Томаса Барнардо называли отцом ничьих детей, а помощь, которую он оказывал маленьким сиротам - крестовым походом против беспризорности. Сорок лет своей жизни благотворитель отдал спасению мальчишек и девчонок. Он не только давал им крышу над головой, он дарил шанс на достойную жизнь.
Томас родился в 1845 году в Дублине. С юности готовил себя к миссионерской работе и переехав в Лондон, стал учиться на врача. К этому времени ситуация с обездоленными детьми в Англии приобрела масштаб катастрофы. Общество било в набат. Не услышать его Барнардо не мог. Он писал: «Казалось, рука самого Господа отдёрнула завесу, скрывавшую от моих глаз невзгоды жалкой ребячей жизни на улицах Лондона».
В 1870 году Томас открыл свой первый воспитательно-образовательный дом для мальчиков. Над его входом висел плакат: «Нуждающемуся ребёнку тут никогда не будет отказано». В поисках детей Барнардо ходил по бедным кварталам Лондона, ночами с фонарём в руках обследовал крыши, где спали беспризорники. В детский дом Томас никого не привозил насильно. Мальчики приходили сами и в любой момент могли уйти. Только никто из них этого не делал. Ведь попадали они не в обычный приют с тюремными нравами, а в учреждение, где было интересно.
В доме имелись начальная и средняя школы, ремесленные мастерские, обучающие профессии столяра и сапожника, пожарная команда, оркестр и даже театр. Были и спортивные кружки, в которых мальчишки играли в футбол и занимались боксом. Кроме детей, в доме постоянно жили преподаватели. Питомцев разбивали на группы, и за каждой присматривал свой воспитатель. Дисциплина поддерживалась строгая, почти армейская. Но Барнардо понимал: с мальчиками иначе нельзя.
А вскоре в пригороде Лондона Томас открыл и деревню для девочек. На территории своего поместья он построил 65 коттеджей. Барышни тоже жили небольшими группами с воспитательницей во главе. Но в отличие от мальчиков, им разрешали заводить домашних животных. Учебный процесс и здесь был напряжённым. Из воспитанниц готовили гувернанток, учительниц, сестёр милосердия. Высокопрофессиональных выпускниц этого приюта приглашали работать даже в королевский дворец.
Всего за неполных восемь лет Барнардо сумел создать полсотни детских домов. Все они содержались за счёт пожертвований. Поиском спонсоров Томас занимался постоянно. И отказать настойчивому доктору, который переживал за каждого своего питомца, мало кто мог. Барнардо сам был отцом семерых детей. Он прекрасно понимал, что семью ребёнку не может заменить никто. Поэтому находил малышам приёмных родителей. Семейство самого Барнардо переживало трагедию. Одна из дочерей доктора родилась с синдромом Дауна. Страдания девочки сподвигли отца и на строительство домов для больных детей.
Идя в ногу с новым, 20-ым веком, Томас открыл специальное военно-морское училище. Туда он определял подростков-хулиганов и решал сразу две проблемы: спасал общество от малолетних правонарушителей и готовил прекрасные кадры для флота. Мальчики-моряки могли не беспокоиться о своём будущем. Им гарантировалась интересная и безбедная жизнь.
Томас Барнардо, создавший за свою жизнь 112 детских домов, мечтал о временах, когда в приютах не будет нужды. Об этом болело его сердце. В 1905 году оно перестало биться. Шестьдесят тысяч человек, которым доктор не дал погибнуть, прийти на похороны, конечно, не могли. Но такого скопления людей, как в тот хмурый день, Лондон, пожалуй, не помнил. Давно уже проехал траурный кортеж, а люди всё стояли, не надевая шляп, утирая слёзы печали и благодарности.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер