Что может быть лучше праздника в русской глубинке? На картине Иллариона Прянишникова «Спасов день на Севере» мы видим молебен в день, известный в народе как «Спас на водах» (Происхождение или изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня).
— Здравствуй, Ванечка! Ты снова пришёл к нам в Третьяковскую галерею, рада тебя видеть!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Сегодня я здесь с конкретной целью.
— Расскажи, чем я могу тебе помочь!
— В учебнике литературы встретил иллюстрацию картины «Спасов день на Севере» Иллариона Прянишникова. На ней изображены крестьяне во время необычного крестного хода — на конях, да ещё и в реке... Я пришёл к вам расспросить о ней подробнее, а заодно и увидеть работу воочию.
— С радостью расскажу тебе об этом шедевре, Ваня. Тем более, что находится он в соседнем зале, пойдём посмотрим! Об авторе картины, Илларионе Прянишникове, я тебе как-то рассказывала. А вот и полотно «Спасов день на Севере».
— О! Серьёзный размах! Впечатления совсем другие, не то, что от маленькой иллюстрации в учебнике! Перед нами разворачивается действо на реке — праздничный молебен. Священнослужители и народ пришли на берег с иконами, они молятся. Многие женщины и мужчины сидят верхом на лошадях, зашли прямо в воду. Но вот что мне непонятно. Почему картина называется «Спас на Севере»? Я знаю Медовый Спас, Яблочный и Ореховый... А это, получается какой-то... Водный Спас.
— Ванечка, ты почти угадал! Художник Илларион Прянишников изобразил на картине молебен в Праздник, который иногда называют Спас на водах. Но это название — народное. А в церковном календаре Праздник звучит так: Происхождение или изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
— Ох, сложное название... Вы не могли бы пояснить, что оно означает?
— Конечно, Ваня! В 9 веке в городе Константинополе возникла традиция совершать крестный ход с сохранившимися частями Креста Господня — того самого, на котором был распят Христос. Эти сохранившиеся части так и называют — Честные Древа Животворящего Креста. Один раз в год, в середине лета их выносили из императорского дворца и большим крестным ходом, с молитвами и иконами несли в храм Святой Софии, где священники с помощью Креста Господня освящали воду.
— А зачем они это делали?
— В то время в Византии часто возникали эпидемии из-за жаркого климата. Люди стали просить Бога помочь справиться с болезнями и мором. Вместе молились. После молебна в храме Честные Древа проносили по городу и освящали ими водоёмы. Отсюда русское название праздника Происхождение или изнесение Честных Древ. Происхождение — от слова «ходить», и изнесение — от слова «носить».
— Интересно! Получается, из-за того, что священнослужители освящали водоёмы праздник стали называть «Спас на воде», верно?
— Именно так, Ваня. В России этот праздник отмечается в первый день Успенского поста — 14 августа. И в этом главный смысл: верующие готовятся встретить большой церковный праздник — Успение, то есть мирный уход из земной жизни Пресвятой Богородицы. А ещё в нашей стране Праздник «Изнесение Честных Древ» называют «Медовым Спасом» — в храмах освящают мёд нового урожая.
— Да-да, мы с бабушкой тоже освящали мёд на Медовый Спас.
— На Руси было ещё немало народных традиций, посвящённых Спасу на водах. Например, освящали новые колодцы и чистили старые. Так же как в Константинополе много веков назад, на Руси крестным ходом, с иконами и песнопениями шли на водоёмы, вместе молились. Этот день и изобразил художник Илларион Прянишников на полотне «Спасов день на Севере».
— Чувствуется, что для героев картины «Спасов день» действительно значимое событие. Одеты они нарядно, ярко, люди собрались целыми семьями, с детьми и стариками.
— И вся эта красота особенно выделяется на фоне сдержанной природы северного края. На заднем плане картины мы видим широкие просторы полей, косогоры, убегающую вдаль реку. Картина «Спасов день на Севере» — своего рода тихая благодарственная песнь, молитва художника, воспевающая русскую глубинку.
— А ещё, мне кажется, художник таким образом благодарит Бога за помощь простым людям и за радость соборной праздничной молитвы. И хоть сегодня не 14 августа, но здесь, в Третьяковской галерее мне ясно чувствуется благодать, переданная художником Илларионом Прянишниковым на картине «Спасов день на Севере».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 205 зач., III, 8-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Чувство вины перед Богом и совестью за то, что не исполняешь правила церковного устава, для многих из нас, является чем-то естественным. Нередко именно оно стимулирует нас двигаться по пути совершенства. Однако бывает, что это переживание так сильно, что становится для нас тяжким бременем. Как же относиться к этому состоянию? Что с ним делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Тема противопоставления жизни по закону и жизни по вере регулярно встречается в посланиях апостола Павла. И это не случайно. Эта тема имеет огромное значение для понимания того, что такое подлинная религиозная жизнь. Под законом апостол Павел в первую очередь подразумевает различные ритуальные предписания, которые было необходимо соблюдать древнему еврею. Часть из них была записана, часть передавалась из уст в уста или просто предполагалась как негласная культурная норма. Если человек эти правила соблюдает, он благочестив. Если не соблюдает, нечестив. Так, например, необходимо было быть обрезанным, посещать синагогу, хотя бы раз в год совершать паломничество в Иерусалимский храм, приносить жертвы, совершать омовения, не работать в субботу, отмечать религиозные праздники. Соблюдаешь эти нормы, этого, по мнению древнего иудея, достаточно для поддержания полноценных отношений с Богом.
Однако апостола это не устраивает. И сегодня мы слышим, почему. Невозможно, говорит Павел, в полноте, в точности исполнить все предписания закона. А если так, то ты постоянно будешь виновен перед Богом хотя бы в чём-то. Как говорится, «был бы человек, дело всегда найдётся». А потому на этом уровне мира с Богом не найдёшь. Если кто-то считает, что он соблюдает закон и у него всё в порядке с Богом, он обманывает сам себя. Замечательную иллюстрацию этой мысли находим уже в Евангелии. Ко Христу подходит богатый юноша и говорит, что с детства в точности исполнил весь закон. Однако сам факт, что пришёл он к Спасителю с вопросом, как ему войти в Царство Небесное, показывает, что внутри себя молодой человек ощущает острую нехватку чего-то важного. Закон исполнил, а на сердце нет удовлетворения.
Поэтому и предлагает апостол Павел искать мир с Богом на ином уровне. На этот уровень и указывает слово «вера». Жизнь по вере — это жизнь согласно закону сердца. Говоря иначе — это ощущение и осознание живого присутствия Бога в моей жизни и следование не столько внешним предписаниям, сколько глубокой духовной интуиции, внутренней правде. Именно подчиняясь этому зову, действовали такие праведники, как Авраам, о котором сегодня упоминает Павел.
Очень важно это помнить и нам. Ведь если в своей духовной жизни мы делаем ставку на соблюдение внешних предписаний, мы обречены испытывать постоянное чувство вины. За двухтысячную историю существования Церковь накопила огромное количество правил. Их не то, что невозможно исполнить, их все невозможно даже изучить. Да что там все правила. Вряд ли у многих из нас найдутся силы исполнить хотя бы действующий устав. И человека благочестивого это может обречь на страдания. Он будет жить и маяться, как богатый юноша из Евангелия. Вроде в Церкви, но постоянно чего-то не хватает. Постоянно ощущение своего несовершенства и нечистоты. Наверное, подобное ощущение — это тоже определённый духовный путь. Всё же лучше переживать о том, что не исполнил закон, чем жить без всякого закона. Поэтому апостол Павел и говорит: «закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им». Однако эта жизнь соответствующего качества. У некоторых стремление исполнить предписания перерастает в одержимость. Человек начинает придираться к себе и окружающим по всяким мелочам. Стремление к безупречности превращается в навязчивую идею. Быть рядом с такими людьми особенно тяжело.
Потому, слава Богу, что мы христиане. Это не означает что внешний закон для нас не писан. Это означает, что нам доступен и более глубокий уровень общения с Богом и миром. Христос даровал нам благодать. Доступ к ней мы получаем, когда обретаем способность входить вглубь своего сердца. Только здесь, в этом пространстве обитает настоящая вера в Творца. Здесь нет вины, нет стыда, здесь есть радость присутствия Бога. Исполнение Евангелия — путь к этой сокровенной горнице. Как пишет об этом преподобный Макарий Великий: «Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке... здесь душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вологда. Церковь Александра Невского
В 1556 году по указу царя Ивана Грозного в России состоялся многодневный крестный ход с чудотворной Великорецкой иконой святителя Николая. Молитвенное шествие проходило через Вологду. В память о событии в городе построили Никольский храм. Он занял почётное место на высоком берегу реки Вологды. В конце семнадцатого столетия деревянная церковь сгорела, вместо неё построили каменную. А в 1869 году храм получил новое название. На этот раз его посвятили благоверному князю Александру Невскому. Переименование было связано с чудесным спасением жизни императора Александра Второго после покушения на него террористов. Новое посвящение церкви оказалось промыслительным. В 1910 году в Вологде расквартировали военных, и Александро-Невский храм стал принадлежать пехотному полку, который также носил имя благоверного князя. Александровская церковь и сегодня считается воинской, поскольку находится на попечении вологодского казачества.
Радио ВЕРА в Вологде можно слушать на частоте 96,0 FM
Вологда. Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье
До восемнадцатого века здания в городе Вологда в основном строили из дерева, и только храмы возводили в камне. Улицы представляли собой резное кружево деревянного зодчества, в которое жемчужинами вплетены были белокаменные церквушки. Один из таких живописных районов находился вдоль реки Вологды в районе современного Советского проспекта. Он назывался Рощенье — в память о рощах, некогда здесь шумевших. В восемнадцатом столетии на месте леса уже располагались многочисленные прядильные, мыловаренные, маслобойные заводы и особняки их хозяев. До наших дней от слободки сохранилась только церковь Иоанна Предтечи, построенная купцами в 1710 году. Она действующая. Входишь под своды, украшенные древними фресками в синих и золотых тонах — и словно попадаешь в прошлое. И полное название храма — Иоанна Предтечи в Рощенье, хранит информацию об утраченном районе города. Эта церковь — словно живая страница истории Вологды.
Радио ВЕРА в Вологде можно слушать на частоте 96,0 FM