
Челябинск, самый крупный город Южного Урала, в конце XVIII-го века был тихим провинциальным городком, где обитало не более двух тысяч человек. Челябинцы жили налаженной, размеренной жизнью. Но однажды пришла беда. В 1785-м году в городе и окрестностях разразилась эпидемия странной, неизвестной болезни. В официальных документах того времени есть записи о гибели «несметного количества скота, а также людей». Всё осложнялось тем, что в Челябинске в тот момент не было врача. Единственного военного лекаря вместе с гарнизоном перевели на другое место службы, а нового прислать не успели. В результате, когда вести о «моровом поветрии» дошли до Петербурга, Челябинск был уже на грани вымирания. Для помощи местным жителям и выяснения обстоятельств, из Петербурга туда направили медицинскую экспедицию. Возглавил её 26-летний штаб-лекарь Санкт-Петербургского сухопутного госпиталя Степан Семёнович Андреевский.
Несмотря на молодость, Степан Семёнович был весьма опытным врачом. Окончил Кронштадтскую медицинскую школу при Морском госпитале. А перед этим — Киевскую духовную академию. Поначалу Андреевский хотел идти по стопам отца, священника. Однако тяга к медицине взяла верх. Степан Семёнович стал лечить людей. Он занимался не только практикой, но и научными исследованиями. В 1781-м, на должности подлекаря Черниговского лёгкоконного полка, Андреевский создал уникальный для того времени труд под названием «Обсервации». Доктор тщательным образом исследовал окрестности на предмет антисанитарных условий, описал их причины, а главное — способы их устранения. По сути, Степан Семёнович стал одним из пионеров отечественной санитарии. Неудивительно, что именно его отправили в Челябинск, где свирепствовала неизвестная пока науке болезнь.
Андреевский прибыл на место и приступил к исследованиям. Немало пришлось ему помотаться по бездорожью челябинских окрестностей и казачьим станицам, собирая материал. Наконец, в начале 1788-го года, Степан Семёнович направил в Петербург детальное описание клинической картины «сибирской язвы» — такое название успело закрепиться за таинственной болезнью. Андреевский подробно зарисовал «вид, величину и внутреннее строение опухолей, людей и скот поражающих». Однако Андреевский хотел точно установить, является ли заболевание инфекционным. И понимал, что есть только один способ это узнать.
18 июля 1788-го года он решился на эксперимент. В тот день утром доктор сходил в церковь на Литургию. Вернувшись, пригласил городничего, судью и своего помощника, подлекаря Жуковского. В их присутствии Степан Семёнович сделал на руке надрез и ввёл себе под кожу бациллы «сибирской язвы», взятые накануне из нарыва на теле умершего животного. Первые часы доктор собственноручно вёл записи: как реагирует организм, что сам он чувствует. Потом Андреевскому стало плохо. Он потерял сознание. К счастью, под присмотром помощников-лекарей молодой организм доктора сумел побороть болезнь. Степан Семёнович быстро встал на ноги. Так Андреевский доказал инфекционную природу сибирской язвы. Установил, что она передаётся человеку от больных животных. Этим экспериментом он почти на сто лет опередил исследования таких зарубежных учёных, как Ричард Кох и Луи Пастер. Подробный отчёт с результатами своего опыта Андреевский отправил в Императорскую Академию наук.
Всю дальнейшую жизнь Степан Семёнович занимался санитарным просвещением людей. До сих пор актуальна и популярна его печатная работа «Краткое описание сибирской язвы, содержащее предохранительные и врачевательные средства в пользу простого народа», которую он издал в 1796 году. В ней автор дает рекомендации о том, как соблюдать карантин, как вести себя человеку, если он обнаружил заболевание у себя или животного. Примечательно, что рекомендации доктора Андреевского не потеряли своей актуальности и в наши дни. За исследования сибирской язвы и подвиг самопожертвования Степана Семёновича наградили Орденом Святого Владимира 4-й степени. Скончался героический доктор в 1818-м году, ему было 58 лет. Своё небольшое имущество он завещал Церкви. Уже в наши дни, в память о самоотверженном враче, в Челябинске появился сквер имени Андреевского.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 102. Богослужебные чтения

Среди псалмов есть те, о которых сложно что-либо сказать: их текст говорит сам за себя, и каждая фраза таких псалмов — это законченный гимн Богу. Сегодня во время великопостного богослужения Устав Православной Церкви предписывает прочитывать один из таких псалмов — 102-й. Давайте его послушаем.
Псалом 102.
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.
2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5 насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6 Господь творит правду и суд всем обиженным.
7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не до конца гневается, и не вовек негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;
12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветёт.
16 Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
В только что прозвучавшем псалме выражено всё, что нужно знать человеку об отношении Бога к нам.
Псалмопевец начал свою речь с призыва к собственной душе, он призвал её благословить Бога, эту мысль можно перефразировать и сказать, что псалмопевец напомнил самому себе, что всё благо — от Бога, и вне Бога блага попросту не существует. Дальнейший же текст псалма лишь раскрывает эту мысль.
Давайте обратим внимание на основные мысли услышанного нами гимна.
Невозможно пройти мимо утверждения, что Бог прощает нам наши беззакония, и эта мысль непосредственно примыкает к призыву благословить Бога, следовательно, можно сделать вывод, что самое яркое выражение благости Бога состоит в Его прощении наших грехов.
Далее псалмопевец перешёл к мысли о том, что вслед за прощением мы получаем устроение нашей жизни самым наилучшим способом.
Не может не обратить на себя внимания и фраза об отношении Бога к человеческим стремлениям: «Насыщает благами желание твоё» (Пс. 102:5). Однако стоит признать, что Синодальный русский перевод здесь не совсем удачен, и уместнее было бы перевести это место так, как в своё время перевёл его замечательный дореволюционный библеист Павел Александрович Юнгеров: «Исполняющего благие желания твои». Бог действительно исполняет наши благие желания, более того, Он делает их исполнение превосходящим наши самые смелые фантазии, и у любого христианина найдутся яркие примеры правоты слов псалмопевца.
Стоит заметить, что псалом не проходит и мимо печальной участи каждого человека, он напоминает, что наши дни, «как трава; как цвет полевой». Но, упомянув об этом, псалом вовсе не теряет возвышенного, торжественного и оптимистичного настроя, и он снова переходит к милости Божией, которая вовсе не ограничивается временем жизни человека, она простирается дальше — в вечность: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Пс. 102:17–18). Человек — смертен, но Бог не таков, а жизнь человека — в Боге, если мы это осознаём и стремимся к нашему Творцу, то нам уготована блаженная участь, превосходящая участь верных Богу бесплотных сил, упоминанием которых и заканчивается прозвучавший сегодня псалом.
Псалом 102. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 102. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 102. На струнах Псалтири
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.
2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6 Господь творит правду и суд всем обиженным.
7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не до конца гневается, и не вовек негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.
15 Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.
16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
«Пакет с пакетами»

Фото: Anna Shvets / Pexels
Собиралась как-то утром на работу, накинула куртку и уже готова была надевать ботинки, как вспомнила, что забыла проверить, выключен ли утюг. Вернулась на кухню, и тут мой взгляд остановился на пакете с пакетами. Такой, наверное, есть в каждом доме. На мгновение я задумалась. А что, если взять парочку пакетов и убрать те бутылки на склоне у моста? Я ведь каждый день прохожу мимо, невольно осуждая каких-то, неизвестных мне людей...
Только двух пакетов не хватило. Рядом с бутылками обнаружились другие. А ещё жестяные банки, коробки и снова бутылки... В общем, я приняла вызов. Уборка занимала всего пять минут в день и длилась на протяжении двух месяцев.
Помню чувство, когда весь склон очистился. На душе было ощущение правильности происходящего. Да и физически ощущалась какая-то бодрость. Ещё бы! Столько поклонов сделать с утра...
Текст Клима Палехи читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе