У многих из нас, я думаю, бывает так, что собеседник говорит что-то обыденное, и его речь, на первый взгляд, не вызывает подозрений, а мы почему-то испытываем смутное ощущение ловушки. Если да, то, возможно, перед нами манипуляция.
Давайте порассуждаем, что означает это слово. Оно произошло при слиянии двух латинских слов — «манус», рука, и «пелере» — толкать, приводить в движение. Иными словами, управлять. Но главное в том, что манипуляция — это не простое воздействие, а скрытое. Не зря в словаре синонимов парой данному слову является существительное «обработка». Манипулятор управляет собеседником, используя тайные приемы.
Можно ли понять, когда вами манипулируют? Да, если вы чувствуете, что вас исподволь заставляют делать или ощущать не то, что вы хотите.
Психолингвисты выявили около 100 манипулятивных способов. Например, ультиматум, неправильная трактовка слов собеседника, давление на чувства жалости и вины. Возможно, вы слышали такие фразы: «Мне так тяжело, а ты меня совсем не жалеешь» или: «Если бы ты меня любил, ты бы так не сделал».
Один из скрытых приемов — это приём «сам такой». Например, приятель опоздал на встречу, а на ваше резонное недовольство он парирует: «Ой, ну ты что, сам никогда не опаздывал?» Разновидность подобной манипуляции — когда вам пытаются доказать, что так делают все или, наоборот, никто. К примеру, вы захотели воплотить мечту — научиться играть на барабанах. А вам говорят: «Взрослые люди такими вещами не занимаются».
Если возникло ощущение, что за словами собеседника скрывается желание управлять вами, скажите, например, так: «Мне не нравится, когда мной манипулируют, я не хочу продолжать разговор в таком ключе». А иногда стоит и вовсе резко прервать общение. Ведь манипуляция — это давление на волю человека и неуважение к его чувствам. Давайте очистим наше общение от таких вот «приёмчиков», чтобы оно было открытым и доверительным.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема