В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
О псалтири — протоиерей Василий Гелеван.
Все выпуски программы Актуальная тема
Александр Зырянов. «Зима. Дети»
— Маргарита Константиновна, а чем можно камин растопить?
— Андрей Борисович! Там, под лестницей, стопки макулатуры. Они в вашем распоряжении.
— Под лестницей... Сейчас посмотрим... Старые газеты — хорошо! Так, а это что такое?? Маргарита Константиновна, вы только посмотрите, что я нашёл!
— Наверное, клад, Андрей Борисович?
— Можно и так сказать! Линогравюра Александра Зырянова, называется «Зима. Дети». То есть, конечно, её репродукция. Оригинал хранится в Пермской государственной художественной галерее.
— Зырянов автор, вы говорите?
— Да, один из самобытных художников середины двадцатого века, непревзойдённый мастер печатной графики. Казалось бы, техника линогравюры не дает особого пространства для самовыражения. Рисунок наносится на форму, затем отпечатывается на бумаге. Но мастеру как будто удалось преодолеть технические ограничения, настолько его творения живые, неординарные.
— Позвольте, посмотрю. Да, я помню эту картинку, ещё с детства. В самом верху, на заднем плане — дымчато-синяя стена дома, виден только первый этаж. А основное пространство — просто белая бумага, не тронутая краской. Это двор, занесённый снегом. На чистом листе — серо-голубые силуэты деревьев и многочисленные играющие дети.
— Как же такая замечательная репродукция попала в макулатуру?
— Наверное, случайно, во время ремонта. Специально выбросить я, конечно, не могла, слишком иллюстрация мне нравилась. Помню, мама вырезала её из какого-то журнала, наклеила на картон, обрамила и повесила у меня над кроватью. Я просыпалась и разглядывала ребятишек. Меня удивляло и волновало сочетание бледного ландшафта с яркими фигурками мальчишек и девчонок.
— И действительно! Дом и деревья полупрозрачные, как будто условные, снег никак не обозначен, он просто подразумевается. А у детей чёрные и синие шубки, жёлтые, красные, лиловые шапочки, шарфики, штанишки. Странное ощущение вызывает этот контраст. Как будто малыши играют не во дворе перед домом, а вне времени и пространства.
— Да-да-да, словно это некий заповедный мир детства. Вы сейчас помогли мне понять то, что я не могла объяснить себе, когда была маленькая. Удивительный художник. Я не припомню — он, кажется, из столицы?
— В Москве Александр Зырянов только учился, в Суриковском институте, это было в пятидесятых годах двадцатого века. Родом он с Урала, из села Покровского Свердловской области. А после окончания учебы поселился в Перми.
— Значит, и работа «Зима. Дети» там была создана?
— Да, в 1967 году. В продолжение цикла, который художник посвятил городу. Он тогда выпустил альбом «Пермь в гравюрах Александра Зырянова».
— Выходит, я в детстве любовалась пермским двориком. А была уверена, что это родная Москва.
— Такова удивительная особенность графики Александра Зырянова. В его работах каждый узнаёт то, что ему близко. Художник словно стирает условную разницу между людьми и подчеркивает то, что нас всех роднит. На картине «Зима. Дети» каждый маленький герой переживает первый опыт привязанности и симпатии, обиды и её прощения.
— И так ли уж важно, где происходит действие картины — в Москве ли, в Перми, в Туле или в Новгороде. Линогравюра Александра Зырянова подсказывает, что все внешние обстоятельства — только декорации главного действа, становления человека! Повешу-ка я её вновь над кроватью, как в детстве. А вы, Андрей Борисович, всё-таки затопите, пожалуйста, камин. Вечера нынче прохладные...
Работу Александра Зырянова «Зима. Дети» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Стихи из прошлого. Илья Муромский
Это был обычный школьный день. Я тогда учился в 10-ом классе. На одном из уроков я заметил, что мой одноклассник начал быстро что-то писать на листке, вырванном из тетради. Эта бумажка с парты моего одноклассника начала переходить из рук в руки по всему классу. Каждый, кто её читал, начинал безудержно смеяться, глядя в мою сторону. Я понял, что там написано про меня и явно это были не добрые слова. Когда листок оказался у моего соседа через парту, я исхитрился и вырвал этот листок.
Начав читать, я не поверил тому, что там было написано. Внутри появилась резкая боль, ощущение пустоты, а лицо стало гореть. Весь листок был исписан неприличными стихами про меня, и чем дольше я их читал, тем сильнее смеялся весь класс. «Зачем он со мной так? Зачем же так унижать?» — думал я. Голова разболелась, душа отказывалась принимать случившееся.
Через неделю про эту историю никто из класса не вспоминал, правда, некоторые одноклассники, видя моё огорчение, подходили ко мне и говорили: «Да ладно тебе, он не со зла это сделал, а так, по-дружески. Ты что юмора не понимаешь?» Однако мне всё равно было тяжело отпустить ситуацию. Я все думал — за что? И наконец вспомнил, как сам когда-то поступил точно так же со своим другом.
Мы с ним ходили на борьбу, и однажды я при всех начал зачитывать переложенное на неприличный манер детское стихотворение Агнии Барто про плюшевого Мишку, которого уронили на пол. Только вместо мишки я подставил имя своего друга, добавив несколько обидных строк. Он был младше меня. Услышав мои шутки, не смог сдержаться и заплакал, а я стоял и не понимал, почему он расстроился. Я же не со зла. Я же по-дружески. Кажется, я не попросил тогда прощения.
Преподобный Симеон Новый Богослов как-то сказал: «Кто, творя грехи, не сокрушается о них и, Бога не боясь, не кается в них, не утесняет себя за них постом и бдениями и не молит о них Бога, тот не жди прощения от милостивого и благоутробного Судии Бога».
Как часто случалось, что мы, даже не задумываемся о том, что совершили зло по отношению к своему ближнему. Сколько раз стояли и недоумевали: «А в чём я провинился?». Забываем о своем поступке, продолжая жить дальше, ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Но нераскаянный и непрощённый Богом грех страшен тем, что спустя время, может вернуться тебе и ударить неожиданно, исподтишка в тот момент, когда ты меньше всего этого ожидаешь.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
16 декабря. О грехе пустословия
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие».
О грехе пустословия — священник Роман Федотов.
Все выпуски программы Актуальная тема