
Началось всё с Пасхи. Из детских воспоминаний у меня осталось ощущение радости от празднования Пасхи в нашей семье. Мы всегда приезжали в деревню к бабушке. Собирались мамины сестры, братья с семьями. Было шумно, весело. Очень ждали бабушку со службы.
Она приходила, приносила из церкви освященные куличи и крашеные яйца. Все обменивались приветствиями: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Накрывался большой стол. С чаем наконец-то разрешали съесть долгожданный кусок кулича. Начиналось обсуждение, какой кулич кому больше нравится. Обычно их было несколько, пекли сами по разным рецептам. Радостные, светлые воспоминания от этого дня остались на всю жизнь.
Мне было уже за тридцать, когда захотелось вернуть эту радость. Я к тому моменту уже покрестилась, но в храм еще регулярно не ходила. Читала только детскую Библию, закон Божий. В них простым языком были изложены основы православной веры.
И однажды я решила, что следующую Пасху будем праздновать с освященными куличами. Во-первых, потому что все ходят освящать куличи. Значит так правильно, так надо. А во-вторых, вспомним, как было радостно в детстве. Дома моя идея всем понравилась, поэтому готовили вместе.
В Великую субботу мы с дочкой пошли в ближайший храм. Отстояли с ней очередь на освящение снеди. Разложили наши куличи на длинном столе. Я боялась что-то не так сделать. Но люди вокруг оказались приветливые. Рассматривали друг у друга, кто что принес, улыбались, помогали зажечь свечки от их свечей.
Вышел из храма священник. Соседи зашептали: «Батюшка пришел». Батюшка повернулся к народу, всех громко поприветствовал: «Помолимся, братья и сестры!», — и начал читать молитву. Вдруг неожиданно для себя заплакала. Слезы просто полились из глаз ручьем. Это он и мне сказал? Я здесь не чужая? Дело в том, что сначала я ощущала себя как бы пришедшей со стороны: здесь все знают, что делают и для чего, а я еще нет. И когда услышала призыв помолиться вместе, меня охватило чувство сопричастности ожиданию великого праздника, с молитвой, которую читал священник.
После освящения куличей мы шли домой, и я размышляла о том, что вот, выполнила давно задуманное, но этого оказалось мало. Я была под впечатлением от призвания к молитве. Захотелось не просто делать, как все, а самой побольше узнать о Пасхе.
Я начала ходить каждое воскресение в храм на службу, чтобы научиться молиться, чтобы молиться вместе с другими людьми. У меня появилась сильнейшая внутренняя потребность, которую я и объяснить тогда не могла. Начала читать богословскую литературу, узнавала смысл богослужений, таинств, православных церковных праздников, постов.
Я хотела вернуть далекую неосознанную детскую радость из своих воспоминаний, а обрела настоящую радость, духовную, от осознанного понимания истинного значения Пасхи, воскресения Христова! От веры в Бога. И только тогда поняла, что же так согревало в детстве! Откуда была эта радость? От бабушки. Она, глубоко верующая христианка, дарила любовь и старалась приобщить нас к Главному празднику в ту меру, которая была нам тогда под силу. Сквозь годы Господь за эту ниточку бабушкиной радости, тянущуюся из детства, привел меня в Храм, к самому источнику радости, ко Христу! А куличи и яйца и все традиции в нашей семье — продолжаются. Только теперь у Праздника есть его подлинный смыл!
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поделиться сокровищем». Игумен Филарет (Пряшников)
В этом выпуске своими светлыми воспоминаниями о том, как обретший веру человек не мог уже жить прежней жизнью и даже старался со всеми делиться тем «сокровищем», которое обрел сам, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Марина Борисова, Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории