
Однажды во времена моей юности, когда я ещё не часто ходила в храм, мне случилось побывать на вечерней службе в Рождественский сочельник — 6 января. Дорога на службу была радостной. В подмосковном морозном воздухе кружили крупные хлопья снега, медленно покрывая тротуары, дома... и нас, трёх подружек, спешащих на службу. Из темноты зимнего вечера мы попали в храм, наполненный светом свечей и ладаном с запахом жасмина. Всё вокруг было спокойно и величественно. И в этой атмосфере чувствовалось трепетное ожидание грядущего Праздника — Рождества Христова. Хор пел медленно, тихо. Одно из песнопений, которое он исполнял, запомнилось мне как-то особенно. Как я поняла позже, это был светилен Рождества. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Светильном называют песнопение, которое поётся на каждой вечерней службе после канона — большого поэтического произведения, состоящего из нескольких частей или иначе — песен. Русский текст светильна Рождества Христова звучит так: «Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени, обрели истину, / ибо от Девы родился Господь». Церковнославянский текст песнопения такой: «Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и се́ни обрето́хом истину: ибо от Девы роди́ся Господь».
Послушаем светилен Рождества Христова в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Господь Иисус Христос в песнопении назван «Востоком». Такое выражение нередко встречается в Священном Писании. Например, в Евангелии от Луки, где цитируются слова пророка Захарии: «Посетил нас Восток свыше». Здесь имеется в виду приход в мир Спасителя. Упоминание в светильнах образа света и востока не случайно. В древности время исполнения этих песнопений приходилось на раннее утро, когда небо начинало светлеть на востоке с приходом утренней зари. Но главный смысл образа света всё же духовный — просвещение, обретение веры Христовой.
В тот Рождественский сочельник свет Христов вошёл и в мою душу. После богослужения ощущалась необыкновенная благодать. Кажется, именно тогда я осознала, что Рождество — это не просто добрый семейный праздник, но событие, изменившее человечество. Ведь с приходом в мир Христа у нас появилась надежда на спасение. Над миром воссияла Истина.
Давайте ещё раз послушаем светилен Рождества Христова в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема