Я заметила такой нюанс в общении с детьми. За одну и ту же оплошность взрослого человека мы прощаем, а ребёнка ругаем. Например, за опоздание или забывчивость. В разговоре с младшими мы часто позволяем себе назидательный тон, тогда как с равными нам мы говорим уважительно.
Особенно в разговоре с детьми распространены риторические вопросы, которые, как известно, не требуют ответа: «Почему опять не встал вовремя?», «Когда ты поймёшь, что так делать нельзя?». Итогом такого отношения бывает знакомый эффект: ребёнку что-то говоришь, а он будто и не слышит. А зачем ему слышать то, что неприятно. А главное — совершенно не полезно и неэффективно.
Жаль, что зачастую мы тратим много слов, которые, как вода, утекают в никуда, ребенок их не впитывает.
От длинных нравоучений ему становится скучно, от громких назиданий он закрывается. Как же разговаривать с детьми, чтобы добиться результата?
Есть несколько рекомендаций. Для общения с подростком предложу одну волшебную фразу. Она звучит так: «Когда ты думаешь сделать то-то и то-то?» Например: «Когда ты думаешь убрать в комнате?» Или: «Когда ты полагаешь сделать уроки?»
И еще один совет, проверенный на практике: старайтесь при общении с детьми не использовать частицу «не». Вместо «не кричи» скажите «Говори, пожалуйста, тише». Вместо «Не забудь сложить портфель» — «Будь добр, сложи портфель».
Надеюсь, что эти рекомендации помогут родителям найти правильные слова и интонацию для уважительного и приятного общения с детьми.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
30 января. О месте подвига святого Антония Черноезерского
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Черноезерского.
О месте подвига святого Антония, жившего в шестнадцатом веке — священник Стахий Колотвин.
30 января. О личности Преподобного Антония Великого
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Великого, жившего в четвертом веке.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
К одному старцу в пустыню пришел его ученик спросить о том, что такое монашество. И старец ему ответил: «Иди в Египет, великий еще жив». Так называли преподобного Антония и его современники. Преподобный Антоний действительно был великим и был родоначальником настоящего монашества. При этом нрава был очень светлого и легкого. Часто его можно было видеть радующимся с братьями, даже смеющимися вместе. И когда Антония упрекали за это, он говорил: «Натяните лук. А теперь натяните еще сильнее. А теперь еще сильнее». На что ему отвечали, что сейчас лук лопнет. И Антоний отвечал: «Так и с человеком. Если применять к нему только строгость, то он сломается. Поэтому я утешаю свою братию». И такой утешенной братии во время жизни Антония Великого в Египетской пустыне было несколько тысяч человек.
Монастырь преподобного Антония существует и сегодня. В нем подвизаются люди со всего мира, а преподобный Антоний почивает в этом монастыре своими мощами. Преподобный отче Антоний, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Смирение Христа проявляется в его деликатности. Он мог бы в считанные минуты доказать свое божество, сказать любому встречному: «Я знаю, как тебя зовут, сколько тебе лет, я знаю все твои грехи». Это было в Его власти, но он этого не делает. За редким исключением, когда это нужно. Он все-таки иногда пророчествует, но вообще-то Он мог бы всегда пророчествовать. И вот в этой Его деликатности по отношению к человеку, по отношению к свободе человека проявляется его глубочайшее смирение. Ну и, наконец, распятие, как самая позорная форма казни, Бог снисходит до того, что принимает именно такую позорную смерть на кресте. Но парадокс в том, что теперь крест — это, наоборот, символ славы. Никто из людей не мог догадаться, что через такое смирение проявится слава. Смирение Христа проявилось в распятии, в крестной смерти. Здесь Господь испытывает богооставленность. «Боже, Боже мой, зачем Ты меня оставил?» Вот это уже не столько даже физическое, сколько нравственное страдание Господь претерпел до конца, до самой смерти. Христос пришел на землю не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить и до самой смерти, смерти же крестной.
Все выпуски программы Актуальная тема