
Фото: PxHere
В июне 1941 года на судостроительном заводе в черноморском городе Николаеве проходил испытания новый, только что построенный ледокол «Анастас Микоян», названный так в честь видного советского государственного деятеля. Корабль был готов бороздить льды Арктики. Но грянула Великая Отечественная война...
Новый ледокол остался в южных водах — защищать от врага Черноморское побережье. Для этой цели «Микоян» в самый короткий срок был переоборудован во вспомогательный крейсер и оснащён оружием. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Прикрывал высадку десанта, эвакуировал раненых и гражданское население. В ноябре 1941-го сплочённая и закалённая под вражескими обстрелами команда ожидала новых боевых задач. Но вместо этого неожиданно получила приказ... разоружаться. На высшем уровне было принято секретное решение: кораблю необходимо совершить переход из Чёрного моря на Дальний Восток. В Арктике, на Северном морском пути, по которому идут жизненно важные для воюющего государства грузы, ледокол всё же оказался нужнее, чем в Чёрном море.
Этот кругосветный поход ледокола «Анастас Микоян» стал настоящей героической одиссеей. 25 ноября корабль вышел из порта Батуми. Чтобы запутать врага, «Микоян» имитировал переход в Севастополь, а в итоге взял курс на Босфор, к берегам Стамбула. Турция формально сохраняла во Второй Мировой войне нейтралитет, поэтому согласилась пропустить ледокол через свои воды при условии отсутствия оружия на судне. Однако дальше «Микояну» предстояло идти через Эгейское море, где находились мощные базы итальянцев — союзников Гитлера. Предполагалось, что безопасность советскому ледоколу обеспечат британские корабли. Но незадолго до этого королевский флот понёс большие потери и не смог предоставить «Микояну» конвой. Ледокол, тайно снявшись с рейда в Стамбуле, продолжил путь на свой страх и риск. Спустя трое суток, у острова Родос в Эгейском море, «Анастас Микоян» был обнаружен итальянцами. Против безоружного советского судна было выпущено шесть торпед. К счастью, благодаря манёврам корабля, ни одна из них не попала в цель. Тогда фашисты применили автоматические пушки. Атака продолжалась больше двух часов. Ледокол получил около пятисот пробоин, однако героическими усилиями моряков сумел выстоять. Сын одного из участников боя, главного боцмана Александра Гройсмана, рассказывал, что в ту ночь его совсем ещё молодой отец полностью поседел.
Ещё одно испытание ожидало «Микоян» в порту палестинской Хайфы. На стоящем неподалёку от ледокола британском танкере «Феникс» загорелась нефть. Огонь быстро перекидывался на соседние суда. В этих условиях команда ледокола сумела не только отвести своё судно в безопасное место, но и помогла другим экипажам. Старший моторист Николай Кузов вспоминал: «Моряки „Микояна“ дружно и самоотверженно,... рискуя жизнями, оказали всем, кому только смогли, свою помощь». Во время дальнейшего пути команде ледокола, чтобы запутать противника, не раз пришлось прибегать к хитрости. Например, в египетском порту Суэц на палубе «Микояна» для устрашения врага соорудили бутафорские артиллерийские установки из брёвен и брезента. Дальнейший путь корабля осложняла война Японии с США и Великобританий. В результате, чтобы попасть в Арктику, кораблю пришлось совершить кругосветное путешествие: пройти через Южную Атлантику, и дальше — вдоль западного побережья американского континента с юга на север. 9 августа 1942 года «Микоян» подошёл к берегам Чукотки. Позади были 25 тысяч морских миль, или 46000 километров тяжелейшего перехода.
Долгое время подвиг команды ледокол «Анастас Микоян» был засекречен. Только в конце 1950-х годов стали появляться первые публикации о нём. До сих пор живы потомки командира и членов экипажа ледокола, которые хранят уникальные документы, фотографии и печатные материалы о подвиге героического корабля.
Все выпуски программы Открываем историю
- Покровский собор. История создания
- Харьковский институт благородных девиц
- Россия на Всемирной выставке
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема