«Донор» - от латинского «донаре», дарить…
У каждого из нас наверняка найдутся родные или знакомые, которые или были донорами сами, или, попав в больницу, получали в процессе переливания чью-то кровь. Вспоминаю дни своей студенческой юности: у меня был товарищ, который был донором крови постоянно, просто потому, что в те времена (не знаю как сейчас) на станции переливания крови тем, кто сдал свою кровь, давали горячий чай, шоколадку и немного денег. Товарищ мой к своему донорству относился довольно беззаботно. Но однажды в разговоре он , известный балагур, вдруг притих и задумался… А потом сказал: «Знаешь, я вдруг подумал – а ведь те, кто получил от меня часть моей крови, получаются теперь мне вроде родственников… Доноров ведь очень много. А значит, столько людей связаны между собой через эту кровь невидимыми связями и даже не думают об этом…».
Да, мы связаны друг с другом. Донор – не только тот, кто сдает свою кровь на станции переливания. Но и тот, кто делится с другими чем-то жизненно важным: утешением, теплом своей души, своим трудом, делом или словом. Не просто тот, кто отдает лишнее от своего избытка, но, как говорится, отрывает от себя – помните притчу из Евангелия, больше всех пожертвовали на храм не богачи, а бедная вдова, положившая в копилку две медные монетки, все, что у нее было… Посидеть у постели больного и поговорить с ним в то время, как у самого полно дел и забот, поиграть с ребенком в то время, как хочется посидеть в интернете и принять участие в обсуждении какой-нибудь «горячей» темы, подать милостыню нищему в тот момент, когда у самого в кармане денег в обрез, найти слова ободрения для друга, впавшего в тоску, хотя и у самого на душе кошки скребут - способов очень и очень много. Донор – тот, кто дарит безвозмездно. Так Сам Бог – донор для нас, совершенно безвозмездно Он дарит нам жизнь, свет, тепло, возможность любви и творчества, ничего не ожидая от нас взамен, надеясь только, что и в наших сердца когда-нибудь проснется желание дарить что-то своим ближним, не ожидая награды. Нам, христианам, Он отдает всего себя без остатка в Таинстве Причастия Своих Тела и Крови, и мы, не в переносном, а в прямом смысле, причащаясь из одной Чаши, становимся кровными родственниками – и свет этого родства несем за пределы храма, каждый в меру своего разумения, сил и взрослости сердца.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема