Преподобный Ефрем Сирин - автор особой покаянной молитвы, знакомой всем, кто хоть раз посещал церковь в Великий пост. Знакома она и любителям русской классической поэзии по знаменитому стихотворению Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны". Поэт пишет о молитве Ефрема: "Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста..."
Благодаря этой молитве и многим другим своим сочинениям, сочетающим в себе духовный опыт с высокой поэтичностью, Ефрем Сирин известен всему христианскому миру как учитель покаяния. Но сначала ему самому пришлось учиться этому важнейшему из христианских искусств.
Ефрем родился в начале 4 века на Востоке, в Мессапотамии. Большую часть своей жизни он тут и провёл, только незадолго до смерти перебрался в греческую Эдессу, где получил возможность общаться со многими блестящими богословами.
Непростым был его жизненный путь. В юности Ефрема выгнал из дома отец. Различные жизнеописатели святого по-разному толкуют этот факт: кто-то пишет, что юноша имел отвратительный вздорный характер, а кто-то - что его отцом был языческий жрец, и он возненавидел сына за его христианское мировоззрение. Как бы то ни было, Ефрем отправился скитаться по стране. Видимо, всё же он вел не вполне благопристойный образ жизни, и, в конце концов, очутился в тюрьме. Правда, обвинили его в краже овец, которую он вовсе не совершал. Но ночью в тюрьме накануне суда он вспомнил всю свою недолгую жизнь. И увидел, что если будет сейчас осужден - это будет вполне справедливым наказанием за все его грехи, совершённые ранее, и оставшиеся безнаказанными. Ефрем дал обет Богу - исправиться, если его оправдают. Вскоре был пойман настоящий вор, и Ефрема отпустили.
Сразу из тюрьмы он отправился в пустыню, чтобы там, в тишине и уединении, молиться Богу, вглядываться свою душу и очищать ее от грехов. Он поступил в ученики к известному аскету Иакову Сирину. Иаков заметив, что его ученик обладает даром слова, поручил Ефрему читать проповеди и учить детей. Вместе с учителем Ефрем ездил на Первый Вселенский собор, где многие с удовольствием слушали его речи.
В пустыне же Ефрем жил в крайней скудости, не желая обременять себя никаким имуществом. Только одна земная вещь была ему интересна - это книги. Он очень много читал, его слог говорит о том, что Ефрем был хорошо знаком и с античными языческими авторами, и с греческими, христианскими. Каждодневно изучая Библию, Ефрем писал комментарии к ней. Результаты его трудов высоко оценили уже современники - во многих церквях Сирии вместе с Пианием читали и толкования Ефрема.
Но более, чем об образованности, он заботился о чистоте своей души. Именно этим своим опытом по очищению души от страстей учитель покаяния щедро делился с окружающими. За его труды Господь дал ему особый дар - его слова имели власть исцелять людские души.
Однажды Ефрем шел по городской улице, и к нему обратилась женщина:
ЖЕНЩИНА:
- Монах, еще не стар и хорош собой. Зачем ты проводишь так уныло свои дни? Пошли, и я научу тебя, зачем нам даются молодость и красота.
ЕФРЕМ:
- Прости, что не сразу ответил тебе, поскольку я не ожидал, что ты заговоришь со мной. Но я охотно пойду с тобой, сестра. Потому что я тоже имею нечто, чему бы хотел научить тебя.
ЖЕНЩИНА:
- Куда же мы пойдем?
ЕФРЕМ:
- Я знаю одно место. Следуй за мной.
И Ефрем привел блудницу на людную городскую площадь.
ЖЕНЩИНА:
- Зачем ты привел меня сюда?
ЕФРЕМ:
- Чтобы здесь совершить грех.
ЖЕНЩИНА:
- Как?! Невозможно это совершить на глазах у всех людей.
ЕФРЕМ:
- Несчастная! Ты стыдишься людских глаз, и не боишься Бога, который видит не только все наши дела, но и все помышления, и будет судить нас за них в последний день?
Охваченная страхом, женщина расплакалась, и пообещала Ефрему исправить свою жизнь. Тогда он проводил ее в монастырь, где она могла чистотой жизни исправить свои прежние падения.
Ефрем Сирин написал около трех миллионов строк - толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против учений еретиков, гимны о рае и вере, о церковных таинствах и праздниках всего года. И до сих пор каждый, кто читает его творения, может испытать ту животворящую силу покаяния, о которой Ефрем столько говорил и молился.
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







