Челябинск, самый крупный город Южного Урала, в конце XVIII-го века был тихим провинциальным городком, где обитало не более двух тысяч человек. Челябинцы жили налаженной, размеренной жизнью. Но однажды пришла беда. В 1785-м году в городе и окрестностях разразилась эпидемия странной, неизвестной болезни. В официальных документах того времени есть записи о гибели «несметного количества скота, а также людей». Всё осложнялось тем, что в Челябинске в тот момент не было врача. Единственного военного лекаря вместе с гарнизоном перевели на другое место службы, а нового прислать не успели. В результате, когда вести о «моровом поветрии» дошли до Петербурга, Челябинск был уже на грани вымирания. Для помощи местным жителям и выяснения обстоятельств, из Петербурга туда направили медицинскую экспедицию. Возглавил её 26-летний штаб-лекарь Санкт-Петербургского сухопутного госпиталя Степан Семёнович Андреевский.
Несмотря на молодость, Степан Семёнович был весьма опытным врачом. Окончил Кронштадтскую медицинскую школу при Морском госпитале. А перед этим — Киевскую духовную академию. Поначалу Андреевский хотел идти по стопам отца, священника. Однако тяга к медицине взяла верх. Степан Семёнович стал лечить людей. Он занимался не только практикой, но и научными исследованиями. В 1781-м, на должности подлекаря Черниговского лёгкоконного полка, Андреевский создал уникальный для того времени труд под названием «Обсервации». Доктор тщательным образом исследовал окрестности на предмет антисанитарных условий, описал их причины, а главное — способы их устранения. По сути, Степан Семёнович стал одним из пионеров отечественной санитарии. Неудивительно, что именно его отправили в Челябинск, где свирепствовала неизвестная пока науке болезнь.
Андреевский прибыл на место и приступил к исследованиям. Немало пришлось ему помотаться по бездорожью челябинских окрестностей и казачьим станицам, собирая материал. Наконец, в начале 1788-го года, Степан Семёнович направил в Петербург детальное описание клинической картины «сибирской язвы» — такое название успело закрепиться за таинственной болезнью. Андреевский подробно зарисовал «вид, величину и внутреннее строение опухолей, людей и скот поражающих». Однако Андреевский хотел точно установить, является ли заболевание инфекционным. И понимал, что есть только один способ это узнать.
18 июля 1788-го года он решился на эксперимент. В тот день утром доктор сходил в церковь на Литургию. Вернувшись, пригласил городничего, судью и своего помощника, подлекаря Жуковского. В их присутствии Степан Семёнович сделал на руке надрез и ввёл себе под кожу бациллы «сибирской язвы», взятые накануне из нарыва на теле умершего животного. Первые часы доктор собственноручно вёл записи: как реагирует организм, что сам он чувствует. Потом Андреевскому стало плохо. Он потерял сознание. К счастью, под присмотром помощников-лекарей молодой организм доктора сумел побороть болезнь. Степан Семёнович быстро встал на ноги. Так Андреевский доказал инфекционную природу сибирской язвы. Установил, что она передаётся человеку от больных животных. Этим экспериментом он почти на сто лет опередил исследования таких зарубежных учёных, как Ричард Кох и Луи Пастер. Подробный отчёт с результатами своего опыта Андреевский отправил в Императорскую Академию наук.
Всю дальнейшую жизнь Степан Семёнович занимался санитарным просвещением людей. До сих пор актуальна и популярна его печатная работа «Краткое описание сибирской язвы, содержащее предохранительные и врачевательные средства в пользу простого народа», которую он издал в 1796 году. В ней автор дает рекомендации о том, как соблюдать карантин, как вести себя человеку, если он обнаружил заболевание у себя или животного. Примечательно, что рекомендации доктора Андреевского не потеряли своей актуальности и в наши дни. За исследования сибирской язвы и подвиг самопожертвования Степана Семёновича наградили Орденом Святого Владимира 4-й степени. Скончался героический доктор в 1818-м году, ему было 58 лет. Своё небольшое имущество он завещал Церкви. Уже в наши дни, в память о самоотверженном враче, в Челябинске появился сквер имени Андреевского.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.