Томаса Барнардо называли отцом ничьих детей, а помощь, которую он оказывал маленьким сиротам - крестовым походом против беспризорности. Сорок лет своей жизни благотворитель отдал спасению мальчишек и девчонок. Он не только давал им крышу над головой, он дарил шанс на достойную жизнь.
Томас родился в 1845 году в Дублине. С юности готовил себя к миссионерской работе и переехав в Лондон, стал учиться на врача. К этому времени ситуация с обездоленными детьми в Англии приобрела масштаб катастрофы. Общество било в набат. Не услышать его Барнардо не мог. Он писал: «Казалось, рука самого Господа отдёрнула завесу, скрывавшую от моих глаз невзгоды жалкой ребячей жизни на улицах Лондона».
В 1870 году Томас открыл свой первый воспитательно-образовательный дом для мальчиков. Над его входом висел плакат: «Нуждающемуся ребёнку тут никогда не будет отказано». В поисках детей Барнардо ходил по бедным кварталам Лондона, ночами с фонарём в руках обследовал крыши, где спали беспризорники. В детский дом Томас никого не привозил насильно. Мальчики приходили сами и в любой момент могли уйти. Только никто из них этого не делал. Ведь попадали они не в обычный приют с тюремными нравами, а в учреждение, где было интересно.
В доме имелись начальная и средняя школы, ремесленные мастерские, обучающие профессии столяра и сапожника, пожарная команда, оркестр и даже театр. Были и спортивные кружки, в которых мальчишки играли в футбол и занимались боксом. Кроме детей, в доме постоянно жили преподаватели. Питомцев разбивали на группы, и за каждой присматривал свой воспитатель. Дисциплина поддерживалась строгая, почти армейская. Но Барнардо понимал: с мальчиками иначе нельзя.
А вскоре в пригороде Лондона Томас открыл и деревню для девочек. На территории своего поместья он построил 65 коттеджей. Барышни тоже жили небольшими группами с воспитательницей во главе. Но в отличие от мальчиков, им разрешали заводить домашних животных. Учебный процесс и здесь был напряжённым. Из воспитанниц готовили гувернанток, учительниц, сестёр милосердия. Высокопрофессиональных выпускниц этого приюта приглашали работать даже в королевский дворец.
Всего за неполных восемь лет Барнардо сумел создать полсотни детских домов. Все они содержались за счёт пожертвований. Поиском спонсоров Томас занимался постоянно. И отказать настойчивому доктору, который переживал за каждого своего питомца, мало кто мог. Барнардо сам был отцом семерых детей. Он прекрасно понимал, что семью ребёнку не может заменить никто. Поэтому находил малышам приёмных родителей. Семейство самого Барнардо переживало трагедию. Одна из дочерей доктора родилась с синдромом Дауна. Страдания девочки сподвигли отца и на строительство домов для больных детей.
Идя в ногу с новым, 20-ым веком, Томас открыл специальное военно-морское училище. Туда он определял подростков-хулиганов и решал сразу две проблемы: спасал общество от малолетних правонарушителей и готовил прекрасные кадры для флота. Мальчики-моряки могли не беспокоиться о своём будущем. Им гарантировалась интересная и безбедная жизнь.
Томас Барнардо, создавший за свою жизнь 112 детских домов, мечтал о временах, когда в приютах не будет нужды. Об этом болело его сердце. В 1905 году оно перестало биться. Шестьдесят тысяч человек, которым доктор не дал погибнуть, прийти на похороны, конечно, не могли. Но такого скопления людей, как в тот хмурый день, Лондон, пожалуй, не помнил. Давно уже проехал траурный кортеж, а люди всё стояли, не надевая шляп, утирая слёзы печали и благодарности.
1 декабря. О личности Николая Лобачевского

Сегодня 1 декабря. В этот день в 1792 году родился русский математик Николай Лобачевский.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Николай Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его мать рано вдовела, на ее попечении осталось трое детей. Все они поступили в гимназию при Казанском университете, потому что только там дети разночинцев могли получать образование бесплатно. Любовь к математике проявилась в нем в ранние годы. Он самостоятельно изучал труды Гаусса, Лежандра и других великих математиков. На лекциях он скучал и скоро вообще перестал их посещать. На формирование его личности сильно повлияла смерть его брата Александра, который утонул у него на глаза. Медики долго пытались вернуть утопшего к жизни, но не смогли. После этого Лобачевский забросил математику и решил стать врачом. В течение двух лет, пропадая в анатомическом театре, он пытался изобрести универсальную математическую формулу, которая смогла бы помогать человеку в любых недугах. Конечно, ему это не удалось. Несколько раз за время учебы он был на грани исключения из университета за худое поведение. То он ездил по университетскому саду верхом на корове, то дрался с доносчиками, а однажды на спор даже перепрыгнул через преподавателя, опираясь ему на плечи. Однако всегда находил в себе защитников среди профессоров, признававших его гениальность. В молодости, часто сталкиваясь с человеческой несправедливостью, а в зрелом возрасте, с насмешками над своими трудами, он стал отождествлять ее с Богом, не умея различить божественное от человеческого. Пройдя путь от студента Казанского университета до ректора, он оставил гениальные труды по астрономии, физике, алгебре, математическому анализу и гиперболической геометрии. Благодаря ему мы теперь знаем, что параллельные прямые все же пересекаются где-то там в бесконечности. Своим ученикам он оставил завет, земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний и передать его другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О неотложности духовной жизни
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите».
О неотложности духовной жизни — священник Николай Дубинин.
Господь своим ученикам говорит прямо. Настанет время, когда вы захотите меня увидеть, но уже не сможете, не будет у вас такой возможности. И размышляя над этими строками Евангелия, нужно задать себе вопрос. А не случается ли так в нашей духовной жизни, когда мы откладываем на потом то, что нам дано сегодня? Например, нам дана возможность свободно посещать храм, богослужение, причащаться, исповедоваться, крестить своих детей. Подумать только, еще несколько десятилетий назад это было невозможно. Невозможно было ходить открыто в храм, крестить и так далее. За это гнали, за это сажали в тюрьмы. И вот наша ответственность, как христиан, состоит в том, чтобы дар Божий не обесценить, не превратить его в обыденность, не замылить глаз, наша степень ответственности в том, чтобы этот дар мы всегда берегли и благодарили Бога за этот дар и воспринимали его как дар. Поэтому обязательно нужно приучать себя еженедельно посещать храм, регулярно причащаться и благодарить Бога за то, что нам сегодня дано.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема











