
Анна Тумаркина
На заре воцерковления я прочитала довольно много аскетической литературы. В частности, меня очень интересовали труды Святых Отцов, посвященные борьбе с грехом. Я настолько увлеклась, что мне начало казаться, будто все Евангелие можно свести к одному призыву: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Но один случай из жизни заставил всерьез задуматься: а так ли это?
Однажды ко мне в гости пришла подруга. Я очень ждала ее и изо всех сил старалась подготовиться к визиту: вытерла пыль, вымыла полы, пропылесосила ковры. Но когда дорогая гостья пришла и села на диван в гостиной, чтобы пообщаться, я продолжила натирать стеклянные дверцы комода.
— Ань, присядь, давай пообщаемся! — попросила подруга.
— Мне стыдно с тобой разговаривать, пока у комода такие грязные дверцы — отвечала я.
Она подождала, пока я закончу, и снова пригласила присесть поговорить.
— Но разве ты не видишь, какая над тобой пыльная люстра? — искренне недоумевала я, — вот только сейчас и заметила. Надо хоть немного пыль согнать.
И в этот момент подруга смущенно улыбнулась и поднялась с места:
— Извини, Аня. Тебе как-то не до меня. Лучше в другой раз зайду — сказала она и ушла.
Я очень расстроилась. Выходит, так готовилась к приходу гостя, что для самого гостя посреди бесконечной уборки и места не осталось.
Мне кажется, примерно то же самое происходит, если всю духовную жизнь свести только к борьбе с грехом. Жизнь становится грехоцентричной. А центром для христианина должен быть Господь!
Радость богообщения, благодарность Создателю за мир, сотворенный Им, — на все это, увы, может просто не хватить душевных сил. Бог никогда не покидает Своих детей, но зацикливаясь только на борьбе с грехами, рискуешь перестать видеть Спасителя, уповать на его милосердие, радоваться Его воскресению и ценить Его искупительную жертву! Вместо радости, света и покоя в, казалось бы, чисто выметенную и убранную горницу души приходит уныние — еще более серьезный грех, чем те, что ты безостановочно выметаешь.
Бороться с грехом, безусловно, необходимо. И рассуждать о своих грехах — тоже. Это — одна из жизненных задач христианина. Не просто так каждый из нас — воин Христов. Но надо радоваться возможности покаяния, а не унывать из-за греха. И горницу души нужно почаще убирать. Главное, чтобы уборка не по разуму не явилась препятствием для общения с Богом — самым дорогим и желанным гостем.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия







