Мне хотелось бы поговорить на очень болезненную тему, но мне кажется, очень важную. Когда в жизни все прекрасно, кажется, что все вокруг счастливы. Когда вынашиваешь ребенка – кажется, что все вокруг беременны. Когда сильно болеешь – замечаешь, что вокруг полно болящих, страдающих разными недугами. Когда у тебя кончаются деньги – становится заметно, как много бедных и неимущих в твоем благополучном любимом городе. И наконец, когда у тебя случается серьезное горе – с твоих глаз как будто спадает пелена. Господь как бы снимает верхний защитный слой с души, и чужая боль вдруг проникает в твою душу – и ощущается, как своя. Тогда ты начинаешь по-настоящему прозревать и сочувствовать совершенно чужим людям. А иногда вспоминаешь, что и любимым-родным в какой-то нужный им момент недодал необходимого им тепла. Однако все это, повторю – когда Господь откроет внутреннее зрение. У некоторых оно просто есть. Другие приходят к этому через скорби.
Скорбь – это та черта, из-за которой смотришь по-другому на людей, оставшихся в счастье. Они очень хотят утешить тебя, помочь. Они очень стараются это сделать. Хочу дать несколько советов тем, кто хочет помочь любовью и правильным словом другу, близкому, родному в беде. Как я уже говорила, между вами черта. Я сама не могла в свое время найти нужных слов, чтобы сказать их своим подругам, потерявшим, например, близких. Зато теперь, оказавшись по эту сторону горя – слышу много слов сочувствия, и могу немного помочь тем, кто их произносит. Это мое личное. Это то, что я в своем горе хотела бы услышать – и чего не хотела бы. Итак, самые популярные и очень неэффективные выражения сочувствия, которые слышать совсем не хочется!
Держись, будет еще больнее (откуда такая статистика, когда больнее уже кажется некуда!)
Ты сильная, ты с этим справишься (почему тогда так хочется найти чье-то плечо, чтобы оросить его слезами?)
За большое счастье надо платить (эй, дружище, сидя в кругу семьи у камина – готов ли ты платить за это счастье?)
Бедненькая моя или наоборот – моя героиня (от первого становится себя еще жальче, от второго хочется отказаться – ордена героя в данном случае неуместны)
Все будет хорошо (неубедительно в острой фазе)…
Просто загляните себе в душу, мои дорогие. Там живут совсем другие слова. Они очень просты. «Я с тобой. Я всегда помогу. Я помню о тебе…» Мне кажется, даже не надо говорить: я молюсь о тебе. Мне кажется, можно просто молиться – оно и так работает…
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.