«Секреты счастья многодетной семьи». Священник Святослав, Ирина, Марина и Сергей Черные-Малкины - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Секреты счастья многодетной семьи». Священник Святослав, Ирина, Марина и Сергей Черные-Малкины

Секреты счастья многодетной семьи (02.12.2024)
Поделиться Поделиться
Священник Святослав, Ирина, Марина и Сергей Черные-Малкины в студии Радио ВЕРА

У нас в гостях была семья Черных-Малкиных: многодетные родители священник Святослав и Ирина, а также бабушка и дедушка Марина Николаевна и Сергей Петрович.

Наши гости поделились своими воспоминаниями о приходе к вере и первых шагах в Церкви. Кроме того, мы говорили о секретах счастья многодетной семьи и о выстраивании отношений между разными поколениями.


А. Леонтьева

— Добрый светлый вечер! Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях семья Черных-Малкиных, нас необычно много, сейчас я попробую всех перечислить. Священник Святослав, клирик храма Рождества Христова поселка Родники Раменского района Коломенской епархии, его матушка Ирина. Добрый вечер, дорогие.

о. Святослав

— Добрый вечер.

И. Малкина

— Добрый вечер.

А. Леонтьева

— А также с нами и с вами бабушка и дедушка семьи — Сергей Петрович и Марина Николаевна. Сергей Петрович и Марина Николаевна — врачи, а сейчас Сергей Петрович, что меня очень заинтересовало — председатель пчеловодного общества города Жуковский. Добрый вечер.

Сергей Петрович

— Добрый вечер.

Марина Николаевна

— Добрый вечер.

А. Леонтьева

— Давайте, знаете, с чего начнём: мы вчера немножечко поговорили с отцом Святославом и матушкой об истории вашей семьи, скажем так, до бабушек и дедушек, и мне показалось, что она очень необычная, у всех очень многодетная, и можно вот шаг назад, и радиослушателям представить ваших родителей, отец Святослав и Ирина.

о. Святослав

— Мама моя сейчас живёт в Ивановской области, город Кинешма, моя родня оттуда, бабушка и дедушка оттуда, и мы тоже своей семьей всегда приезжаем к маме в гости, на каникулы, в отпуск летом.

А. Леонтьева

— У вас тоже многодетная, семья, да?

о. Святослав

— Да, три ребёнка в семье, я старшим был, и ещё две сестрёнки. Вот одна, младшая, в Кинешме живёт, другая в Иваново.

А. Леонтьева

— Ирина, а у вас?

И. Малкина

— А у нас пятеро детей, я старшая, вот как раз мама с папой с нами, семья многодетная.

А. Леонтьева

— Вас очень много, если вас собрать всех вместе, это, наверное, будет какое-то огромное семейство.

И. Малкина

— Ну да, и у нас с батюшкой семеро детей.

А. Леонтьева

— Да, я забыла сказать, что у батюшки с матушкой ещё и семеро детей-погодок практически.

И. Малкина

— Получается, у нас со всех сторон многодетные семьи, и вот у батюшки тоже, его дядя, с которым он очень близок, у них тоже трое детей в семье, все наши ближайшие родственники, у всех многодетные семьи.

А. Леонтьева

— Это как-то связано с христианством, или это откуда идёт такая линия?

о. Святослав

— Я думаю, что да, когда Господь даёт, надо всегда с любовью принимать.

А. Леонтьева

— То есть у вас верующие родители, вы изначально из верующей семьи?

о. Святослав

— У нас это от дяди, дядя первый пришёл к вере, дедушка военный, дядя военный, и вот в процессе, как он закончил военную академию, как-то начал искать веру, это в начале 90-х было примерно.

А. Леонтьева

— В начале 90-х воцерковлялись, как и мы.

о. Святослав

— Да, все воцерковлялись, искали какую-то духовность, веру, и кто-то ему посоветовал обратиться к отцу Николаю Кречетову, храм на Болвановке, в центре Москвы, тогда храм только отдали, он рядом с фабрикой «Ротфронт», и он был в таком разрушенном состоянии, дядя сюда пришёл, и отец Николай очень помог ему, покрестил его, и он уже стал осознанно ходить в храм, мы тогда жили все вместе: мама, я, дядя, бабушка.

А. Леонтьева

— То есть вашу семью привёл к вере дядя?

о. Святослав

— Да, через него. Он пошёл учиться потом в Свято-Тихоновский институт православный, я ещё тогда в школу ходил, и он просил: «помолись за меня, сейчас экзамены», какие-то книги интересные него были православные, и так вот, равняясь на дядю, тоже заинтересовался, мы с ним ходили в храм, там помогали, он распечатывал какие-то чинопоследования службы, чтобы ориентироваться в богослужении, тоже было это интересно, что-то подсказывал, и так через дядю вся наша семья пришла к Богу, мы долгое время ходили именно в приход к отцу Николаю Кречетову.

А. Леонтьева

— Как я завидую людям, которые с детства пришли в Церковь, не во взрослом возрасте.

о. Святослав

— Лет пять-шесть мне было.

А. Леонтьева

— Ну да, это вообще ещё детство.

о. Святослав

— А мои сёстры, ни уже, ну, мы ездили тоже к нему в храм жили, сначала в Ясенево, в Чертаново, то есть в спальных районах, а всё равно по выходным ездили в центр на службу, там с коляской.

А. Леонтьева

— Матушка, а в вашей семье как произошел вот этот приход? Кто кого привёл?

И. Малкина

— Может быть, мама лучше расскажет, я маленькая тогда была.

А. Леонтьева

— С удовольствием послушаем Марину Николаевну.

Марина Николаевна

— Мы сами, наверное, пришли к вере. Я была в поисках после окончания института, мне очень было интересно, как устроен мир, где истина, какие законы в мире. И в начале 90-х годов — в конце 80-х свалилось очень много литературы всякой — эзотерической, нумерология, астрология, я всё это почитывала, и то мне было интересно, и другое, но как-то я чувствовала, что это вот не то, искала, и как-то постепенно-постепенно стала очень интересоваться православием. Но надо сказать, что мама моего мужа — человек верующий, она всегда была верующая и сказала нам, когда родилась Иришка, матушка Ирина, она сказала «вам надо дочку покрестить», и мы сказали «ну надо — покрестим», то есть никакой веры у нас не было, мы просто с ней согласились. Потом у меня родился второй сын, через четыре года, она говорит «надо и его покрестить», и мы, когда приезжали к ней домой, мы там его и покрестили, это были наши первые приходы в храм. А потом, постепенно стали больше ходить, и венчались мы с мужем уже после рождения третьей дочки, ей уже было полтора года, и мы вот тогда только повенчались, созрели, что надо нам уже менять что-то в жизни, это был 96-й год, мы повенчались, и уже воцерковляться стали по-хорошему после венчания. Потом у нас еще двое детей родились через какое-то время, всего у нас пятеро. Мама мужа сыграла такую роль, что она нас как-то сподвигла, при том, что она нас не убеждала, не уговаривала, она как-то так очень тактично действовала, но, может быть, надо было немножечко и понастойчивее, как теперь мне кажется, потому что с тремя детьми все-таки я в храм не ходила, пока они были маленькие, и потом я немножко жалела об этом. А матушка Ирина с нами начала воцерковляться, мы стали ходить в храм, когда она училась в школе, уже сознательным ребенком, и мы воцерковлялись вместе. Она потом начала петь на клиросе, поскольку занималась в школе хорового искусства у нас в городе с пяти лет, и вот она начала ходить на клирос, и все это полюбила, видимо, через церковное пение, но она сама, может, что-нибудь скажет, и мы как-то вместе, рука об руку, так и воцерковились.

А. Леонтьева

— Потрясающе, как много людей, во-первых, приходит к вере через бабушек, которые доносят, вот как мы говорим на радио «белые платочки», которые принесли эту веру через все эти безбожные годы, и через детей. Вот я очень надеюсь, что очень многие молодые люди, которые уходят сейчас из Церкви, может быть, вернутся, когда придут крестить своих детей. Ирина, а вы помните из детства, изменилась как-то жизнь, когда родители стали ходить в церковь, или вы были такая маленькая, что не помните этого?

И. Малкина

— Я боюсь, что не помню совсем, как было до этого. Но я помню первые вот эти наши походы в храм, когда мы еще ничего не знали, стоишь, мало чего понимаешь, но все равно это было такое ощущение всегда очень торжественное и радостное, хорошо в храме было. Помню первый пост, тоже вот бабушка Рая, мама моего папы, она приезжала, всегда гостиницы привозила, а я как раз хотела тогда первый раз попоститься, и только неделю я выдержала, она приехала. у нас там какое-то печенье с молоком или что-то такое, и помню, такая была досада — ах, как я не сдержалась, начала поститься, и вот искушение такое, съела печенье с молоком. (смеется)

А. Леонтьева

— Какой кошмар, да?

И. Малкина

— Да, мне кажется, это класс 5-й, наверное, был или 6-й, не особо-то взрослая была. Но мне очень нравилось на клиросе петь, прямо очень. У нас была нужда в нашем храме, потому что вот этот храм, где у меня родители венчались, он был один-единственный тогда на весь город, а потом еще построился храм, и батюшка вот этот, который их венчал, он ушел в другой храм, а нам назначили нового священника, а к старому священнику ушел хор, и у нас была проблема: приходишь на службу, там петь особо было некому, и как раз под это дело я попросилась, можно ли мне тоже, мне так было интересно и помогать заодно службе, и вот меня благословили, это была большая радость. Там надо было и уставом тоже заниматься, мне приходилось пораньше приходить, брать эти богослужебные указания, там разбираться, и вот я сама учила гласы, мне это было интересно больше всего. И потом, когда надо было куда-то поступать, у меня даже мыслей и не было больше куда еще, только мне хотелось идти на регента.

А. Леонтьева

— Как приятно слушать о таком ровном пути к православию.

А. Леонтьева

— Я напомню, что у нас сегодня большая семья Черных-Малкиных, с нами и с вами священник Святослав, клирик храма Рождества Христова поселка Родники Раменского района Коломенской епархии и матушка Ирина, с нами также дедушка Сергей Петрович и бабушка семьи Марина Николаевна. Продолжим разговор, у меня недавно была такая прекрасная программа с батюшкой про детскую исповедь, и я хотела отца Святослава и матушку Ирину спросить, как ощущается в детстве вот эта первая исповедь, как воспринимается батюшка, какие вообще ощущения от этого? Я не прошу открывать тайну исповеди, просто вот для вас, как для детей? Я-то во взрослом возрасте покрестилась и исповедь тогда была такая, очень формальная.

о. Святослав

— Было так непривычно, конечно, когда тебе уже семь лет, надо подходить на исповедь, приезжаешь в храм заранее, ко всенощной, батюшки читали молитвы к исповеди, такая очередь выстраивается, и вот к отцу Николаю всегда была большая очередь, к другим священникам, тогда отец Алексей Батаногов начинал в этом храме как раз служить, отец Алексей Шишков, к ним было поменьше людей, и кто-то именно к какому-то конкретному батюшке. Отец Николай, он такой известный священник, а мы молодые, в принципе, мы...

А. Леонтьева

— У вас не было столько накоплено, чтобы выбирать батюшку.

о. Святослав

— Да, и к отцу Алексею мы ходили. А так, конечно, такие чувства, что нельзя ничего таить, вот надо сказать, и когда скажешь, как-то сразу на душе легко, светло становится, вот из детства такие воспоминания и переживания детские были.

А. Леонтьева

— Ирина, а у вас?

И. Малкина

— Я как-то не очень помню, честно говоря, вот прямо саму исповедь, но я всегда готовилась к исповеди серьезно, одно время даже какие-то книжки читала, что-то там выписывала.

А. Леонтьева

— Да, вот есть же книжка, где там 98 грехов и...

И. Малкина

— Ну, я как-то по-разному всегда, какое-то время я все выписывала, потом что-то сама пыталась вспомнить, но это всегда был такой серьезный момент, и мне кажется, одно из первых моих воспоминаний в храме, как мы с папой стоим на исповеди в очереди, ждем, такое вот ожидание чего-то.

А. Леонтьева

— Сергей Петрович, а вот как изменилась жизнь, когда вы повенчались, что-то произошло, и как вообще вы пришли к вере и когда? Какие у вас воспоминания?

Сергей Петрович

— Знаете, я как-то по жизни все время чувствовал какую-то подпорочку свою, может, благодаря тому, что в детстве мы с мамой все время в храм ходили, это было. И когда я уже стал взрослым человеком, семья появилась своя, я все время чувствовал: вот надо что-то, раз — и произойдёт. Ну, я вообще человек такой более, может быть, оптимистичный, смотрел на мир через розовые очки, многое не замечал, многое прощал как-то все. Но семейная жизнь, она, конечно, непростая жизнь, то есть два разных человека, они любят друг друга, но у них разное мировоззрение, разные эмоции, разные взгляды на какие-то вещи, и конечно, возникают какие-то трудности, трения, но вот после венчания возникло ощущение, что мы стали именно единым целым, и уже как-то больше прощали друг друга, по крайней мере, так казалось. Хотя иногда я говорю не совсем то, что в глубине, но это грех мой, к сожалению, с которым я борюсь всю жизнь...

А. Леонтьева

— А может быть, это какая-то деликатность?

Сергей Петрович

— Не знаю. В общем, венчание сделало семью более монолитной, более сплоченной, мне так вот казалось и кажется.

А. Леонтьева

— Марина Николаевна, вот у меня к вам вопрос. Знаете, когда семья молодая и у нее очень много детей, конечно, ей нужна помощь, даже вот посидеть с детьми — это огромная помощь, я бы сказала, что просто гигантская. У меня всего трое детей, и то я помню эти моменты, когда меня отпускали в душ или погулять. Вот как помогать детям, но при этом не наступать на их территорию, не начать быть такой властной бабушкой, потому что я вижу, у вас строгий такой вид, вы же, наверное, тоже такая серьезная бабушка.

Марина Николаевна

— Я хочу сказать, что я не очень-то много помогаю семье своей дочери. Я очень много работала, недавно только вышла на пенсию, плюс у меня мама пожилая, инвалид, которая нуждается в помощи, и поэтому я остаюсь с ними иногда изредка: в кино отпустить, в гости, редко-редко это бывает, может, пару раз в год вот они в театр или куда-то, иногда у них получается такое, на занятия привезти-отвезти, погулять иногда. Поскольку я врач, то послушать детей, посмотреть горлышко, назначить какое-то лечение, самое простое, когда не требуется ни скорая помощь, ни какое-то серьезное решение педиатра, что-то срочное, то вот такая палочка-выручалочка в этом плане. А так, в основном, стараюсь не наступать на территорию, хотя, конечно, поначалу более боевая была. (смеется)

А. Леонтьева

— Тем более вы врач, я представляю, что рождается ребёнок: «так, ты и это не так делаешь, это не так делаешь».

Марина Николаевна

— Ну, не знаю.

Сергей Петрович

— Нет, у нас такого не было, чтобы мы лезли, вот не так пеленаешь, еще что-то не так. Мы еще с самого начала жили отдельно, поэтому избежали.

Марина Николаевна

— Да, они жили отдельно, вместе мы не жили, и я просто, может быть, такой человек, что сначала немножко брала на себя ответственность где-то поучать своего зятя, было у меня такое, но дальше я поняла, что этого делать не надо, он очень это воспринимал так, неспокойно, но, в общем-то, наверное, правильно делал.

Сергей Петрович

— Он это адекватно воспринимал. (смеются)

Марина Николаевна

— И, в общем, они сами по себе в том плане, что они всё решают сами. Иногда, конечно, Ириша может посоветоваться в каких-то вопросах, в основном, с детьми что-то, но мы на их территорию не заходим.

А. Леонтьева

— У меня такой традиционный вопрос к родителям семерых детей: где вы находите своё время, свою тишину, свой покой, время друг для друга, или это пока только снится?

о. Святослав

— Когда детей спать выложим, в пол-одиннадцатого...

И. Малкина

— ... и до часу ночи, тогда тишина. Но получается это за счёт сна иногда, ну хоть поговорить, посмеяться. У нас соседи за стенкой даже просыпаются, когда мы начинаем что-нибудь обсуждать бурное, прошедший день, они начинают ворочаться за стенкой.

о. Святослав

— А так мы тоже стараемся собираться вместе, и на праздники Сергей Петрович, Марина Николаевна нас приглашают в гости, у них большая квартира. Обычно мы к ним приходим на Новый год.

И. Малкина

— Четыре комнаты и большая кухня, большой зал, мы там все помещаемся.

Сергей Петрович

— Ну, уже с трудом начинаем помещаться.

А. Леонтьева

— Я не представляю, если даже при очень большой кухне, это сколько у вас вообще людей получается?

Марина Николаевна

— Я хочу сказать, что когда я приглашаю к себе на рождения или обязательно мы собираемся на Новый год, как правило, если только не полегли все дети с болезнью, и на Рождество, вот это у нас прямо традиция, это, конечно, огромный стол, потому что, если только приходят мои дети, со своими внуками, у меня ещё у дочки...

А. Леонтьева

— Давайте посчитаем, сколько получается.

Марина Николаевна

— Вообще, у меня восемь внуков пока, вот Ирина старшая, у неё семеро, она, конечно, самая у нас многодетная. Дальше у меня ещё три сына есть, у которых детей нет. И у дочки один ребёнок пока, она пять лет только замужем. И, конечно, если приходят дети и внуки, это уже стол под двадцать человек, это все готовить, отмечать. Новый год и Рождество всегда у нас, эта традиция пошла ещё, когда у нас были дети маленькие, все они занимались музыкой, как-то вот так сложилось. Я закончила музыкальную школу, муж ничего не заканчивал, но он очень хорошо пел, участвовал в конкурсах в школе, потом сам научился играть на гитаре, в общежитии, где жил, он пел, и это меня тоже, конечно, привлекло, мне очень нравилось, как он поёт. И потом у нас были семейные праздники, когда дети всё время концерты показывали музыкальные. Девочки учились на фортепиано, сын один на гитаре, другой на скрипке, третий на кларнете, и были концерты. И вот сейчас эта же традиция, то же самое, вот Святослава и Ирины все дети занимаются музыкой, тоже фортепиано, аккордеон, флейта ещё, два мальчика на аккордеоне и один на флейте. И это всегда концерты, девочки танцуют, все остальные играют, стихи читают, такая традиция у нас.

о. Святослав

— Праздники проходят очень весело, в тёплой семейной обстановке. А когда летом мы приезжаем, то собираемся у мамы тоже. У одной моей сестры трое детей, у младшей двое детей, и тоже мы собираемся там за большим столом летом все вместе. У мамы, получается, двенадцать внуков.

А. Леонтьева

— Вас надо в столбик прямо складывать, потому что это совершенно невозможно посчитать, сколько всего в семье детей и взрослых. Я хотела приоткрыть тайну: в этом году, который назван Годом семьи, семья Черных-Малкиных поучаствовала в национальном проекте «Это у нас семейное». Это проект, который призван был объединять семьи через общие дела, и ещё там была такая задача пространства для сближения поколений, там должно было участвовать не менее трёх поколений. Вот как вы решились, кто был инициатором, как вы вообще пришли в этот проект?

И. Малкина

— Просто пришло письмо с «Госуслуг» на почту, что есть такой конкурс, и там главный приз пять миллионов рублей, ещё всякие ценные подарки, какие-то там конкурсы, путешествия и всё такое, и главное, что это государственный конкурс. А мы как, жизнь какая у многодетной семьи: обед приготовил, ужин приготовил, со школы встретил, уроки сделал, спать уложил, погулял, и так каждый день. И вот иногда нужно как-то жизнь обновить, новые какие-то впечатления, и мы им очень заинтересовались, я у мужа спросила, он вроде не против был, потом мы спросили у родителей, они тоже не против, и вот мы начали участвовать. Там сначала был несколько месяцев дистанционный этап, надо было делать разные задания, и ты их сделал, и снимаешь по ним фильм, но надо было обязательно, чтобы все были, вот ты зарегистрировал там, сколько у тебя человек в команде, столько-то детей, ты на них на всех анкету составил, фотографии, родители, бабушки, дедушки, и дальше все задания, какие ты делаешь, ты должен делать всей этой компанией, если там кого-то нет, то задание не засчитывается. Надо было, чтобы были все здоровы, в хорошем настроении, красиво одеты.

А. Леонтьева

— И так несколько месяцев?

И. Малкина

— Да, но ты можешь это делать когда угодно, допустим, ты собрался один раз и сделал сразу два задания.

о. Святослав

— У нас была проблема, что дети заболели, и все заболели, и мы не можем собраться.

И. Малкина

— Да, сначала мы так взялись бодренько, потом мы заболели, где-то полтора месяца мы болели по очереди, вся семья, все дети, взрослые, потом бабушки с дедушками. Потом мы решили, что, наверное, это все ерунда, ничего не получится, и мы как-то последние задания делали уже так, тяп-ляп. И когда потом эти итоговые баллы посчитали, нам пришло, что мы не вошли в полуфинал, что у нас баллы низкие, и мы как-то расслабились, ну не вошли и не вошли, ладно, поучаствовали. Но потом вдруг в апреле батюшке на почту приходит письмо: «а вы попали в полуфинал».

А. Леонтьева

— Ничего себе!

И. Малкина

— Да, неожиданно, то ли баллы пересмотрели, то ли кто-то там отказался. И надо было уже частью команды, там уже не все, но не меньше шести человек, и надо было ехать, уже на «ЦСКА Арене» был полуфинал. Собирались семьи разные из шестнадцати регионов...

о. Святослав

— Больше всего из Москвы и Московской области.

А. Леонтьева

— Больше доехало, наверное.

о. Святослав

— Там тоже в зависимости от баллов, которые набирает команда, она проходит уже в такой очный полуфинал.

А. Леонтьева

— Слушайте, судя по тому, как все оживились, это было на самом деле событие в жизни семьи, и я хотела бы продолжить ещё немножко об этом поговорить, но сейчас важная информация на Радио ВЕРА. Напомню, что сегодня у микрофона Анна Леонтьева, и у нас в гостях семья Черных-Малкиных: священник Святослав, клирик храма Рождества Христова посёлка Родники Раменского района Коломенской епархии, матушка Ирина, а также дедушка и бабушка семьи — Сергей Петрович и Марина Николаевна, вот в таком огромном составе мы сегодня, вернёмся к вам через минуту.

А. Леонтьева

— «Светлый вечер» продолжается, сегодня с нами и с вами семья Черных-Малкиных: священник Святослав, клирик храма Рождества Христова поселка Родники Раменского района Коломенской епархии, его матушка Ирина, а также дедушка и бабушка семьи — Сергей Петрович, Марина Николаевна. Сергей Петрович и Марина Николаевна — врачи, и ещё такой интересный штрих: Сергей Петрович — председатель пчеловодного общества города Жуковский, к этому тоже мне хотелось бы вернуться. В первой части мы начали говорить об этом необычном проекте семей, во-первых, там очень много заявлено возможностей, от — узнать какие-то новые бабушкины рецепты до — выяснить все о предках, построить родовое древо, и то, что вы рассказываете, действительно как-то должно было сблизить семью. Расскажите дальше.

о. Святослав

— На самом деле очень такой интересный, хороший конкурс, который сблизил нас, мы часто собирались вместе, готовили какие-то вкусные блюда, матушка сочинила песню, там было одно из заданий песню про семью представить, и вот она сама написала текст, музыку, мы собрались, что-то записали.

Марина Николаевна

— Дедушка взял гитару в кои веки, наконец-то вспомнил, что он очень хорошо играл, и мы пели песню все вместе.

о. Святослав

— Это очень запомнилось, да. Задания интересные были и на дистанционном этапе, но еще более интересным, конечно, было такое живое участие уже в полуфинале, когда мы приехали, увидели другие семьи, и если здесь мы свои какие-то домашние заготовки показывали, что мы умеем, то здесь надо было уже в виде соревнований как-то проявить себя, свое единство, команду. Жалко, что Сергей Петрович не смог поучаствовать, его участие нам тоже помогло бы, потому что там чем взрослее участники, чем они опытнее, тем больше шансов у команды добиться какого-то результата более положительного.

А. Леонтьева

— Марина Николаевна, вы участвовали?

Марина Николаевна

— Я участвовала, была от старшего поколения представителем, были отец Святослав с матушкой и двое внуков, должно было быть трое, но старшая девочка, к сожалению, заболела и не могла участвовать. Я еще хочу сказать, что очень интересный был конкурс на дистанционном этапе — придумать герб семьи. Вот это очень объединяющий такой конкурс, потому что надо было вспомнить о предках, вспомнить о всех занятиях, увлечениях и чем мы занимаемся, что нас объединяет. И наш внук Сережа, ему сейчас двенадцать лет, вот он очень загорелся и сам нарисовал этот герб. Немножко они с мамой пообсуждали тему, и он сам нарисовал, все придумал, и этот герб мы обратили в такой графический дизайн, он был у нас на футболках, когда мы были на очном этапе, и в этом гербе как раз в качестве символов было и служение Отечеству, и медицина, и музыка, и пчеловодство, и православная вера, и спорт, как-то мы все это объединили. Очень хорошие задания.

А. Леонтьева

— Ну вышли вы в полуфинал, дальше как интрига развивалась?

о. Святослав

— Нужно было там проявить себя, то есть был один основной день, когда проходили конкурсные задания, и никто не знал, что будет на этих заданиях, знали, что будут какие-то спортивные, интеллектуальные, но что именно будет, никто не знал, и поэтому это все было неожиданно.

Марина Николаевна

— Оказалось, что наша страна богата очень талантливыми семьями, очень одаренными семьями, и такая радость, что ты среди них находишься, но мы не самые лучшие, мы в финал не вышли, но ты в этом участвовал, сливался с этой массой семей, и там, мне кажется, в основном, многодетные были, может быть, у кого и меньше детей...

о. Святослав

— То есть это не было обязательным условием, чтобы семья была многодетная.

Марина Николаевна

— Да, но просто это такая была радость и гордость за нашу страну, какие люди вообще есть, и ты среди них, ты туда попал, и это очень-очень сильное ощущение.

И. Малкина

— Я еще хочу добавить, что очный этап был очень хорошо организован, все было продумано до мелочей, вплоть до тайминга, питания, все конкурсы, великолепный был ведущий, нам очень понравилось, как все было продумано, организовано — от души, сердечно, очень тепло.

о. Святослав

— Конечно, хотелось выйти в финал, посмотреть, какие там задания, но вот, к сожалению, не вышли. Но мы смотрели, потом была трансляция уже финальной части, завершающего этапа, когда объявляли, и мы волновались, когда в полуфинале были, там один день регистрации, другой основной день — участие в конкурсах, можно было еще в один день ездить на какие-то экскурсии, где семьи из других регионов, мы-то из Москвы и области, много где были, знаем, а для них, конечно, это была такая возможность еще посмотреть что-то в Москве, и все было тоже организовано для них, можно было и в зоопарк съездить, посмотреть с детьми Красную площадь, какие-то места очень важные, которые надо посетить. И был такой финальный день, когда уже объявляли, кто вышел, и, конечно, когда вот сидели, слушали, когда вызывали: «семья такая-то», «семья такая-то», волновались, ждали, вызовут-не вызовут, переживали очень сильно. Ну, так вот Господь устроил, так получилось.

Марина Николаевна

— Там еще очень интересно, как они это оценивали: там получается, если ты не сделал задание, то за задание получаешь один балл все равно, если ты его сделал на какой-то уровень, который надо, тебе два балла, и десять семей, которые сделали лучше всех, они получали три балла. И чтобы выйти в финал, надо было сделать, и не просто сделать, а сделать лучше всех, а семей там было около трехсот или больше. Вот триста семей, из них только десять получают три балла, и только они ушли в финал. Ну вот вышли прямо самые лучшие из лучших, да, и гордость такая, что такие вот семьи у нас в России, такие талантливые, способные.

о. Святослав

— Этот конкурс объединил вообще всю страну, получается, это не только Центральный округ, а во всех округах, по всей России.

Марина Николаевна

— По очереди проходили вот эти полуфиналы по всем округам: Дальневосточный федеральный округ, Уральский, Сибирский, Приволжский...

о. Святослав

— И самые лучшие, из каждого округа выходили уже в финал, который проходил здесь, в Подмосковье, так что очень хороший конкурс. Говорили, что он будет продолжаться, но пока вот...

Марина Николаевна

— Может быть, через год, если кто услышит, советуем участвовать.

А. Леонтьева

— Дай бог, потому что то, что вы рассказываете, очень интересно и действительно полезно для семей, как объединяющие какие-то вещи, такие воспоминательные вещи, я бы сказала.

Марина Николаевна

— Там семьи готовились, кто-то приезжал в костюмах, с гербами, были фотографии в национальных костюмах своих народностей, подготовка прямо всероссийская, очень все торжественно, красиво.

о. Святослав

— Мы брали флаг нашего города Жуковского.

И. Малкина

— Взяли его в администрации. (смеется)

о. Святослав

— Да, и нас это поддерживало, за свой город мы единственные, хотя у нас в городе больше ста тысяч человек проживает, и мы были единственной семьей, которая участвовала от Жуковского.

Марина Николаевна

— Да и от нашего района семей, может быть, две было всего, не знаю, вышли они или нет.

И. Малкина

— Луховицы еще были, это недалеко от нас.

А. Леонтьева

— Когда все закончилось, и вы поняли, что не вышли в финал, нужно было как-то друг друга утешать? Все равно же все волновались.

о. Святослав

— Было, конечно, разочарование, особенно в первый этот день.

И. Малкина

— Детей надо было утешать.

о. Святослав

— Дети очень ждали, хотели выбежать на эту сцену, получить путевку в финал. Конечно, они расстроились.

А. Леонтьева

— Как вы им рассказывали, какие слова подбирали для них?

И. Малкина

— Даже не знаю, ну сложилось, как сложилось, мы обычно всегда так им говорим. Значит, так надо.

Марина Николаевна

— Там нужно очень дружными быть, очень согласованными в действиях, а дети еще маловаты для этого, они очень эмоциональны, поэтому с согласованностью были проблемы.

о. Святослав

— А дается короткое время, чтобы сделать задание.

Марина Николаевна

— Все, как должно было быть, так и случилось.

А. Леонтьева

— У вас же дети от тринадцати до...

о. Святослав

— Старшей дочке тринадцать лет, младшему полтора годика. Было сложно еще найти кого-то, чтобы посидели с детьми, вот мама согласилась, приехала помочь, потому что трудно так уехать.

И. Малкина

— Такое семейное дело получилось, все были задействованы.

А. Леонтьева

— Как и задумывалось, да?

о. Святослав

— Не так просто было, чтобы в храме меня тоже отпустили, потому что это выпадало как раз в выходные дни, когда у нас служба. Слава Богу, настоятель отпустил, дали благословение, чтобы мы тоже поучаствовали, представили и благочиние, нашу епархию.

И. Малкина

— Там очень интересно было: ведущий в самом начале соревнования вот этого очного, он сказал: «И будьте внимательны к тому, что советует вам старшее поколение», это на самом деле правда, потому что мы как-то постоянно сами по себе немножко живем, нам надо учиться все-таки прислушиваться к маме, она нам очень много давала дельных советов, мы не всегда ее слушались, и четыре раза из-за этого у нас были минусы. Так что конкурс нам еще показал, что на самом деле надо прислушиваться к старшим, это важно.

Марина Николаевна

— Просто знания советской школы, более фундаментальные, иногда помогали. Ну и просто опыт, и практичность.

И. Малкина

— Были задания на вырезание, что-то надо было сообразить, вырезать, это же тоже такая практическая часть жизни, от мамы тоже нам очень была большая поддержка.

о. Святослав

— Один ребенок у нас, Сережа, оригами там делал, у него это получалось, мы могли до какого-то этапа дойти, а он там уже...

А. Леонтьева

— Сложнейшая наука, я считаю, когда вижу такое, мне кажется, это непостижимо.

И. Малкина

— Но он один не успел, тринадцать штук сделать это сложно, конечно, за всех. Так что, если мы будем еще участвовать, надо нам подтянуть оригами.

о. Святослав

— Еще интересное было задание: надо было расписать про теплоходы, какие-то путешествия, что один отправляется из такого-то города в такое-то время, такая очень большая информация, сразу у тебя в голове какая-то каша, и вот Марина Николаевна предложила, что надо все это в таблицу такую сделать, заносить эти данные в таблицу, и тогда все это как-то по полочкам разложилось, и мы успели задание сделать правильно.

Марина Николаевна

— Я, видимо, как бывший врач-статистик, с таблицей угадала.

о. Святослав

— Я сразу и не сообразил, как это нужно сделать, а вот с такой таблицей все получилось.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами семья Черных-Малкиных: священник Святослав, клирик храма Рождества Христова поселка Родники Раменского района Коломенской епархии, матушка Ирина, а также бабушка и дедушка семьи — Сергей Петрович, Марина Николаевна. Вот у нас тут сидит человек, который еще ничего практически не рассказал нам за программу, и я не могу не перейти к очень волнующей меня теме. Я живу между двумя городами: между Москвой и Осташковым. Осташков — это такой уездный город и там не очень-то много возможностей найти работу, и вот мои друзья, которые работали в администрации города, они, когда ушли, то открыли своё пчеловодство, и это очень такое необычное увлекательное занятие. Во-первых, это очень хороший мёд, и мы, когда берем у них мёд, знаем, что это честный мёд. Хотела спросить Сергея Петровича, как вы дошли до пчеловодства?

Сергей Петрович

— Вы знаете, я с детства очень любил природу, папа меня всё время на рыбалку с собой брал, в лес по грибы. И где-то с конца школы, с девятого-десятого класса мне книга попалась о жизни пчёл, я прочитал, и это мне стало настолько интересно, что с того времени каждую книгу по пчеловодству, о пчёлах я покупал и прочитывал.

А. Леонтьева

— Ничего себе, с такого раннего возраста?

Сергей Петрович

— Причём в ближайшем окружении у меня пчеловодов не было. Это потом уже, через какое-то время я узнал, что в деревне, откуда мама родом, где её родственники жили, там тоже кто-то несколько ульев имел. А мне это было очень интересно, я читал, познавал. После школы был институт — естественно, пчёл не заведёшь. После института мы распределились в Жуковский, и там я одно время помогал поликлинике, работал на вызовах, оказывал помощь первую. И прихожу я в частный сектор, у нас на окраине города был, смотрю — улья стоят. Я врачебную помощь оказал, сделал всё, что надо, а потом как-то мы с этим вот парнем подружились, и я стал к нему похаживать, там что-то помогать. Потом я был врачом по лечебной физкультуре, проводил занятия, у меня оказалась пациентка, у которой между Жуковским и Раменским был участок, и она мне разрешила пару ульев там поставить.

А. Леонтьева

— Это вы ещё работали?

Сергей Петрович

— Нет, это как раз только мы приехали в Жуковский, я потом тридцать лет в этой поликлинике отработал. И я думал, что всё умею, я же такой начитанный, а когда я начал заниматься пчёлами, во-первых, мне продали ульи, которые оказались нестандартными, то есть расстояние между ними должно было быть один сантиметр, а оказалось там три сантиметра, и у меня пчёлы в верхний корпус не переходили, жутко роились. В общем, первые два года мы своего мёда не видели. И я так: ну как же, я же столько всего знаю, я же такой умный, столько книг прочел! Ну а потом постепенно я начал понимать причины, где что-то не получается, и у нас уже начал появляться мёд свой. Вот этот парень, с которым мы потом сдружились, который в Жуковском в частном секторе жил, он очень любил играть в теннис и был при этом пчеловод. А я врач и любил пчёл. В общем, ему теннис нравился больше, чем заниматься с пчёлами, и получалось, что я занимался всё лето пчёлами, мёд мы делили с ним пополам, пасека постепенно росла, умения прибавлялось. Потом был момент такой, что этот дом не лично их, а это такие коттеджи на четыре семьи, и в одной части жила его сестра, а у неё была аллергия на пчёл, и во время, когда молодые пчёлы облётываются, они решили там забивать что-то, колотить рядом, и её ужалила пчела, произошел анафилактический шок, она была госпитализирована, слава богу, всё обошлось, вовремя помощь оказали, но пришлось пасеку куда-то переводить. И вот мы оказались на полигоне под городом Бронницы, но туда он уже практически не ездил, я ездил один. И вот у меня было в начале порядка десяти семей пчел, потом я почувствовал, что у меня получается и постепенно начал эту пасеку наращивать, это нам здорово помогло в 90-е годы, когда всё было трудно, мы с супругой в одной поликлинике при институте лётно-исследовательском в Жуковском работали, там по несколько месяцев зарплату просто не платили, и вот мы выживали за счёт, в том числе и мёда, который откачивался. Я дальше развивался в этом направлении, уже начал самостоятельно и маток выводить, пасека сейчас доросла больше ста семей в двух местах. В 2021 году у нас начались трудности в поликлинике, наши отделения сократили и я, как врач, стал не нужен. А я в последнее время занимался гирудотерапией и апитерапией, это такое направление, что в официальной медицине это сложно было делать, тогда я увеличил пасеку и вот сейчас практически я, можно сказать, промышленный пчеловод, живу именно за счёт пчеловодства.

о. Святослав

— Этот год такой урожайный получился.

А. Леонтьева

— Потому что жарко было, да?

Сергей Петрович

— Нет, вы знаете, мы купили дом недалеко от города Озёры, очень красивые места, но в последние годы очень засушливое лето, и нектар выделяется слабо, то есть с одной семьи получаешь не так много мёда, а этот год был ещё более сухой. Но вот что происходило в природе, я не знаю, всё-таки не зря говорят, что земля живая: несмотря на жуткую засуху — у нас два месяца практически ничего не выпадало, — пчёлы всё-таки мёд носили, носили, носили, носили. И в этом году впервые за тринадцать лет, что я там пчел вожу, посеяли несколько полей с гречихой. Обычно там были просто зерновые, картошку, кукурузу сеяли, а тут смотрю, гречиху посеяли. И хоть гречиха любит влагу, она больше нектарит и урожайность даёт когда влаги достаточно, а здесь было сухо, пчёлы всё равно что-то с неё собирали, и в этом году у меня двойной урожай мёда получился.

Марина Николаевна

— Три тонны. А может, и больше. И он один почти все это делает

Сергей Петрович

— Да больше, до трёх я досчитал, дальше считать уже не стал, но вёдра покупал и покупал.

о. Святослав

— Тяжёлый труд такой.

Марина Николаевна

— Да, очень тяжёлый. Почти всё лето работа.

Сергей Петрович

— Я просто понял, что мне надо расти дальше, надо менять оборудование, потому что ручной медогонкой откачать такое количество одному очень было проблематично.

А. Леонтьева

— А семью привлечь большую?

Сергей Петрович

— У них просто дети ещё маленькие, отец Святослав занят сильно на службе. Но мне помогает младшая дочка, она посвободнее, в этом году несколько раз приезжала к нам, сын помогал один. Ну а так практически большую часть один, но мне это нравится.

А. Леонтьева

— Я уже поняла, если вы с такого возраста этим занимаетесь, изучаете...

Сергей Петрович

— Ну да. Я без них уже просто жить не могу.

И. Малкина

— У папы зрение очень интересное: вот летит пчела, видно, что тяжёлая она летит, с мёдом, а он видит, что это не мед, это пыльца и какого она цвета, что у неё там на лапках, это какое зрение надо?

Сергей Петрович

— Это насмотренность, когда ты наблюдаешь за ними, ты уже видишь все это.

И. Малкина

— Мы-то пчелу от осы различить не можем.

Сергей Петрович

— Ко мне часто приходят: «вот меня там ваши пчёлы покусали», но пчела не кусает, она жалит, у неё жало есть. Ну это ладно, опустим. А я в последние лет семь специально покупаю маток очень миролюбивых немецких, немцы отселекционировали пчелу...

А. Леонтьева

— Потрясающе это слушать, у них ещё и характер есть?

Сергей Петрович

— Да. И вот они очень миролюбивые, они очень медоносные, и практически с пчелой работать очень легко. Я вот дымарь обычно разжигаю, когда иду работать с пчелами, потом думаю, где же я его оставил?..

А. Леонтьева

— Дымарь — это защита такая?

Сергей Петрович

— Да, это чтобы усмирить пчёл, чтобы они не жалили пчеловода, такое специальное устройство, туда кладёшь гнилушки или то, что тлеет и выделяет много дыма, не очень горячего, и несколько таких вот выдохов мехами делаешь в улей. Пчёлы, когда они этот дым вдыхают, они чувствуют, что где-то пожар и им уже не до того, что к ним кто-то залез, им уже надо просто сохраниться. Они начинают бегать, искать открытый мёд, напиваются и уже думают, что им надо куда-то будет улетать, так природой заложено, чтобы как-то сохраниться, хотя матка не летает, но это ладно, не будем в тонкости вникать.

А. Леонтьева

— Я чувствую, что мы можем отдельную программу сделать про пчел.

Сергей Петрович

— Я могу вам две недели рассказывать про них, и мы всё равно что-то новое будем узнавать. В общем, я стал покупать этих маток, они жутко дорогие, от них уже вывожу дочек первого поколения, и вот у меня пасека такая стала миролюбивая, то есть с пчелами работать очень легко. И вот люди говорят: «Меня ваши пчелы покусали». Я говорю: «Ну давайте, рассказывайте, как это было». — «Ну вот я полез тут дрова разбирать, и получил». Я говорю: «Так, пчелам в дровах делать нечего. Пойдёмте, скорее всего у вас тут осиное гнездо». Мы идём туда, и точно находим осиное гнездо, которое осы сделали в дровах. То есть многие такие моменты, они разрешаются просто путём знаний. Пчела жалит, единственное, если ты на неё наступил, придавил, если ты босиком по лугу гуляешь, либо там, где её дом, то есть улей или дупло, они думают, что кто-то, вот медведь, куница может залезть, поломать, и они тогда могут ужалить. Больше где-то в природе пчеле до вас дела нет, она своё дело делает, она ищет нектар, пыльцу, у неё свои дела, она нас не замечает. Бывает, говорят, что пчёлы как домашние животные — они нисколько не домашние, они сами по себе, просто мы, пчеловоды, знаем, как с ними общаться, чтобы они нас не замечали, и мирно уживаемся с ними. Ну и домашние тоже уживаются, в общем-то.

А. Леонтьева

— Ой, слушайте, у меня очень много ещё вопросов про пчёл осталось, но, к сожалению, программа подходит к концу, спасибо вам огромное. Вот этот аккорд последний про вашу пасеку, это настолько интересно. Всё очень интересно, но ведь есть же такие вещи, которые связаны с землёй, с тем, что свой какой-то продукт. Я просто ничего не делаю пока, связанное с землёй, но очень мечтаю об этом, и пчёлы — это очень хорошая такая история.

Сергей Петрович

— Я немного добавлю, тут надо сказать, что мёд — это не самая главная помощь пчёл в жизни вообще природы, человека и так далее. Основная их миссия — это опыление, то есть благодаря тому, что у нас есть пчёлы медоносные, у нас есть вот это многообразие цветков, которые требуют опыления для своей жизнедеятельности. Потому что, если сказать, что есть и другие опылители, те же шмели и прочие — шмель, вот он летит, цветёт клевер, осот, что-то ещё, шмель на клевер сел, на осот сел, ещё на что-то сел, и он вот не избирательно опыляет. А у пчел есть каста разведчиц. Вот ранним утром из улья вылетают разведчицы, они набирают пыльцу, одна принесла нектар, вторая нектар с чего-то другого собрала. Она прилетает в улей и, танцуя на сотах, своим танцем рассказывает, куда лететь, сколько примерно лететь, и что там есть, нектар или пыльца. А рабочие пчёлы в этот момент просто смотрят этот танец, потом начинают его повторять. Пчела вот эта, которая принесла в улей ношу, она делится, если это нектар, с ними, и они уже по запаху знают, что собирать. И она работает только на клевере, допустим, одна пчела, другая — только на липе, третья еще где-то, и как раз за счет того, что они флороспецифичные, они и позволяют опылять именно те цветки, которые потом продолжают жить и давать урожаи, и плоды, и все остальное.

А. Леонтьева

— Мне после такой вот экскурсии в мир пчел хочется сказать «дивны дела Твои, Господи», потому что это так все потрясающе слушать. К сожалению, программа подошла к концу. Спасибо вам большое за эти рассказы и о проектах, и о вашей семье, и о приходе к вере, и за то, что вы вообще все собрались и сюда приехали, это потрясающе. Сегодня у нас очень большая семья Черных-Малкиных, первый раз у нас в студии сидят четыре человека-представителя семьи, потому что у нас обычно три гостя, но сегодня просто грех было всех не послушать. Итак, у нас сегодня в гостях семья Черных-Малкиных: священник Святослав, клирик храма Рождества Христова поселка Родники Раменского района Коломенской епархии, и его матушка Ирина, а также дедушка и бабушка семьи — Сергей Петрович, Марина Николаевна. Спасибо вам большое, что собрались, что рассказали, вообще за вашу дружную компанию.

о. Святослав

— Спасибо вам за приглашение, до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем