
Началось всё с Пасхи. Из детских воспоминаний у меня осталось ощущение радости от празднования Пасхи в нашей семье. Мы всегда приезжали в деревню к бабушке. Собирались мамины сестры, братья с семьями. Было шумно, весело. Очень ждали бабушку со службы.
Она приходила, приносила из церкви освященные куличи и крашеные яйца. Все обменивались приветствиями: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Накрывался большой стол. С чаем наконец-то разрешали съесть долгожданный кусок кулича. Начиналось обсуждение, какой кулич кому больше нравится. Обычно их было несколько, пекли сами по разным рецептам. Радостные, светлые воспоминания от этого дня остались на всю жизнь.
Мне было уже за тридцать, когда захотелось вернуть эту радость. Я к тому моменту уже покрестилась, но в храм еще регулярно не ходила. Читала только детскую Библию, закон Божий. В них простым языком были изложены основы православной веры.
И однажды я решила, что следующую Пасху будем праздновать с освященными куличами. Во-первых, потому что все ходят освящать куличи. Значит так правильно, так надо. А во-вторых, вспомним, как было радостно в детстве. Дома моя идея всем понравилась, поэтому готовили вместе.
В Великую субботу мы с дочкой пошли в ближайший храм. Отстояли с ней очередь на освящение снеди. Разложили наши куличи на длинном столе. Я боялась что-то не так сделать. Но люди вокруг оказались приветливые. Рассматривали друг у друга, кто что принес, улыбались, помогали зажечь свечки от их свечей.
Вышел из храма священник. Соседи зашептали: «Батюшка пришел». Батюшка повернулся к народу, всех громко поприветствовал: «Помолимся, братья и сестры!», — и начал читать молитву. Вдруг неожиданно для себя заплакала. Слезы просто полились из глаз ручьем. Это он и мне сказал? Я здесь не чужая? Дело в том, что сначала я ощущала себя как бы пришедшей со стороны: здесь все знают, что делают и для чего, а я еще нет. И когда услышала призыв помолиться вместе, меня охватило чувство сопричастности ожиданию великого праздника, с молитвой, которую читал священник.
После освящения куличей мы шли домой, и я размышляла о том, что вот, выполнила давно задуманное, но этого оказалось мало. Я была под впечатлением от призвания к молитве. Захотелось не просто делать, как все, а самой побольше узнать о Пасхе.
Я начала ходить каждое воскресение в храм на службу, чтобы научиться молиться, чтобы молиться вместе с другими людьми. У меня появилась сильнейшая внутренняя потребность, которую я и объяснить тогда не могла. Начала читать богословскую литературу, узнавала смысл богослужений, таинств, православных церковных праздников, постов.
Я хотела вернуть далекую неосознанную детскую радость из своих воспоминаний, а обрела настоящую радость, духовную, от осознанного понимания истинного значения Пасхи, воскресения Христова! От веры в Бога. И только тогда поняла, что же так согревало в детстве! Откуда была эта радость? От бабушки. Она, глубоко верующая христианка, дарила любовь и старалась приобщить нас к Главному празднику в ту меру, которая была нам тогда под силу. Сквозь годы Господь за эту ниточку бабушкиной радости, тянущуюся из детства, привел меня в Храм, к самому источнику радости, ко Христу! А куличи и яйца и все традиции в нашей семье — продолжаются. Только теперь у Праздника есть его подлинный смыл!
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема