
У многих из нас, я думаю, бывает так, что собеседник говорит что-то обыденное, и его речь, на первый взгляд, не вызывает подозрений, а мы почему-то испытываем смутное ощущение ловушки. Если да, то, возможно, перед нами манипуляция.
Давайте порассуждаем, что означает это слово. Оно произошло при слиянии двух латинских слов — «манус», рука, и «пелере» — толкать, приводить в движение. Иными словами, управлять. Но главное в том, что манипуляция — это не простое воздействие, а скрытое. Не зря в словаре синонимов парой данному слову является существительное «обработка». Манипулятор управляет собеседником, используя тайные приемы.
Можно ли понять, когда вами манипулируют? Да, если вы чувствуете, что вас исподволь заставляют делать или ощущать не то, что вы хотите.
Психолингвисты выявили около 100 манипулятивных способов. Например, ультиматум, неправильная трактовка слов собеседника, давление на чувства жалости и вины. Возможно, вы слышали такие фразы: «Мне так тяжело, а ты меня совсем не жалеешь» или: «Если бы ты меня любил, ты бы так не сделал».
Один из скрытых приемов — это приём «сам такой». Например, приятель опоздал на встречу, а на ваше резонное недовольство он парирует: «Ой, ну ты что, сам никогда не опаздывал?» Разновидность подобной манипуляции — когда вам пытаются доказать, что так делают все или, наоборот, никто. К примеру, вы захотели воплотить мечту — научиться играть на барабанах. А вам говорят: «Взрослые люди такими вещами не занимаются».
Если возникло ощущение, что за словами собеседника скрывается желание управлять вами, скажите, например, так: «Мне не нравится, когда мной манипулируют, я не хочу продолжать разговор в таком ключе». А иногда стоит и вовсе резко прервать общение. Ведь манипуляция — это давление на волю человека и неуважение к его чувствам. Давайте очистим наше общение от таких вот «приёмчиков», чтобы оно было открытым и доверительным.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема