— Спасибо, что показал мне Новгород, дядя Андрей! Мне очень понравились Софийский собор, пешеходный мост через Волхов, древний Кремль-детинец. И Новгородский музей-заповедник, в котором мы сейчас находимся. Хотя и по дому я уже соскучился. Москва всё чаще вспоминается.
— А вот, Паша, ещё одно напоминание о ней — картина Клавдия Лебедева «Василий Блаженный», написанная в 1902 году. Герою этого полотна посвящён собор на Красной площади.
— Тот самый — яркий, праздничный, с разноцветными куполами?
— Именно так. Один из узнаваемых символов столицы.
— Я столько раз любовался этим храмом, но никогда не задумывался о святом, имя которого он носит. Расскажи мне о Василии Блаженном?
— Если кратко — родился святой в 1468 году в Москве. В шестнадцать лет взял на себя подвиг юродства — мнимого безумия ради Христа. Смело обличал всякую несправедливость, не боялся говорить правду самому царю, Ивану Грозному. Милостыню, поданную сострадательными людьми, сразу же раздавал нуждающимся. В летний зной и лютый мороз ходил по городу босой, в одной рубахе.
— В таком виде Василий Блаженный представлен и на картине Клавдия Лебедева. Он стоит на заснеженных ступенях храма и что-то говорит голубям, а птицы внимательно его слушают.
— Так художник показал, насколько подвижник приблизился к Богу. Животные, как писал преподобный Исаак Сирин, тянутся к святым, потому что чувствуют запах Рая. Беседа блаженного с голубями — знаковая подробность, коих немало на полотне Клавдия Лебедева.
— А какие ещё?
— К примеру, обрати внимание — снег под босыми ногами юродивого не тает. Тоже выразительный символ — человек устремился душой к небу, и телом уже почти не живёт на земле.
— А почему у Василия на голове корона?
— Это не корона, Паша. На голове блаженного тяжёлая конструкция из железных пластин. А на шее, видишь — толстые цепи с крестами. Это вериги, святые носили их ради смирения плоти. Но Клавдий Лебедев неспроста изобразил головной убор юродивого в виде царского венца. По замыслу художника орудие аскетического подвига тоже стало приметой Небесного Царства.
— Как полно Клавдий Лебедев передал образ Василия Блаженного! Тут не достаточно хорошо рисовать, нужно разбираться в истории Церкви, знать основы православной веры.
— Такое глубокое погружение в тему не удивительно. Клавдий Васильевич вырос в семье сельского иконописца, с детства знал жития многих святых. Сам писал иконы, по окончании Санкт-Петербургской академии художеств расписывал Вознесенский собор в городе Ельце.
— А в каком возрасте Лебедев написал картину «Василий Блаженный»?
— В пятьдесят лет. В полотне отразилось и зрелое мастерство художника, и его крепкая вера, и любовь к святому персонажу картины.
— Любовь, которую я теперь разделяю! И любуясь собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве, непременно вспомню святого, и помолюсь ему.
Картину Клавдия Лебедева «Василий Блаженный» можно увидеть в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Господь Иисус Христос перед Вознесением напутствовал Своих учеников и сказал, что они должны быть Его «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Апостолы, как мы знаем, именно этим и занимались: они свидетельствовали о Христе Воскресшем везде, где только могли это делать. Однако довольно скоро стало ясно, что одного лишь свидетельства как передачи личного опыта недостаточно, нужна и, так сказать, теоретическая база, необходимо доказать, что Христово Благовестие — не только не выдумка, но и то истинное Слово Божие, которое превосходит по своей важности ранее данное Богом людям откровение. Как это сделать? Где найти эту теоретическую базу? Послание святого апостола Павла к Евреям предлагает в качестве основы богословия Нового Завета взять богословие Завета Ветхого. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Первые слова только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Евреям существенным образом отличаются от начала всех прочих посланий: здесь нет приветствий, и нет никаких иных «дежурных фраз», послание начинается со своей сути — с очевидного для евреев сообщения о том, что Бог в древности самыми разными способами входил в общение с израильским народом через пророков. Однако тут же мы видим и переход к Новому Завету: в древности Бог говорил посредством пророков, а сейчас — в эпоху Нового Завета — Бог выражает Своё откровение через Сына Своего Единородного, «чрез Которого и веки сотворил». Последняя мысль относит нас к акту творения, и вместе с этим отсылает к книге Притчей Соломона, в которой Премудрость Божия выступает в качестве творческой силы: «Когда Он уготовлял небеса, я была там... тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» (Притч. 8:27,30).
Далее Послание к Евреям приводит несколько хорошо известных его адресатам цитат из Ветхого Завета, в основном из Псалтыри царя Давида, и все эти цитаты свидетельствуют об одном: Христос превосходит не только какого-либо человека, но и ангелов, он есть Воплощённый Бог. Впрочем, этот последний термин ещё не был сформирован во время написания Послания к Евреям, и потому та же самая мысль выражена здесь иными словами.
Достигло ли Послание к Евреям своей цели? Убедились ли его адресаты в истинности апостольской проповеди? Мы с вами понимаем, что на эти вопросы не существует простого и однозначного ответа, хотя бы по той причине, что любой человек в разные периоды своей жизни имеет разную степень веры. Многие из нас когда-то были далеки от Церкви, но теперь в ней, кто-то был в Церкви, но по каким-то причинам её покинул и, более того, перестал себя считать верующим человеком, что, конечно же, отнюдь не означает невозможности вернуться к жизни по вере. Для нас в прозвучавшем сегодня отрывке имеет значение не его успех в ранней Церкви, а то, что вера в Воплощённого Сына Божия — это вера апостольская, и что в канун Христова Рождества нам стоит крепко задуматься кого мы ждём? Простого человека? Мифического персонажа древней литературы? Или же всё сотворившего и всё содержащего в Своей власти Бога?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
Гостем программы «Исторический час» был профессор МГУ, доктор исторических наук Андрей Андреев.
Разговор шел о судьбе и трудах христианского философа и публициста первой половины 19-го века Петра Яковлевича Чаадаева, о его стремительной, но неожиданно прервавшейся военной карьере, о знакомстве с Пушкиным, о критике и любви к России, а также о духовных поисках и взгляде на жизнь Русской Церкви.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иван Семенович Козловский». София Проскурякова
У нас в студии была певица, правнучка знаменитого тенора Ивана Семёновича Козловского София Проскурякова.
Мы говорили о значении музыки для людей, о том, как внутренний мир отражается в том творчестве, которым человек занимается, а также наша гостья рассказала о своем прадеде, о том, какое влияние Иван Козловский оказал на своих современников и потомков, и какое место в его жизни занимала вера.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья