На картине «Кадаши. Москва» изображён Храм Воскресения Христова в Кадашах, построенный в конце 17-го века. Трудно поверить, но эту яркую и светлую работу Татьяна Маврина написала зимой 1944 года, во время Великой отечественной войны.

— Ах, Маргарита Константиновна, в каком красивом городе мы живём! Казалось бы, январь, всё вокруг бело, деревья облетели... Но посмотрите, и зимой Москва уютна и хороша.
— Наташенька, она прекрасна в любое время года. Её скверы и парки, старинные особняки и древние храмы — неповторимая атмосфера нашего города складывалась веками... Посмотри, какая красивая церквушка выглядывает из-за многоэтажного дома! Это один из любимых мною московских храмов.
— Очень красивый! Стены из красного кирпича, пять золотых маковок, высокая колокольня... А что это за церковь?
— Храм Воскресения Христова в Кадашах. Его построили в конце 17-го века. А ещё, кстати, ему посвящён один из шедевров Третьяковской галереи.
— Как интересно! А расскажете об этой работе?
— С радостью, Наташа. Сейчас найду её в интернете... Она называется просто: «Кадаши. Москва». Написала её художница Татьяна Маврина. Вот, посмотри, пожалуйста.
— Какая яркая работа! На фоне закатного синего неба вырисовывается силуэт храма. Стены и купола буквально светятся в вечернем зареве. А крыши соседних домов покрывает белая пелена, снежный покров — художница изобразила этот уголок старой Москвы зимой!
— Татьяна Маврина множество работ посвятила Москве, хотя сама родом из Нижнего Новгорода. В начале 20-х годов прошлого века приехала в столицу, училась в Высших художественно-технических мастерских. С этого времени в её творчестве и появились виды Москвы, городские мотивы, дома, храмы... Вот как на этой картине.
— У художницы свой особенный, необычный стиль, вам не кажется?
— Да, так и есть. Творческий почерк Татьяны Мавриной отличает смелая работа с цветом. Её картины яркие, жизнерадостные...
— И в работе «Кадаши. Москва» это чувствуется. Хотя пейзаж написан зимой...
— Зимой 1944 года. Посмотри, пожалуйста, вот здесь, в левом нижнем углу полотна хорошо видна дата написания.
— Сорок четвёртого года? Так значит, эта картина написана во время Великой Отечественной войны?
— Да, в тяжёлый для города, страны, да и для всего русского народа период.
— Теперь эта работа стала для меня ещё более пронзительной... Чувствуется, как много боли и переживаний стоит за историей её написания...
— Во время Великой Отечественной Татьяна Алексеевна писала Москву особенно часто. Художница пыталась сохранить и запечатлеть на бумаге красоту города, ставшего для неё родным.
— Она писала с натуры?
— В военное время делать зарисовки города на планшете или в блокноте было небезопасно. Её могли обвинить в шпионаже. Поэтому Татьяна Алексеевна запоминала очертания пейзажа, уходила в ближайший подъезд или постройку и быстро по памяти зарисовывала увиденное в блокнот. А дома повторяла эти изображения в красках на больших листах. Так появлялись акварели, сохранившие память о Москве военного времени...
— Но не пугающие, а тёплые, радостные, сохраняющие веру в то, что добро и любовь одержат победу над злом. О том, что всегда будет именно так, напоминает и Храм Воскресения Христова, который запечатлела Татьяна Маврина и который сейчас перед нами. Зайдём в него, Маргарита Константиновна?
— С большой радостью, Наташа! А после — можем пойти в Третьяковскую галерею. Я покажу тебе акварель «Кадаши. Москва» и другие работы замечательной художницы Татьяны Мавриной.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица