
Как-то раз на духовной беседе священник в качестве назидания рассказал мне притчу про послушника и капусту. Старец дал юноше задание посадить капусту вверх корешками. Молодой человек не исполнил послушание и посадил капусту правильно, корешками в землю, решив, что его духовник ошибся. Капуста дала прекрасный урожай, но наставник был недоволен и сказал, что задание не выполнено.
Долгое время эта зарисовка не давала мне покоя — к чему было такое бессмысленное задание? Зачем старец просил посадить капусту вверх корешками? В монастыре столько дел, а молодой парень должен тратить время на какое-то пустое занятие. Да еще и рассаду зря портить. Зачем?
Стала размышлять, где в Священном Писании есть примеры таких необъяснимых для нас заданий. Вспомнила праотца, Авраама. Как он безропотно готов был принести на заклание своего сына Исаака, когда исполнял требование Бога. Это было страшно и нелогично с нашей, человеческой, точки зрения.
Сначала Господь даровал обещанного сына, а потом Сам же велел его убить. Как мы помним, Авраам послушно принес сына на жертвенник. Но когда занес нож, Ангел Господень остановил руку отца, сказав: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога...».
Притча про капусту и библейский рассказ про Авраамово смирение помогли мне понять важность послушания. Это пригодилось на работе. В мои обязанности входило написание рекламных писем-рассылок. Тексты нужно было писать короткие, с призывающей фразой купить продукт со скидкой.
Всего несколько предложений — но писала я одну такую рассылку почти неделю. Моя начальница очень внимательно относилась к формулировкам и требовала точности. Я раз десять переписала рекламный слоган, уже не могла на него смотреть. И тут перед глазами встал образ... капусты, посаженной вверх корнями. Я перестала роптать, обуздала свое возмущение. И постаралась понять, чего хочет от меня Госфподь?
Через послушание и безропотное выполнение своей работы, через подчинение начальству Господь, мне кажется, хотел научить терпению и смирению. Спустя годы я с благодарностью вспоминаю свои офисные задания и обязанности, которые приучили меня любую работу — творческую или кропотливо-рутинную — делать качественно и хорошо. Как для Бога.
Тому молодому послушнику старец сказал: «Ты сюда пришел учиться не капусту выращивать, а послушанию». Значит, тренировка послушания для юноши была важнее смысла и результата его работы. «Послушание стяжавший уподобился Христу», — писал преподобный Феодор Студит. «Гробом собственной воли и воскресением смирения» назвал послушание преподобный Иоанн Лествичник.
Бывает так, что мы сфокусированы на результате своего дела, хотя в процессе его выполнения приобретаем гораздо более нужные качества и умения. И целое поле капусты не заменит одного ростка духовной добродетели, который взошел на почве доверия и послушания Богу.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июня. О готовности апостола Павла пострадать за Христа

В 21-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть слова апостола Павла: «Не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса».
О готовности апостола пострадать за Христа — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат как вызов нашему времени, где комфорт и безопасность, увы, часто ставят выше верности идеалам.
Павел шёл в Иерусалим, зная, что его ждут тюрьма и, возможно, смерть. Но его сердце горело любовью ко Христу и было сильнее всякого страха. Он видел в страданиях не трагедию, а честь разделить путь своего Божественного Учителя. И здесь открывается важный парадокс веры: чем ближе ко Христу, тем ближе и ко Кресту.
А что сегодня значит умереть за имя Господа? Для большинства из нас это не физическая смерть, но ежедневный выбор — сохранить молчание или защитить правду, пройти мимо чужой боли или остановиться, выбрать удобное или честное.
Наш Иерусалим — это моменты, где вера требует действий вопреки расчётам. Пусть пример апостола Павла вдохновит нас идти за Христом без оглядки, даже если это значит идти против течения.
Ведь там, где заканчиваются наши силы, начинается благодать Божия. Будем оставаться с Господом и держаться Его святого пути.
Все выпуски программы Актуальная тема