У нас в гостях были председатель отдела Московской митрополии по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Марк Ермолаев и режиссер Елена Ляпичева.
Мы говорили о том, как в людях из поколения в поколение передается любовь к Родине, почему уважение к предкам и родной земле важно воспитывать, в том числе через кино, а также разговор шел о служении священников в зоне военных действий.
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, дорогие наши слушатели! Меня зовут Кира Лаврентьева. И сегодня в этом часе в студии Светлого радио с нами протоиерей Марк Ермолаев — председатель военного отдела Московской митрополии. Здравствуйте, отец Марк.
о. Марк
— Здравствуйте.
К. Лаврентьева
— И Елена Викторовна Ляпичева — режиссер, генеральный директор кинокомпании «Свет». Елена Викторовна, добрый вечер.
Е. Ляпичева
— Добрый вечер.
К. Лаврентьева
— Сегодня собрались мы поговорить о теме непростой. Казалось бы, она такая сейчас понятная и многое можно услышать о ней, но хочется максимально естественно и максимально сердечно поговорить о таких внутренних, глубоких вопросах, как патриотизм, любовь к Родине, преемственность поколений, служение ближнему своему. И когда я перед нашей программой отца Марка спросила про патриотизм, он говорит: «Вы знаете, я даже не знаю, что сказать, потому что это как врача спрашивают, зачем он людей спасает — вот он их спасает с утра до ночи, а этот весь пафос бесед о спасении людей ему чужд». Но тем не менее отец Марк согласился, что разговор такой необходим, потому что это все же такие понятия, какие-то прошитые, наверное, сквозь нас, и все равно, так или иначе, нам надо о них разговаривать, пусть даже это очевидно.
о. Марк
— Нам нужно разобраться в этом.
К. Лаврентьева
— Нам нужно разобраться, что такое патриотизм. И вот вы, как человек, который сейчас непосредственно взаимодействует с вооруженными силами, вы занимаетесь тем, что отправляете священников на фронт, сами бываете на фронте, то, наверное, видите ребят патриотично настроенных чаще, чем мы, здесь сидящие в студии. И, конечно, отец Марк, хочется спросить о том, что такое подлинный патриотизм, когда тебе не до разговоров, не до сантиментов каких-то, не до какой-то романтики, а ты каждую секунду своей жизни проводишь в таком подвиге реальном, может быть, нелицеприятном, может быть, с некрасивым лицом, но подвиге.
о. Марк
— Я бы здесь ключевым понятием, которое даёт энергию вообще именно действовать так, как вы говорите, наверное, бы употребил слово «любовь» в её самом возвышенном смысле. Этому нас и Евангелие учит, что у любви есть некоторая степень, её наивысшее проявление, когда за друзей своих отдаёшь жизнь. Наверное, это ключевое понятие и вокруг него стоит обращаться, чтобы разобраться в данных вопросах. Первые подразделения, с кем мы взаимодействовать начали таким системным образом, это подразделения добровольческие, сформированные из жителей Луганской и Донецкой республики. Вот для них, наверное, вопрос о том, брать ли оружие в руки и идти защищать свой дом, свою семью, своих близких, он вообще не стоял, потому что для них это реальность очевидная была, они своими ушами слышат вот эти разрывы, находясь у себя дома, они знают лично тех, кто пострадал, тех, кто им показал пример, уже проторил эту дорогу к подвигу, они помнят тех, кто стал жертвами вот этой агрессии, поэтому вот их патриотизм, он такой живой, практический. И ещё раз повторю: дилеммы для них не было, для тех, кого мы встречали. Не каждый, конечно, находит в себе силы оставить привычный образ жизни и взвалить на себя все тяготы воинской службы и выполнение боевых задач, связанных с постоянным риском, с постоянным стрессом, с холодом, болью. Конечно, не все это сделали и под одну гребёнку всех никогда не причешешь. Но вот в этих людях просто сработало такое чувство, и я думаю, что они теорией вряд ли занимались, разбирая понятие для себя, патриот я или не патриот, что такое патриотизм, что такое любовь к Родине и прочее. Долг, который взял и в человеке пробудил вот эти силы, человек пошёл, рискуя отдать свою жизнь. Кто-то уже отдал, а у кого-то это реальность, с которой он просто работает и живёт.
К. Лаврентьева
— В экстремальной ситуации человек, как правило, остаётся с тем, что он за всю жизнь накопил. И так получается, что очень часто люди, которые очень много говорят о чём-то (и себя к ним отношу), они как раз непонятно ещё, как себя поведут в экстремальной ситуации, а на фронте мы видим ребят, которые, может быть, не знают учения Церкви, может быть, они не так часто бывали в храме, кто-то, может быть, и причастится первый раз именно там, на фронте, но они проявляют куда большую любовь и куда большую веру, чем люди, которые пока думают что-то о себе, но ещё не проверили себя в ситуации, где жизнь и смерть всегда рядом, и вот это, отец Марк, конечно, вопрос, на самом деле, каждому из нас. Я разговаривала с одним священником, он говорит: «Понимаете, одно дело, когда мы молимся, пока храмы открыты, и когда мы говорим о вере, когда нет гонений на Церковь. А другое дело, когда пойдут эти гонения, вот с чем ты останешься, как ты себя поведёшь? Вот о чём надо молиться — чтобы тебе не смалодушествовать, чтобы тебе не струсить, и чтобы тебе не уйти в какое-то отчаяние, во многом паническое».
о. Марк
— Во многом с этим сейчас непосредственно столкнулись члены приходов Украинской Православной Церкви.
К. Лаврентьева
— Да, это рядом.
о. Марк
— При этом я подтверждаю, что в экстремальных ситуациях человек может проявить себя неожиданно для себя самого, и вдруг в нём действительно открываются какие-то качества, которые в другой ситуации никогда бы не проявились. Вот я не могу себе представить среднего нашего юношу лет двадцати-двадцати пяти, который своих друзей, с кем каждый день, допустим, разговаривает, беседует, встречается, они общие там какие-то преследуют, цели, задачи, чтобы, например, уходя, он их перекрестил. Вот вы часто видели это?
К. Лаврентьева
— Нет, конечно.
о. Марк
— А в боевых условиях это нормальная ситуация. Вот как священник благословляет, только он не складывает персты свои, а троеперстным таким благословением он своего друга взял и перекрестил, вот это трогает. И я, когда это увидел первый раз, на меня произвело впечатление серьёзное.
К. Лаврентьева
— Скажите, пожалуйста, отец Марк, ещё вопрос: священники проявляют ли сейчас много дерзновения в сторону фронта, хотят ли они ехать на фронт? Сколько ездит туда священников? Я не прошу там цифр каких-то, но просто в процентном соотношении, по сравнению с началом СВО, есть ли приток желающих священнослужителей?
о. Марк
— Эта цифра нарастала у нас, видимо, до какого-то определённого уже размера доросла и более-менее стабилизировалась. Я могу сказать за тех, кто относится к зоне моей ответственности и компетенции. Вот у нас в Московской митрополии сформирован такой отряд, порядка восьмидесяти человек-священнослужителей, которые вошли в программу, благословлённую Святейшим Патриархом, программу духовного окормления воинских подразделений СВО, в наименование которых по инициативе самих военных включены имена святых Русской Православной Церкви. Вот эти люди прошли отбор, они прошли подготовку определённую, проверили себя уже в боевых условиях, и стабилизировалось вот такое число. Если коротко о программе сказать, то подразделения очень разные, их порядка тридцати, они разные, от бригады — это крупный такой воинский организм, — до роты. Вот у нас есть три роты: Иоанна Воина, Георгия Победоносца рота и Сорока мучеников Севастийских, они разные, две из них медицинские, одна инженерная. Если вернуться к тому, о чём вы говорили, у священнослужителей инициативы очень много, но не любая инициатива, конечно, может быть реализована, иногда внутренний порыв священника не может вылиться во что-то действительно реальное, вот его присутствие в войсках, например, из-за необходимости ему быть на приходе чаще. Не у всех здоровья хватает для этого.
К. Лаврентьева
— То есть желание есть, но возможности нет иногда?
К. Лаврентьева
— Да, вы очень просто и ясно всё сформулировали, то, что я хотел так долго и нудно изложить.
К. Лаврентьева
— Нет, я как раз хотела спросить, какие условия должны быть соблюдены, чтобы священник попал на фронт?
К. Лаврентьева
— Есть определённые правила: это подготовка по тактической медицине, подготовка, связанная с освоением правил и навыков нахождения в боевых условиях экстремальных, кроме того, есть ещё и определённые проверки, которые проходят священнослужители, и вообще любой человек, который оказывается в зоне СВО, здоровье его должно быть подтверждено медицинской справкой и получены соответствующие благословения от своего архиерея, и в Синодальном военном отделе он должен тоже пройти определённую процедуру оформления.
К. Лаврентьева
— Священник на фронте занимается непосредственно исповедью, Причастием, крещением?
о. Марк
— На две части можно разделить, такие более-менее равные. Первая его миссия — пастырская, связанная с исполнением треб, совершением Таинств, духовного такого влияния на воинский коллектив или на отдельного солдата, утешение, какое-то вдохновение. И вторая часть, она связана с гуманитарной миссией. Вот Святейший Патриарх на этом делает особенный акцент, что священник должен быть неким таким связующим звеном между нашим церковным тылом, где происходит сбор гуманитарной помощи, изготовление каких-то необходимых предметов бытовых, от окопных свечей, сетей, инструмента какого-то — и воинами, которые в этом всем нуждаются. Во-первых, передача самой заявки, просьбы, что сейчас необходимо конкретно в этот сезон, в этом месте, в этом коллективе. Второе — это доставка гуманитарного груза. Кроме того, священник, который хорошо подготовлен с точки зрения тактической медицины, например, может оказать помощь замполиту, актуализируя вот эти сведения, навыки, подавая какой-то пример, ведь есть такое свойство у человека — привыкать, в том числе и привыкать к опасности. Есть правила, необходимые для соблюдения. Например, турникет или жгут, в таком месте расположенный на одежде, куда в любое время, в любом положении ты сможешь дотянуться, чтобы самому себе помощь оказать или непосредственно тому, кто нуждается в этом, но это не очень удобно, поэтому первое время какое-то его носят, а потом откладывают, теряют и прочее. Аптечка — ну вот болтающийся этот подсумок, он тоже мешает, его тоже снимают. Священник может в данном случае быть таким напоминателем и показывать пример. Даже вот есть у нас примеры: некоторые священники, офицеры профессиональные, которые проводят занятия по тактике, связанной с обеспечением безопасности в боевых условиях, в том числе некоторые занимаются хозяйственной работой в свободное время, наводя порядок в расположении или участвуют в приготовлении пищи. Очень много священников, которые оказываются в полевых госпиталях первой помощи, они такие вот медицинские функции на себя берут, точнее санитарные даже. Много работы у священника, без дела не сидят там на передовой.
К. Лаврентьева
— То есть такое практическое применение. Удивительно, я даже не знала, хотя у нас было много военных священников на программе, но они больше говорят о своих впечатлениях от нахождения в зоне военных действий, но никто почему-то не вдавался в эти подробности, а это очень интересно.
о. Марк
— Ну, отдельный жанр — это получение впечатлений. Этим, конечно, занимаются все.
К. Лаврентьева
— Общение с ребятами — это действительно потрясает абсолютно всех.
о. Марк
— Да, это разные судьбы, но это везде, понимаете? Я бы здесь не проводил какой-то чёткой границы. Нет более трагических судеб у человека на фронте или, например, здесь, в обычной гражданской жизни, трагедии, радости...
К. Лаврентьева
— У каждого свой крест, да?
о. Марк
— Везде полный набор.
К. Лаврентьева
— Никто ничего не умаляет, да.
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. В этом часе с нами протоиерей Марк Ермолаев —р председатель военного отдела Московской митрополии, Елена Викторовна Ляпичева — режиссёр, генеральный директор кинокомпании «Свет». Елена Викторовна, вы к нам пришли с очень интересной повесткой, и в целом мы говорим о патриотизме, о любви к Родине, как таком глубинном каком-то понятии, не лубочном. И если отец Марк к помощи Родине, к помощи фронту относится с практической стороны, то вы пытаетесь помогать и освещать эту тему культурно. Вы снимаете фильм, который называется «На круге», в рамках вашей кинокомпании «Свет». Расскажите, пожалуйста, об этом своём проекте, почему вы начали этим заниматься, что вы хотите этим фильмом показать, кто там снимается и какой сюжет?
Е. Ляпичева
— Фильм «На круге» — это фильм о преемственности героического подвижничества и воинского служения России на примере одной казачьей семьи. Фильм основан на реальных событиях исторических, мы взяли за основу конкретную семью. Так получилось, что мы снимали ранее фильм «Русская жертва» о воинском и духовном подвиге героев-десантников 6-й роты. Почему о духовном подвиге? Потому что они-то совершили подвиг как раз вот этой любви, за други своя положив свои жизни, мы вот об этом рассказывали. Командир разведки, такой был герой России Алексей Воробьёв, который ещё в четырнадцать лет написал в своём дневнике такие слова, что «мои предки были казаки, они всегда воевали за Россию, служили России, защищали её и воевали за веру, царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине, как это делали мои предки-казаки». И вот мы, уже сделав фильм об этом герое и о героях 6-й роты, решили посмотреть историю подвига их предков. Дед Алексея — казак с Дона, который воевал в Первой мировой войне, был награждён «Георгием» и в Великой Отечественной войне принимал участие. Отец его, он Алексей тоже — десантник, и ныне здравствует. Сам Алексей, погиб в 2000 году, совершив этот подвиг, он ценой своей жизни спас солдат. Дед передал ему боевую шашку, и Алексей брал её с собой, в палатке она у него находилась. И несколько таких человек было в составе 6-й роты, которые привозили с собой вот такие исторические боевые шашки, как символ традиции своих боевых предков. И у нас появилось желание рассказать об этой истории, связать эту историю с нынешней, пока мы это делали, началась специальная военная операция. А сын Алексея закончил тоже десантное училище в честь памяти отца, и тоже сейчас служит Родине. И сложилась уже такая история. Но мы взяли всё-таки образ собирательный, это не образ конкретной семьи, это не документальный фильм, фильм игровой, потому что это на самом деле история, которая случается во многих воинских семьях, но для нас важно было, что это не только передача воинских традиций, но прежде всего традиций духовных, которые определялись, как нам кажется, и корнями этих ребят историческими казачьего рода, потому что действительно у казаков это прежде всего преемственность такая — защита веры православной и верность присяге, казачьи такие были уставы. Ну и определялись они теми мощными духовниками, которые тогда были у казачества во время Первой мировой войны, в начале века, в годы испытаний, каковым являлся духовник казачества и священномученик известный наш, прославленный Церковью, его день памяти 26 марта, Николай Попов — это большой подвижник Донской земли, он и целитель был, и очень многое сделал для образования и просвещения казачества, и всей своей подвижнической жизнью он как бы призывал казаков и к любви ко Христу, любви к Родине, к верности присяге, чести. И вот те семена, которые посеяны были в этой семье, у прадеда, у этого молодого героя нашего, они сегодня взращиваются через поколения, они сегодня работают на фронте нашем и защищают Россию, потому что мы считаем, что наш главный щит — это вера, и как это видно, что через поколения прорастают эти семена, посеянные еще тогда такими мощными духовниками. А сегодня вот отец Марк рассказывает, как священники продолжают эту традицию, тоже являясь духовниками ребят, помогая им причащаться, спасая их души, можно сказать, а без веры ведь нет нашей победы. Вот об этом в основном наш фильм.
К. Лаврентьева
— Отец Марк, вопрос задам: на самом деле есть же понятие некоей духовной «валюты», хотя я его не очень люблю, ну вот такого духовного капитала, что если твои предки молились, если твой прадед воевал, если у тебя корень, род, он как бы был укреплен в некоторой степени духовно, патриотически, то даже если тебе никто ничего не говорил, ты в какой-то момент просто встанешь и пойдешь отдавать душу, по крайней мере, готов будешь отдать жизнь за други своя. Вот это так работает, отец Марк, или это я сейчас просто романтически так все гипертрофирую?
о. Марк
— Здесь могут быть очень разные мнения, можно спорить или соглашаться с оппонентами, в каком-то случае — да, в каком-то случае — нет.
К. Лаврентьева
— Ну, за тебя молятся предки, вот и сработало, вот и услышал Господь.
о. Марк
— А есть примеры такие, когда никто не молится. Человек, например, обрел веру, происходя из среды совершенно не христианской. У нас же разные народы живут, разные культурные традиции, и вдруг человек являет веру внезапно, и что это будет, опровержение? Я бы не теоретизировал в данном случае, что если молятся, то тогда уж — да. А что, если молятся, то ты как-то гарантирован от трусости, от падения, от чего-то еще? Нет, от тебя все зависит, и твоя вся ответственность. Это подспорьем может быть каким-то. Разве обязательно будет очень музыкальным человек, если у него родители, например, композиторы?
К. Лаврентьева
— Ну конечно, нет.
о. Марк
— Вообще никто ничего не гарантирует. Вся ответственность на тебе, и ты кузнец своего счастья, и собственных качеств тоже. Что ты в себе вырабатываешь, то, к чему ты стремишься, то и будет. Так же, как, например, у чемпиона мира по легкой атлетике родится тоже чемпион мира по легкой атлетике? Если он просидит на диване, вряд ли он какие-то спортивные достижения покажет.
К. Лаврентьева
— Елена Викторовна, почему вы занимаетесь именно этой темой? Несмотря на то, что фильм игровой, я так понимаю, что они у вас все равно как-то основываются на реальных людях, на реальных событиях, вы все равно берете в пример конкретных людей, конкретных святых, которые вы уже назвали, которых вы уже нам немножечко подсветили. Почему вдохновляет эта тема конкретно вас, в чем личный момент? Простите за такой вопрос, но нельзя его не задать в рамках нашей программы, потому что действительно очень важно понимать, почему человек занимается этим, почему вкладывает туда душу, сердце, энергию жизненную.
Е. Ляпичева
— Вы знаете, ну потому что мы, как я сказала, прошлую работу посвятили воинскому подвигу 6-й роты, и работая над тем фильмом, вы не представляете, сколько у нас чудес произошло в группе съемочной, у нас ребята принимали крещение. Например, мальчик играл этого героя России, а поскольку Алексей был верующий, он принял крещение, чтобы сыграть эту роль, и очень много таких было.
К. Лаврентьева
— Ничего себе, он так проникся?
Е. Ляпичева
— Да, проникся актер. И мы были под большим впечатлением, мы пытались восстановить и хронику той ночи, но для нас был, конечно, упор прежде всего в этой вере, поэтому у нас в фильме есть кадры, где принимали ребята крещение перед тем, как уходить, многие крестились в Вы́бутах, на родине княгини Ольги, отец Олег Тэор был духовником тогда их дивизии. И вот эти все случаи, конечно, то, что потом они свершили такой подвиг, и потом мы, когда узнаем из дневника вот этого Алексея, который анализировал историю нашей страны, вообще он должен был стать историком, но он так любил Родину, он говорил, что хочет отдать свою жизнь за Родину, как его предки, его решение такое было. Эта история, она на многие годы нас потрясла, и хотелось ее продолжить в предках, в их будущем, в настоящем, в прошлом, то есть эту линию общую как бы провести. Мы сейчас тоже в фильме проводим линию, перемешаются у нас сцены боев Первой мировой войны с настоящей войной, со спецоперацией.
К. Лаврентьева
— Ничего себе. То есть такие параллельные линии, переплетающиеся время от времени?
Е. Ляпичева
— Да, вот об этом.
К. Лаврентьева
— Удивительно, то есть вы снимаете два времени, получается?
Е. Ляпичева
— Да.
К. Лаврентьева
— Это сложный жанр. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, у нас в гостях протоиерей Марк Ермолаев — председатель военного отдела Московской митрополии, и Елена Викторовна Ляпичева — режиссер, генеральный директор кинокомпании «Свет». Меня зовут Кира Лаврентьева, мы вернемся после короткой паузы. Пожалуйста, не переключайтесь.
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Напоминаю, что у нас в гостях протоиерей Марк Ермолаев — председатель военного отдела Московской митрополии, и Елена Викторовна Ляпичева — режиссер, генеральный директор кинокомпании «Свет». Меня зовут Кира Лаврентьева. Отец Марк, а как вы думаете, патриотизм можно воспитать книгами, фильмами, разговорами?
о. Марк
— Не только можно, а еще и нужно. Нужно с самого юного возраста давать воспитание, не обязательно его называть патриотическим, не обязательно какой-то предмет чтобы был в рамках программы школьной, внеурочной или какой-нибудь там еще, но воспитывать знакомством как раз с примерами, чем Елена Викторовна и увлечена сейчас, именно для широкой общественности под такими разными, может быть, углами рассматривать личность тех, кто патриот не по названию, а по сути по своей. И та идеология, которая сегодня навязывается, причем сопровождаемая все время заявлениями о том, что идеологии быть не должно, на самом деле она очень агрессивно сегодня внедряется в сознание и в души молодых людей, это идеология либеральная, противоположная патриотической. Вот патриотизм в христианском смысле слова, он может быть, наверное, так вот, на контрасте с либерализмом, выражен следующим образом, что для патриотизма в центре интересов не я, а тот, кого ты любишь, тот, кому ты готов посвятить себя. Либерализм, наоборот, к сожалению, даже в законодательстве это закреплено, что человек, его свобода и жизнь — главная ценность государства. То есть я, оказывается, главная ценность для всех, и когда это внушается, то патриотизму место может и не остаться совсем. Можно слово «патриотизм» вообще ни разу не употреблять, но, если будет воспитан человек и наше общество воспитано, так, что самое важное — это не ты, а тот, кто перед тобой, и тот, за кого ты ответственен, тогда можно это слово вообще просто забыть, если оно кого-то раздражает. Главное — жить так, чтобы действительно люди смотрели друг на друга и видели образ Божий в каждом встречном.
К. Лаврентьева
— Елена Викторовна, как вы думаете, какое значение имеет такое вот культурное воспитание подрастающего поколения? Можно ли как-то действительно воздействовать, или это уже для более взрослых людей, может быть, этот фильм уже для более таких сознательных граждан, а для детей, наверное, нужно какие-то другие подходы искать, как вы считаете?
Е. Ляпичева
— Мне кажется, что для детей, для подростков тоже важно воспитание именно такими фильмами и произведениями, книгами, потому что, смотрите, сколько было таких замечательных фильмов и советских у нас.
К. Лаврентьева
— Там вообще потрясающие фильмы.
Е. Ляпичева
— Да, те же самые «Летят журавли», «Баллада о солдате...»
К. Лаврентьева
— «Офицеры», «Судьба человека».
о. Марк
— «Подвиг разведчика».
Е. Ляпичева
— Это фильмы, которые поднимали дух, там хочешь-не хочешь, ты смотришь и плачешь, поднимается дух, и сколько мальчишек после этого в военные училища пошли, это же понятно. И, кстати, после подвига той же самой роты, сколько много заявлений было подано в Рязанское училище, потому что это дух поднимает у ребят, это просто важно, и мы ответственны за ту продукцию, которую они смотрят, потому что от этого зависит судьба нашего будущего поколения, каким оно будет.
К. Лаврентьева
— Ну, отец Марк, тут тонкий момент, ведь очень многие люди сейчас говорят о том, что надо жить по Евангелию, а война — это всегда убийство, и вот где же тут патриотизм истинный, если фактически человек человека убивает? Это такая очень болезненная тема, но я не могу её сейчас не затронуть, раз уж мы честно говорим на эту тему.
о. Марк
— Это не противоречит Евангелию. Дело в том, что служение ближним — вот что является сердцевиной в данном случае духовного обоснования того, когда человек берёт оружие в руки, это в глубоком противоречии находится тому способу войны, когда главным мотивом являются деньги, или когда человек просто как на сафари едет, например, вот ему сама обстановка нужна, ему нужен драйв такой, опасность, адреналин, вот тогда, конечно, здесь ничего евангельского нет, и оправдывать это было бы священнику совершенно несвойственно. Но я начал в начале передачи об этом говорить: есть те, кто пошли защищать реальных людей, которых они знают, любят, это их родственники, их друзья, ближние, соседи, а есть те, кто из отдалённых регионов, и тоже пошли именно с этим же чувством, потому что им небезразлично, это вообще свойство русского человека, он не будет спокоен («русского» в данном случае такой собирательный образ, скажем, принадлежащего к нашей культуре, к нашему русскому миру), а ведь он черпает свои смыслы-то все в Евангелии, мы не можем успокоиться, если кому-то плохо, если где-то несправедливость, если где-то страдают и льётся чья-то невинная кровь, мы не будем никогда спокойны, мы должны пойти и как-то встать в эту среду, войти, чтобы прекратить зло, и таких большинство, какое здесь противоречие Евангелию? Абсолютно нет. Но мы вот тем нашим подопечным воинам говорим, я однажды услышал эти слова от генерала внутренних войск, там был артиллерийский дивизион, который отправлялся с полигона уже на выполнение боевых задач, я удивился, это должен был священник сказать, а не генерал, он сказал: «Война — это око за око и зуб за зуб, это Ветхий Завет, не застряньте в нём. Вы должны, когда выполните боевую задачу, стать снова людьми Нового Завета». Это меня потрясло, я под таким углом никогда не смотрел. Но, к сожалению, война — это такая реальность, такое зло, от которого человечество не может, хотело бы, но не может избавиться, которое погружает нас в такую духовную атмосферу, не новозаветную совсем, утонуть в ней очень опасно.
К. Лаврентьева
— В злости, в гневе.
о. Марк
— Да, утонуть, проникнуться, этого нельзя допустить с духовной точки зрения, нужно остаться человеком даже в средоточии вот этого бесчеловечия.
К. Лаврентьева
— Спасибо, отец Марк. Елена Викторовна, вы сказали, что фильм и о Первой мировой, и о нынешней специальной военной операции — скажите, пожалуйста, почему Первая мировая, а не Вторая, почему выбрали ещё эпоху дореволюционную? Я не просто так это спрашиваю, потому что очень люблю императора Николая II, и мне вообще очень больно от всей этой ситуации с Первой мировой войной, от всего чудовищного предательства, которое было осуществлено, когда она была уже практически выиграна, и от всех дальнейших событий. Наверное, мы тут все такие, всем больно, всем тяжело, и поэтому не могу не спросить, почему выбрали именно эту тему.
Е. Ляпичева
— Во-первых, у нас Великая Отечественная война тоже там есть, эпизоды о Сталинграде...
К. Лаврентьева
— Всё-таки все войны XX столетия?
Е. Ляпичева
— Да, крупные. Ну, и потому что его прадед Иван, как раз нашего героя молодого, как раз-таки тоже защищал Сталинград и освобождал Херсонес, когда освободили Херсонес, он сказал, что «освобождено сердце Родины». А что касается Первой мировой войны: мы начали свою историю с 1914 года, как раз это было время, когда своей деятельностью подвижнической занимался отец Николай и готовил на фронт молодого Ивана, нашего героя, прадеда молодого потомка этой семьи. И те подвиги, которые там он совершал, это тоже были подвиги любви, то есть за други своя, потому что они всегда защищали прежде всего своих бойцов, своих солдат и защищали свою Родину, это, конечно, тоже подвиг именно христианской любви. У батюшки Николая Попова в проповеди такие слова были, он предупреждал, что не бывает свободы без Христа. Свобода без Христа приведет к братоубийственной войне и ко всеобщему разрушению, это он накануне говорил о революции, и все-таки это произошло. Так же точно и война тоже, без Христа это совсем другое состояние души — состояние войны.
К. Лаврентьева
— Без Нового Завета, да?
Е. Ляпичева
— Когда совершаются подвиги за други своя, и сейчас уже многие наши молодые бойцы это сделали, на наших глазах все это происходит, вот этот подвиг любви, как говорится в Евангелии, это же высшая любовь есть, именно отдать жизнь свою за други своя. Кроме того, вы сказали, что любите императора Николая II, и у нас тоже там затронута эта история предательства, которое там произошло. И затронута история, как прадед Алексея попал в госпиталь, где служила сестра государя великая княгиня Ольга Александровна, и он там познакомился с ней близко очень, а потом сыграл большую роль в спасении их из Киева, когда их вывозили с матерью, со вдовствующей императрицей, из Киева в Крым, спасали их, там как раз принял участие его дед-казак. Эта история у нас тоже в фильме есть.
К. Лаврентьева
— А как вы на этих людей вышли замечательных?
Е. Ляпичева
— Ну вот так ниточка началась через Алексея Воробьева нашего, того героя, который погиб, а потом познакомились с великой княгиней Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой, она тоже консультировала наш фильм. И сейчас много нам помогает Петр Валентинович Мультату́ли. Это очень державная такая история, и все трагические страницы, и героические страницы, они вместе связаны там, получается.
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Уважаемые слушатели, в этом часе с нами протоиерей Марк Ермолаев — председатель военного отдела Московской митрополии, и Елена Викторовна Ляпичева — режиссер, генеральный директор кинокомпании «Свет». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор, местами непростой, но очень волнительный. И о чем мне хочется еще спросить: отец Марк, ну ведь фактически у тебя есть жизнь, ты молод, у тебя, может быть, даже есть жена и ребенок маленький, который только-только родился, у тебя масса перспектив впереди, по крайней мере, теплая кровать, еда, свет, тепло в квартире. Какие-то, в общем, вполне обычные вещи: теплая вода в душе, возможность помыться, возможность поспать, возможность поесть, у тебя рядом близкие. Что побуждает человека, действительно, пойти и сознательно взять на себя подвиг нечеловеческих условий? То есть одно дело, когда мы говорим о любви к Родине, мы говорим о том, что вот он пошел исполнять свой долг — это, с одной стороны, все понятно. А для людей, которые понимают, что они, в общем-то, сейчас свою жизнь могут просто вот отдать, а она могла бы быть такой прекрасной и долгой, это действительно может быть очень-очень серьезным выбором, болезненным выбором.
о. Марк
— Записывайте: значит, 21,5% идут подписывать контракт, понимаете?
К. Лаврентьева
— Я знаю, что контрактников очень много, поэтому и спрашиваю вас об этом.
о. Марк
— Вот я общался с очень разными людьми, задавая им вопрос: как ты здесь вообще оказался? Ни одного похожего ответа нет.
К. Лаврентьева
— Каждый раз своя история?
о. Марк
— Каждый раз своя история, своя трагедия, свой какой-то удивительный подвиг или еще что-то. Но, поверьте, я ни разу не встречал человека, который пошел туда решить свои экономические проблемы.
К. Лаврентьева
— Да, это вообще... Мыслей таких нет ни у кого, мне кажется.
о. Марк
— Я бы не делал выводов. На меня произвело впечатление одно такое признание, когда так сложились отношения в семье, что решил хлопнуть дверью и доказать всем, что он так вот может. А потом, оказавшись в других условиях, совсем другие мотивы нашел, уже достойные, вот это тоже бывает. Как нет двух одинаковых судеб, так же и двух одинаковых путей, когда много человек пришли в одну и ту же точку, но каждый своей дорогой. Поэтому говорить о статистике не приходится, очень по-разному. Еще раз говорю, вот регионы, где война прямо у тебя во дворе, это одна ситуация. У многих есть предусмотренные законом обязанности, когда ты вот просто обязан это сделать. Да, и такие есть тоже. Есть те, кого так свербило, когда они наблюдали за всей новостной повесткой, что там происходит, что они просто пошли.
К. Лаврентьева
— Я знаю такие, случаи, да.
о. Марк
— У третьих какие-то очень личные мотивы. Кого там больше, я не знаю. Есть такое, что действительно, оступившись в жизни, получил шанс такой уже сидя, в тюрьме, как-то исправиться, сделать что-то большое, великое, не считать самого себя ничтожеством, пошел ради этого. Но это все трансформируется, и если человек в одном состоянии принял решение, потом у него меняется очень многое. Там очень разные люди, точно так же, как на одной и той же станции метро: сейчас вот одних больше, потом поезда ушли, людей увезли, привезли других, уже другой состав совсем. Ну такой вот ответ без ответа.
К. Лаврентьева
— Сколько людей, столько судеб, столько выбора.
о. Марк
— Абсолютно. С некоторыми, когда они приходят и разговаривают о своей жизни, делятся, просто надо послушать и поплакать вместе, с кем-то порадоваться и вдохновиться, что красивый действительно человек духовно, вот сколько он пережил и остался при этом таким вот мощным, действительно честным человеком, ну все есть вообще.
К. Лаврентьева
— Вы знаете, отец Марк, я же по роду своей деятельности очень много с людьми разговариваю, с разными, обычными и простыми, теми, кто на радио не ходит, и этим летом мы много времени провели как раз в Херсонесе, в Севастополе, там мой муж восстанавливал Свято-Владимирский собор, вы упомянули Херсонес, у меня сразу так сердце ёкнуло, и я очень много разговаривала с севастопольцами. Понятно, что мы там сидели тоже под дронами, там очень сильное ПВО, поэтому молодцы они, но тем не менее, ты слышишь эти взрывы, ты слышишь эту бесконечную работу ПВО в определенные часы, особенно ночью, мы там с детьми. Ну, то есть я не вижу в этом героизма с нашей стороны, потому что люди там вообще живут, для нас это такой просто опыт — посмотреть на мир немного другими глазами. И вот у меня такое впечатление сложилось вообще за последние месяцы общения с этими людьми разными, и у нас здесь, в Москве, что люди устали от какой-то мишуры. Устали от слов, устали от странных разговоров, устали от бесконечных коучей, курсов, ресурсов, повышения собственного личностного развития, устали от обмана тотального, отовсюду, из каждого утюга, и как-то очень хочется правды Божьей какой-то, и поэтому, когда сейчас православное кино выходит в кинотеатрах, туда валом идёт народ, я была этому свидетелем. Когда ведутся какие-то разговоры, и человек чувствует в них правду, он в них участвует, а вот какие-то шоу уже хочется выключить. И это не какое-то моё личное ощущение, у меня сложилось это впечатление, и я это для себя воспринимаю, что, наверное, мы немножко просыпаемся, что мы немножко трезвеем от какого-то морока, в котором находилось общество последние годы. Есть ли надежда такая, как вы думаете, отец Марк?
о. Марк
— Да, надежда есть. И мы обсуждали вопрос спящей веры, это такое состояние, в котором может находиться современный человек, к сожалению, таких немало, и что вот эти военные условия, они провоцируют пробуждение веры, этого духовного мотива, которым человек в жизни руководствуется, вот он что-то делает или не делает просто потому, что у него есть система нравственных ценностей. Я очень большую надежду возлагаю на то, что вот ребята вернутся с фронта, и недостатка этой соли — соли земли, можно было бы так определить, что вот этот морок, вот эти наши устремлённости пустые, постоянная мишура в жизни осолится всё-таки.
К. Лаврентьева
— Правды Божьей хочется, да?
о. Марк
— Потому что, действительно, там не до мишуры. Потом снова будет проявляться негатив у нас, возможно, но инерция всё-таки какая-то будет, что ребят сюда, на гражданку, принесут ту правду, которая там в таком обострённом виде присутствует, и она вот — способ жить.
о. Марк
— Да, спасибо, отец Марк. Точнее, конечно, сказать сложно, поэтому очень здорово, что именно вы сегодня пришли к нам в студию. И, наверное, на гражданке, как вы говорите, каждому из нас нужно делать то, что мы можем. Вот Елена Викторовна, например, снимает фильм потрясающий, я видела немного выдержек, фотографий. Елена Викторовна, что нужно сделать, чтобы фильм как можно скорее вышел на экраны кинотеатров? Что нужно сделать, чтобы он вышел в прокат?
Е. Ляпичева
— Мы сейчас работаем над его производством и снимаем, у нас есть поддержка Министерства культуры. Но мы хотели бы обратиться к нашим единомышленникам, партнёрам возможным, с тем, чтобы помочь нам завершить его, потому что нужна и поддержка средствами также.
К. Лаврентьева
— То есть банально нет просто средств закончить работу над фильмом?
Е. Ляпичева
— Да, потому что он большой, объёмный, он три эпохи такие большие вскрывает. Играют достойные актёры у нас: Андрей Мерзликин, Башаров Марат, Иван Стебунов Петра Харитоновича, брата батюшкиного играет, Сергей Маховиков, Ирина Безрукова. В общем, состав такой достойный актёров православных, которые со знанием играют, свои образы передают.
К. Лаврентьева
— Елена Викторовна, а как можно помочь фильму, как можно помочь вам? Вот если кто-то сейчас нас услышал и как-то вот неравнодушно отнёсся, что нужно сделать для этого — найти в интернете информацию о кинокомпании «Свет» и там же выйти через него на вас, так?
Е. Ляпичева
— Может быть, через вас как-то, через Радио ВЕРА?
К. Лаврентьева
— Да, тогда пишите письма, дорогие друзья, пожалуйста, на Радио ВЕРА, мы уже сориентируем.
о. Марк
— А потом, когда фильм выйдет, обязательно сходите в кинотеатр.
К. Лаврентьева
— Да, обязательно сходите в кинотеатр.
о. Марк
— К сожалению, у нас не очень кассовыми получаются добрые вот такие фильмы духовные. Смотрят их многие, но уже смотрят, когда они в свободном доступе в интернете, а нужно поддержать, ногами проголосовать, рублём проголосовать — прийти и купить билет, чтобы эти вложения оправдались.
Е. Ляпичева
— Верно, батюшка, спаси Господи.
К. Лаврентьева
— Да. Елена Викторовна, а сколько нужно ещё снимать его по времени? Вот на каком он этапе сейчас находится?
Е. Ляпичева
— По времени осталось снимать немного нам, три месяца.
К. Лаврентьева
— Самый финал?
Е. Ляпичева
— Да.
К. Лаврентьева
— То есть надо немножечко, возможно, поднажать материально. Дорогие друзья, давайте, кто может, подключайтесь! Спасибо огромное за этот разговор. Действительно, у нас сейчас очень много всего разного идёт в кинотеатрах, но, честно говоря, когда выдаётся свободная минутка туда сходить, или хочется сходить, ты открываешь афишу и понимаешь, что, в общем, ноги не несут туда тебя, потому что очень много чего-то бессмысленного, пустого, и поэтому надо поддерживать настоящее кино, надо поддерживать то, что действительно влияет на душу и воспитывает человека в хорошем смысле этого слова. Образование — от слова «образ», образовывает человека. Спасибо, отец Марк. Спасибо, Елена Викторовна.
о. Марк
— Благодаря нашей встрече вся ситуация вот эта переменится в стране, после эфира всё будет совершенно по-другому.
К. Лаврентьева
— Давайте будем в это верить. Тут капля, там капля, да, отец Марк? Каждый на своём месте делает то, что может.
о. Марк
— Это было самое главное, вот всё, теперь живём в другом обществе, смотрим вот такие фильмы, читаем возвышенные книги. (смеется)
К. Лаврентьева
— Ну, потихонечку всё равно меняется. Сейчас «Верные» вышли на экран, фильм Дебижева «Крест» вышел. Ну, то есть уже как-то ситуация переламывается, будем верить, что и «На круге» выйдет скоро.
о. Марк
— У соли есть такое свойство, что её не должно быть больше, чем самого продукта, и мы, как правило, замечаем только её отсутствие. Когда её должное количество, мы не замечаем, так и должно быть. Поэтому вот этот вклад, который вы делаете, он очень необходим, хотя, может быть, и не такой уж великий по размеру.
К. Лаврентьева
— Да, но мы все делаем, что можем.
Е. Ляпичева
— Благодарю вас тоже.
К. Лаврентьева
— Спасибо огромное. В этом часе с нами были протоиерей Марк Ермолаев — председатель военного отдела Московской митрополии, Елена Викторовна Ляпичева — режиссёр, генеральный директор кинокомпании «Свет». Меня зовут Кира Лаврентьева, мы прощаемся с вами до следующей недели, всего доброго и до свидания.
о. Марк
— До свидания.
Е. Ляпичева
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
- «Духовник в жизни христианина». Священник Роман Федотов, Алена Федотова
- «Молодежь — бунт, или ответственность?» Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема