
В 2023-м году в Москве, на ВДНХ, открылась масштабная выставка-форум «Россия». На ней регионы нашей страны продемонстрировали свои достижения в сфере науки, технологий, экономики и хозяйства. Интересно, что подобные мероприятия начали проводиться ещё в Российской империи. Так, например, во второй половине XIX века, в 1872-м году, в Москве состоялась Политехническая выставка — одна из крупнейших в отечественной истории, которую современники называли грандиозным праздником науки и труда.
Идея выставки была такова: доступным образом показать широкой публике, как научные достижения Российского государства воплощаются в жизнь. Инициатором выступило Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского Университета. Организаторы смотрели в будущее — по их задумке, выставка должна была положить начало созданию в Москве просветительского научного Политехнического музея. С высочайшего одобрения императора Александра Второго, после нескольких лет тщательной подготовки, 30-го мая 1872 года состоялось торжественное открытие выставки. Её приурочили к празднованию двухсотлетнего юбилея со дня рождения Петра Великого. Вокруг Кремля вырос целый город — экспонаты разместились в Манеже, Александровском саду, на Варварской площади и набережной Москвы-реки — вдоль Кремля до Москворецкого моста. Общая площадь выставки таким образом составила около 20 гектаров!
Открытие началось с молебна. Затем прозвучала кантата Петра Ильича Чайковского, которую композитор написал специально для этого торжественного момента. После официальной части посетители разошлись по павильонам, которых на выставке было более 80-ти. Действовали 25 отделов: ботаники и садоводства, лесоводства, почт и телеграфов, детских учреждений, геолого-минералогический, морской, военный и многие другие. Чего только не было на этой выставке — от чертежей, моделей и схем до готовой продукции: например, паровозов или пароходов. Известный железнодорожный предприниматель Пётр Губонин представил публике удивительное по тем временам новшество — вагон-садок для перевозки живой волжской стерляди. Свежую рыбу из этого вагона тут же, на выставке, готовили для всех желающих. В павильоне кондитера Кацараки посетители наблюдали за работой машины по производству шоколада. Ювелир Овчинников демонстрировал модель ботика Петра Первого из чистого серебра. А в павильоне фабрики медных и железных изделий промышленника Короткова можно было увидеть образцы флюгеров для храма Христа Спасителя. В рамках выставки работал научно-популярный лекторий и читальня. Выставка продлилась всё лето. За это время её успели посетить около восьмисот тысяч человек.
Несколько дней, с 7 по 11 июня, провёл на Политехнической выставке главный гость — император Александр II. Газеты писали: «Государь весь свой приезд в Москву посвятил выставке как делу большой государственной важности». Так оно и было: выставка продемонстрировала научную и техническую мощь русской державы. Большинство экспонатов выставки 1872 года вошли впоследствии в экспозицию Политехнического музея. Их можно найти там и сегодня. И увидеть, как шагала в ногу со временем и прогрессом Российская империя.
Все выпуски программы Открываем историю
- Покровский собор. История создания
- Харьковский институт благородных девиц
- Россия на Всемирной выставке
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема