы даже решили сделать такой мерч — майку, на спине которой будет написано «Врачу, исцели себя сам». Чтобы когда очередной прихожанин захочет тебе сделать замечание (смеется), ты мог ему показать... и указать на эту цитату. И всё — проблема решится сама собой...
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА — еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами — Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
На этой неделе 3 января мы будем вспоминать удивительного святителя, знакового, я бы сказала, святителя в истории нашей церкви — святителя Петра, митрополита Московского. У нас в году несколько дней в календаре, когда мы по тем или иным поводам вспоминаем этого святого. Почему он воспринимается как вот краеугольный камень нашей поместной церкви? Ведь и до него были святители, и после него были святители...
Ну да, так совпало. Вот он стал митрополитом в тот момент, когда церковь зарождалась, что ли, или нарождалась как поместная, отдельная от Константинополя... И судя по тому, что мы о нем читаем, это была воля Божия, чтобы он стал митрополитом. Потому что всё складывалось помимо его воли.
Послали его на одно благословиться в Константинополь; пока он ехал, митрополит киевский скончался — ну и решили, что... У нас тут есть один кандидат — давайте уж его и рукоположим, и пусть он теперь будет митрополитом всея Руси...
То есть, очень много в его жизни складывалось не так, как он планировал, и не так, как планировали люди, которые его направляли. А вот кроме как сказать, что по воле Божией — никак по-другому не скажешь.
В то же время, ну как... Он запомнился именно как лицо историческое. Мы мало знаем о его аскетических и духовных подвигах. Мы знаем, что вот полюбился он московскому князю, и так они хорошо друг друга поняли, что вместо того, чтобы оставаться во Владимире (где, собственно, в то время был великий князь, получивший на то ярлык от хана монгольского), он стал больше времени проводить в Москве.
Но ведь он даже по канону не мог позволить себе роскоши перенести кафедру — потому что права такого не имел. И даже по идее должен был быть похоронен во Владимире. Единственная вольность, которую он себе позволил — это завещание похоронить себя в Москве. Вот такая революционная была... революционное действо такое, поступок в конце жизни.
Так почему же мы снова и снова возвращаемся к этой личности, про которую мы знаем достаточно мало, я бы сказала?
О. Николай
— Потому что роль личности в истории нельзя переоценить. Особенно когда мы говорим про отечественную историю, когда речь идет о становлении русской церкви, о становлении русского государства — независимого, такого самобытного — то за этим стоят реальные люди. И там Сергий Радонежский не даром вспоминается несколько раз в году, и не даром называется «игумен земли русской». И благоверный князь Александр Невский — тоже несколько раз в году...
И святитель Петр, митрополит Московский — тоже, конечно же, вот вспоминается несколько раз в году, и тоже с особым таким почтением. Не даром его посох, который до сих пор хранится (святительский), в день интронизации святейшего патриарха до сих пор вынимается из хранилища — и святейший патриарх берет его в руки, как бы сохраняя его преемство. То преемство, которое учредил святитель Петр. Который прозрел...
Он был удивительно проницательным, мудрым человеком. Как бы сейчас сказали, в том числе с каким-то политическим чутьем. Он понимал, что будущее России именно будет с центром в Москве. Потому что именно там продвигалась... там начиналась вся жизнь, и политическая, и духовная — вот всё будет через это проходить...
И сделал, да... Пошел на неординарный шаг, который не имел какого-то одобрения, противоречил интересам других людей... Понял вот: в такой-то ситуации нужно занять такую-то позицию. И как бы даже, может быть, кто-то сказал бы: как так? Не должна церковь участвовать в какой-то такой жизни политической отечественной, не должна она как-то высказываться...
Тем не менее, иногда роль церкви очень серьезно. Особенно в те времена, если мы посмотрим именно отрешение митрополита, потом патриарха... Всего очень много. И тем большая ответственность на этих людях.
Мы знаем, что святитель Петр — там действительно скромные сведения о нем сохранились. Но то, что он был истинным монахом, и с достаточно раннего возраста, с 12 ушел в подвиги, и какое-то время провел вообще в одиночестве...
То есть вот, мы там видим святителя: вот он в красивом клобуке, в красивых облачениях... А за этим стоит путь! Это целая дорога... Нам только кажется, что человек вот сразу родился в высокой должности в таких облачениях. Нет, он дошел до этого. И как недавно сказал митрополит Тихон Шевкунов, «плох тот монах, который мечтает стать архиереем». Плох! Потому что настоящий монах — он хочет наедине молиться Богу и просто исполнить волю Божию... Вот если монах становится, чтобы какую-то иерархическую ступень занять — это, конечно беда, может быть, в его жизни. А тут мы видим наоборот, что человек, который занимался личным возрастанием, личным подвигом аскетическим — Господь его избрал и поставил в нужное время в нужное место...
М. Борисова
— А 4 января Церковь вспоминает святую... Ну сейчас, может быть, меньше ее вспоминают в частной жизни; но, скажем, в 20 веке ее вспоминали очень часто — это Анастасия Узорешительница... Ну казалось бы, одна из святых тех далеких времен, легендарных времен мучеников — очень далеко от нас... Легендарная такая фигура...
Но в 20 веке это было настолько актуально и настолько современно! Были люди, которые брали на себя этот подвиг даже в самые тяжелые времена гонений, и клали свою жизнь на то, чтобы помогать заключенным священникам, заключенным монашествующим. Использовали какие-то свои связи, может быть, даже квартиры, для того, чтобы людей, освободившихся на недолгую пересменку между тюрьмами поселить у себя в квартире, кого-то прописать, легализовать — это всё было сопряжено с огромным риском для жизни...
И конечно, имея как путеводную звезду таких святых, как Анастасия Узорешительница, эти люди могли горы свернуть. Вообще всё, что происходило в 20 веке с русской церковью, и всё, что касается людей, которые на своих плечах эту церковь вытянули и позволили ей выжить, для меня остается темой для недоумения и такого молчаливого восхищения.
Потому что я не представляю себе... Конечно, если Господь послал испытания — тогда бы мы смотрели, кто на что горазд. Но в наших спокойных условиях кажется, что это просто неподъемная ноша. Как во времена Анастасии Узорешительницы это была неподъемная ноша, потому что заканчивалась очень плохо, так и в 30-е, 40-е, 50-е годы...
Но как к этому относиться сейчас? Вот временя вроде совершенно другие. Людей, находящихся в заключении, огромное количество. Мы не знаем, справедливо ли они там оказались, несправедливо — но как нам к этому относиться, и каким образом мы можем проявить свое христианское чувство к этим людям, когда мы не знаем... Может быть, они — страшные злодеи...
О. Николай
— Там не принципиально. Христос говорит в Своей притче о Страшном Суде то, что люди сделали Ему через других людей, Он говорит: «Накормили, напоили, одели, посетили, когда я был болен или в темнице»...
Напомним, Христос находился в темнице! Справедливо Он там находился?
Но бывают случаи, что человек и справедливо несет наказание в темнице. Но это не означает, что о нем не нужно попечение. Наоборот! Не даром у нас в церкви существует целый синодальный отдел благотворительности и социальных служений, и в том числе там целая миссия, которая связана со священниками, которые трудятся в тюрьмах, посещают...
Причем я знаю таких батюшек. Сам пару раз ездил в такие «вылазки», а на регулярной основе — нет. Потому что это очень специфическое, особое служение! Но каждый человек может в нем поучаствовать. Я бы даже сказал, что он обязан поучаствовать. Потому что эти люди имеют потребность очень серьезную в духовном попечении.
Вот ко мне, например, приходят люди... Есть несколько пожилых прихожанок, которые не могут полы мыть в храме, или они уже в основном дома сидят, даже почти не выходят, а хотят послужить Богу и людям — и они ведут переписку с заключенными! Особенно с теми, которые на пожизненном.
Человек всю жизнь проведет в темнице! И там многие из этих ребят вполне заслуженно несут наказание, и они это знают. Но им хочется с кем-то пообщаться. У них происходят определенные процессы душевные...
То есть, там происходит процесс катарсиса определенного, и люди пишут письма, глубокие... Мне показывают иногда девочки, какие письма пишут заключенные — там очень содержательно, они действительно много чего переживают. И вот когда с ними общаются, ведут переписку, поздравляют с праздниками церковными — многие просят прислать крестик, иконку, молитвослов, еще что-то...
Мы подарки всегда им передаем на Рождество, на Пасху, чтобы как-то поддержать этих людей. Христос говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». И более того, если мы проявляем милосердие к этим людям, мы можем рассчитывать и надеяться на милосердие к себе! И наоборот — если мы не занимаемся этим, игнорируем вообще существование этих людей, как будто они вообще находятся... Вычеркнуты...
У нас же на Руси есть такая поговорка: «От сумы да тюрьмы не зарекайся». Поэтому неизвестно вот, когда... Вроде преступники находятся в тюрьме; а в 20-е годы, в 30-е годы сколько священников, епископов Русской православной церкви, мирян очутились там же, в тюрьме. И были там наравне...
Почитайте книгу «Отец Арсений». Вот они на лесоповале: уголовник, который убил троих человек, и священник рядышком — тоже рубит лес... И какой-нибудь профессор Московской духовной академии тоже рядышком, и какой-нибудь политический деятель, который каким-то образом не понравился, или бывший партийный функционер, который тоже попал под каток репрессий. Вот и всё — вот и все люди, вчетвером рубят лес, с абсолютно равной судьбой...
И когда вот мы думаем: нет, нас это вообще не касается — ну не совсем так. Поэтому мы проявляем милосердие, каждый доступным способом, в том числе... Тюремное служение — это очень непростое служение. Это непростое служение. И я вот со священниками общаюсь, которые ходят в тюрьму — конечно, это какой-то особый такой подвиг.
Ну а мы можем хоть не в той мере, но хотя бы какие-то есть фонды, помогающие людям в тюрьме, социальный отдел Русской православной церкви — мы там тоже этим занимается...
И у нас каждый год, вот несколько раз уже такое было — день особого попечения о людях, находящихся в тюрьмах — это было в память святителя Николая чудотворца, который, мы знаем, посещал людей в тюрьме... Он избавил неповинных от казни...
И вот святейший патриарх говорил о том, что эти люди нуждаются в нашем попечении, нуждаются в нашей помощи, что нельзя оставаться холодными... Святитель Николай — почему его просят принести подарки — проявлял такое служение, вот и нам нужно тоже обязательно проявить такое милосердие...
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу! Вы слушали программу «Седмица», с вами были Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов. Слушайте нас каждую субботу, поститесь постом приятным, встречайте праздник, который не за горами...
До свидания!
О. Николай
— Всего доброго!
Все выпуски программы Седмица
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..