«Опять эти цветочки-мотылёчки!» Подобные слова про описания природы я слышала много раз. И не только от детей, но и от взрослых. И в самом деле, зачем нужны пейзажные зарисовки, например, в приключенческом сюжете. Или в драматическом произведении? Не важнее ли отдать всё внимание перипетиям, действиям, поступкам? Предлагаю поразмышлять о роли пейзажа в литературе.
Во-первых, стоит признать факт, что хороший писатель никогда ничего не добавляет в текст просто так, для красоты. Природа в произведении всегда играет какую-то роль.
Описание пейзажа может предварять какое-то событие. Как музыка в фильме, нарастая, может постепенно добавлять тревожности или, наоборот, придавать романтики сюжету, так и строки о природе создают нужную эмоциональную атмосферу.
Вот, например, отрывок из древнерусского произведения «Слово о полку Игореве» в переложении Николая Заболотского:
«Игорь-князь во злат стремень вступает.
В чистое он поле выезжает.
Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила,
Свист зверей несётся, полон гнева,
Кличет Див над ним с вершины древа...»
Нам с вами понятно, что природа передает угрозу, предупреждает Игоря о возможной катастрофе.
Во-вторых, пейзажные описания помогают управлять временем. Например, после динамичного диалога героев произведения автор вдруг переходит к наблюдениям за неким погодным явлением. Таким образом, возникает пауза. Сколько прошло времени? Может быть, минута, а может быть и год.
В-третьих, с помощью описания создается объёмная картина, где задействуются почти все наши органы чувств: «воздух звенел от кузнечиков» — слух. «Горьковатый запах берёзы» — обоняние, «шершавый ствол», «колючая трава» — осязание.
Получается, что, читая пейзажную зарисовку, мы развиваем чувство красоты, наблюдательность и внимание к деталям.
Напоследок хочу вспомнить слова поэта Ивана Бунина:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нельзя усидеть на двух стульях. Ровно так же нельзя угнаться сразу за двумя зайцами. В конце концов, обязательно последует неудача. О недопустимости раздвоенности духовной, нравственной, жизненной, рассуждает в своём послании апостол Иаков, первый епископ Иерусалима. Отрывок из 3-й и 4-й глав послания читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Послание апостола Иакова принято именовать соборным, то есть обращённым не к какой-то конкретной общине или лицу, а широкому кругу читателей. Что в общем-то неудивительно, ведь святой Иаков был главой Иерусалимской Церкви — главной поместной церкви раннехристианских времён. Именно Иаков председательствовал на апостольском соборе, то есть собрании апостолов в Иерусалиме в 50-ом году. Собор был созван для решения важнейшего для древней церкви вопроса: нужно ли христианам из язычников соблюдать ветхозаветные обряды. И во главе со святым Иаковым апостолы решили, что, по большому счёту, не нужно. Таким образом, авторитет Иакова был непререкаем. И не только в христианской среде, но и за её пределами. Даже иудеи, не принявшие Евангелия, именовали Иакова Праведником, то есть человеком богоугодной жизни.
Святой и сам всячески стремясь к цельности жизни в Боге, и к читателям своим обращается с подобным призывом. Апостол убеждает христиан не пытаться совмещать в своей жизни служение Богу и порочные привычки. Как не может из одного источника течь солёная и сладкая вода, так и в жизни христианина нет места для раздвоенности. В конечном счёте, придётся выбрать. Или жить по заповедям Божиим, или подчиниться логике мира, который во зле лежит. Что означает — фактически перечеркнуть дар спасения, пришедшего через Господа Иисуса.
При этом святой Иаков не требует от читателей из мира бежать, от него отворачиваться. Наоборот, добродетельная жизнь служит для апостола лучшим способом проповеди Христа тем, кто ещё веры не обрёл. И Иаков просит своих читателей, оставаясь в миру, грехи мира не принимать, но мир освящать, делать его лучше и светлее. Для этого опять же нужна целостность и здоровая принципиальность.
Апостол, к своему сожалению, видел, что многие христиане являются таковыми только по виду. И за ширмой внешнего благочестия, исполнения тех или иных обрядов, традиций, скрывается злоба, ожесточенность, нелюбовь. И всё перечисленное из раза в раз прорывается наружу, становясь причиной ссор, скандалов, разделений. Святому Иакову было горько видеть подобное. Ведь он, как епископ, призван был оберегать единство церковного народа, укреплять единодушие и соборность. И он понимал, что добиться такой духовной солидарности в Боге невозможно исключительно административными способами. Нужно, чтобы каждый проявил готовность преодолеть греховную раздвоенность и сделать выбор в пользу Христа. И тогда благодать Божия, без которой ничего в этом мире доброго осуществить нельзя, проявит себя, дав возможность ощутить, как радостно жить в мире со своей совестью, другими людьми и Господом Богом.
Потому апостол Иаков и призывает читателей, с одной стороны, безусловно, трудиться, стараться жить по заповедям Божиим. Но, с другой стороны, помнить, что сотворить чудо изменения к лучшему человеческого сердца способен только Господь, без благодатной помощи Которого, мы мало на что способны. Или как пишет сам святой Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Иуда Кошман
Село Покровское, известное сегодня как Солохаул, раскинулось в живописной долине кавказских предгорий, на берегу горной реки Шахе. До октябрьской революции 1917 года село входило в Сочинский округ Черноморской губернии. Испокон веков бок о бок дружно жили там русские и адыги. А в 1905-м году в Покровском появился новый поселенец. На вид — лет за тридцать, густая чёрная борода, простая крестьянская одежда. Звали его Иуда Антонович Кошман. Приехал вместе с женой. Купил немного земли, выстроил небольшой дом. И принялся за работу. Каждый день, с утра до вечера, рыхлил твёрдую, каменистую почву на своём участке и что-то сажал. Самые любопытные расспросили нового сельчанина, и выяснилось: сажает он... чай! Соседи только руками всплеснули: чудак человек! Какой же чай в здешних горах? Зимы тут бывают холодные, не переживут их нежные чайные листочки. Да и пробовали уже когда-то выращивать здесь эти кустики — князья Трубецкие закладывали чайные плантации неподалёку, близ Дагомыса. Сам учёный-агроном Гарбе сажал там чай. Вот только ничего не вышло. Но Кошман твердил своё: «Увидите — будет чай. Да ещё какой! Дайте срок — всех вас вкусным напитком угощу».
Иуда Антонович знал о чае, кажется, всё. Ещё в 1894-м году, когда ему было 22, он случайно оказался в грузинском посёлок Чакви, где активно развивалось чаеводство. Кошман попал туда не от хорошей жизни. Ещё в младенчестве Иуда осиротел, и воспитывался при церкви в родной Черниговской губернии. Потом без гроша в кармане странствовал по России, брался за любую работу. Тянул бурлацкую лямку на Волге, строил железную дорогу в Сибири. Приехав в Чакви, Иуда Антонович нанялся рабочим на чайные плантации, и неожиданно именно там нашёл жизненное призвание. За 10 лет работы приобрёл богатейший опыт. Знал, как сажать растение, заботиться о нём, как собирать нежные листья с куста, правильно сушить их, заваривать. Знал Иуда и о том, что агрономы давно вынесли вердикт: севернее абхазского города Сухум чай из-за климата вырастить нельзя. Но собственное чутьё чаевода подсказывало ему: вполне возможно получить урожай и в более холодных районах — например, в сочинских горах. Если, конечно, подойти к делу терпеливо и умеючи. Именно это Кошман и решился сделать, несмотря на неудачи предшественников. Для того и приехал в горное село Солохаул. С собой он привёз семена и рассаду с чаквинских плантаций. В 1905-м году на своём земельном участке Иуда Антонович высадил 800 кустов чая. Все они прижились и благополучно пережили зиму. «Лёгкая у тебя рука, Иуда Антонович!» — говорили Кошману удивлённые соседи, прихлёбывая из блюдечек свежий «кошмановский» чай первого урожая.
В 1910-м году Иуда Антонович повёз свой чай в город Сочи на сельскохозяйственную выставку. Напиток под маркой «Бодрость» получил высокие оценки. Но чаеторговцы, закупавшие товар в Грузии и Китае, увидели в Кошмане конкурента и написали на него коллективную жалобу — мол, не чаем торгует он, а соломой, не может чай в сочинских горах произрастать, это всем известно. Полиция арестовала Иуду Антоновича как торговца фальсификатом. Чтобы вызволить мужа из-под ареста под залог, супруге Кошмана, Матрёне Ивановне, пришлось продать все ценные вещи. Вступились за чаевода и односельчане. В местной прессе они опубликовали открытое письмо, в котором свидетельствовали, что своими глазами каждый день видят чайные плантации Кошмана, знают, как самоотверженно он трудится, чтобы вырастить свой чай. Публикация возымела действие — с Кошмана сняли обвинения. Иуда Антонович вернулся домой, и продолжил своё дело. В 1913-м году он представил самый северный в мире сочинский чай на выставке «Русская Ривьера» в Петербурге, и получил медаль Министерства земледелия и государственных имуществ Российской Империи.
После октябрьской революции, в годы коллективизации, Иуда Антонович передал свои чайные плантации Солохаульскому колхозу. Сделал он это, чтобы оградить себя и семью от возможных репрессий. Впрочем, без опыта Кошмана советская власть обойтись не смогла. Совет Народных комиссаров в 1928-м году постановил начать полномасштабное развитие чаеводства в сочинском регионе Краснодарского края. Семена для новых плантаций взяли у Иуды Антоновича. До самой своей кончины в 1935-м году он руководил посадкой и производством чая, который стал выпускаться под маркой «Краснодарский». В 70-е годы ХХ века в домике Кошмана, окружённом чайными кустами, устроили музей. И сегодня там можно отведать тот самый «кошмановский» чай.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Леонид Старокадомский
В Северном Ледовитом океане, в архипелаге Северная Земля, есть остров Старокадомского. Он назван в честь своего первооткрывателя — флотского врача Леонида Старокадомского, который лечил людей и на море, и на суше. Вместе с научными экспедициями доктор бороздил полярные просторы. А ещё занимался полярными исследованиями и даже совершил важные географические открытия.
Леонид Старокадомский родился в 1875-м году в Саратове, в семье железнодорожного инженера. Вскоре после его появления на свет Старокадомские перебрались в Санкт-Петербург. Жили скромно — когда Леонид подрос и пошёл в гимназию, он стал помогать родителям, давал платные уроки отстающим ученикам. Самого же Старокадомского увлекали естественные науки — химия, биология. Поэтому после окончания гимназии Леонид поступил в Петербургскую Императорскую Военно-медицинскую академию и через 4 года выпустился, получив квалификацию военного лекаря. Практические навыки Старокадомский наработал сначала в Седьмом Ревельском пехотном полку, затем — в Брест-литовском госпитале. В 1903-м его перевели в морской госпиталь Кронштадта. Там с молодым доктором случилось трагическое происшествие. Во время вскрытия через мелкую царапину на руке в организм Леонида Михайловича проникла инфекция. Положение оказалось настолько опасным, что потребовалась срочная операция. Левую руку по локоть пришлось ампутировать. Казалось — о карьере врача можно забыть. Но Старокадомский не сдался. Он разработал специальную методику, которая позволяла успешно проводить операции, в том числе и сложные, одной рукой. Начальство разрешило Леониду Михайловичу остаться на службе.
В 1905-м завершилась Русско-Японская война. Старокадомского в составе специальной комиссии откомандировали в Страну Восходящего Солнца для медицинского сопровождения военнопленных, которые возвращались на родину, в Россию. Впервые в жизни Леонид Михайлович совершил путешествие на корабле. Море его покорило. Он стал размышлять о работе на флоте. Вернувшись, узнал, что Морское министерство готовит полярную экспедицию на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Старокадомский отправил заявку на участие корабельным врачом. Его зачислили в команду «Таймыра». В экспедиции с Леонидом Михайловичем произошло неожиданное событие. Однажды ночью ему не спалось, и он коротал время на палубе. Вдруг в предрассветной мгле ясно различил вдали очертания берега. Однако, судя по карте, до ближайшей земли было несколько недель ходу. Что же это тогда? В волнении Старокадомский разбудил начальника экспедиции. Через несколько часов команда «Таймыра» вышла на обнаруженный берег. В снегу установили российский флаг. Так благодаря Леониду Михайловичу был открыт архипелаг Северная Земля. Во время дальнейшего плавания Старокадомский обнаружил ещё один остров, которому впоследствии присвоили его имя.
Экспедиция продолжалась вплоть до конца 1915-го года. А вскоре прогремела Октябрьская революция. Леонид Михайлович полагал, что окажется нужным своей стране независимо от власти. Работал в санитарном управлении Красного флота. Однако большевики видели в докторе «опасное наследие царского режима». В 1931-м его арестовали и отправили на Колыму. Но даже в условиях лагеря Старокадомский оставался врачом, преданным своему призванию. Он добился организации госпитального пункта, где сам лечил заключённых на правах заведующего. В шестистах километрах от основного лагеря находился лагерный пункт Амбарчик. Оттуда стали приходить тревожные вести: люди из-за цинги умирали едва ли не каждый день. Была снежная зима; никакой транспорт в Амбарчик в это время года не ходил. Но Леонид Михайлович решил любой ценой спасти погибающих. Взяв с собой лекарства и 32 килограмма сушёной смородины, доктор на собачьей упряжке в сопровождении офицера охраны восемь дней добирался до лагерного пункта. За два месяца он поставил на ноги оставшихся в живых. Чтобы поднять дух больных, Старокадомский рассказывал им истории о своих полярных путешествиях. Затем ему удалось добиться эвакуации заключённых из Амбарчика на большую землю. Это был настоящий подвиг. Вскоре после упомянутых событий доктору разрешили вернуться в Москву. До конца жизни он служил в Наркомате здравоохранения СССР, занимался научной работой, писал книги. Просто служить Родине — вот всё, что, по словам Леонида Михайловича Старокадомского, ему было нужно в жизни.
Все выпуски программы Жизнь как служение